МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2023.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
канд.пед. наук, доцент, Гинжул Е.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 09.04.2024 г. № 12
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Кравчук Т.А.
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовить обучающихся к проектному виду профессиональной деятельности для решения профессиональной задачи – разработка туристских услуг и туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических требований на следующих объектах профессиональной деятельности: предприятия индустрии туризма.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Теория и методика физической культуры
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Организация спортивно-массовых мероприятий
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Физиология физической культуры
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Правовые основы профессиональной деятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.11: Умеет:
- проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук;
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; требований дополнительного образования;
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся;
ПК-1.7: Знает:
- теоретические основы управления учебно-познавательной деятельностью в сфере физической культуры и спорта;
- теоретические и методические основы базовых видов спорта школьной программы;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, подсобных помещений к ним, других мест проведения занятий;
- закономерности и условия достижения спортивных результатов в процессе состязаний;
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.6: Умеет:
- осуществлять планирование физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учетом его целей и задач физкультурно-спортивной организации
- проводить оценку ресурсного обеспечения спортивного, физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Основные понятия. Типы, виды и формы детско-юношеского туризма
Основные понятия. Типы, виды и формы детско-юношеского туризма. /Лек/
Введение в детско-юношеский туризм.
Основные понятия типы, виды и формы детско-юношеского туризма. Туризм как вид деятельности. Классификация типов, видов и форм. Принципы и организация деятельности в детско-юношеском туризме. Цель и задачи курса. Особенности специализации. Характеристика детско-юношеского туризма как средства развития и воспитания детей и подростков
Введение в детско-юношеский туризм. /Лек/
Принципы и организация деятельности в сфере детско-юношеского туризма. Цель и задачи курса. Основные понятия типы, виды и формы детско-юношеского туризма.
История развития детско-юношеского туризма в Омской области. /Пр/
История развития детско-юношеского туризма на территории Омской области. Бюджетные организации занимающиеся реализацией программ туристско-краеведческой направленности.
Основные понятия. Типы, виды и формы детско-юношеского туризма. /Ср/
Подготовить мультимедийную презентацию по одному из этапов развития детско-юношеского туризма по выбору.
Раздел 2. Организация детско-юношеского туризма
Организация детско-юношеского туризма /Лек/
Возрастные особенности детей и подростков при использовании средств туризма. Нормативно-правовые особенности проектирования туристских услуг для детей и подростков.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Организация детско-юношеского туризма /Пр/
Структура и характеристика типов услуг в детско-юношеском туризме.
Организация детско-юношеского туризма /Пр/
Понятие проектной деятельности. Этапы проектирования туристского продукта.
Организация детско-юношеского туризма /Ср/
Составить реестр типовых услуг в детско-юношеском туризме
Раздел 3. Организация туристско-краеведческой деятельности.
Организация туристско-краеведческой деятельности. /Лек/
Типы туров туристско-краеведческой направленности. Омская область как объект программ туристско-краеведческой направленности. Популярные направления регионов РФ по программам туристско-краеведческой направленности.
Типы туров туристско-краеведческой направленности. /Лек/
Пешеходные, водные, лыжные, вело, горные, спелео, рекреационные и др. виды туров
Популярные направления регионов РФ по программам туристско-краеведческой направленности. /Пр/
Алтай, Байкал, Саяны, Карелия, Тыва, Краснодарский край, Урал, Хакасия, Приэльбрусье как наиболее популярные регионы для программ турстско-краеведческой направленности.
Организация туристско-краеведческой деятельности. /Ср/
Подготовить образовательный проект с использованием программ туристско-краеведческой направленности для детей и подростков
Раздел 4. Использование средств спортивно-оздоровительного туризма для внешкольных мероприятий.
Использование средств спортивно-оздоровительного туризма для внешкольных мероприятий. /Лек/
Типы туров с использованием средств спортивно-оздоровительного туризма. Программы с использованием средств спортивно-оздоровительного туризма.
Программы с использованием средств спортивно-оздоровительного туризма. /Лек/
Содержание программ, структура, особенности разработки программ туристско-краеведческой направленности.
Омская область как объект программ с использованием средств спортивно-оздоровительного туризма. /Пр/
Районы Омской области наиболее популярные и доступные для реализации туристских программ (пешеходных, водных, лыжных).
Использование средств спортивно-оздоровительного туризма для внешкольных мероприятий. /Ср/
Подготовить образовательный проект с использованием средств спортивно-оздоровительного туризма для детей и подростков
Раздел 5. Организация деятельности туристских палаточных лагерей
Организация деятельности туристских палаточных лагерей. /Лек/
Типы палаточных лагерей. Направления программ в палаточных лагерях.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Нормативно-правовая база РФ по деятельности летних палаточных лагерей. /Пр/
Основные документы регламентирующие деятельность летних палаточных лагерей.
Особенности обеспечения безопасности детей и подростков в палаточных лагерях.
Направления программ в палаточных лагерях. /Пр/
Тематические программы и направленности для палаточных лагерей.
опыт реализации палаточных лагерей различного типа на территории России и Омской области в частности (археологические, спортивные, экологические и.тд.)
Организация деятельности туристских палаточных лагерей. /Ср/
Подготовить проект палаточного лагеря для детей и подростков с использованием средств спортивно-оздоровительного туризма
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля обучающийся должен подготовить: опрос по пройденной теме (5), доклад и презентация (1), план- конспект рекреационного занятия (1), разработка и оформление проекта массового туристского мероприятия для школьников (1), защита проекта, презентация (1).
5.2. Промежуточная аттестация
Для получения зачета обучающемуся необходимо набрать по текущему контролю не менее 61 балла
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Опрос по пройденной теме 5 5*5=25
Самостоятельная работа (доклад и презентация) 10 1*10=10
План- конспект рекреационного занятия 15 1*15=15
Разработка и оформление проекта массового туристского мероприятия для школьников 40 1*40=40
Защита проекта, презентация и доклад 10 1*10=10
Всего 100
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Детско-юношеский туризм: учеб. пособие для академ. бакалариата
Кравчук Т. А., Зданович И. А., Агальцов В. Н.
Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032103 - Рекреация и спорт.-оздоров. туризм : в 2 ч.
Омск: Изд-во СибГУФК, 2009
Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032103 - Рекреация и спорт.-оздоров. туризм : в 2 ч.
Омск: Изд-во СибГУФК, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Спортивно-оздоровительный туризм как основа воспитания подростков
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2021
https://www.iprbookshop.ru/99913
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
сост. С. Ю. Махов ; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания
Основы активного туризма: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/95408
Обеспечение безопасности в туризме: учеб. пособие студентов вузов
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020
https://www.iprbookshop.ru/93541
Основы туризма: учеб-метод. пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/83810
Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В.
Туризм и спортивное ориентирование: учеб. для студентов вузов по направлению "Пед. образование" (профиль "физ. культура")
Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. пособие для бакалавров
Москва: Дашков и К°, 2016
https://www.iprbookshop.ru/21421
Константинов Ю. С., Зорина Г. И., Маслов А. Г.
Организация и проведение туристских походов с учащимися: учеб-метод. пособие
М.: Сов. спорт [и др.], 2011
http://www.iprbookshop.ru/14286
сост. : Ю. С. Константинов, С. В. Усков
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи
Константинов Ю. С., Куликов В. М.
Педагогика школьного туризма: учеб.-метод. пособие
под ред. : Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова
Туризм и краеведение: образоват. программа для системы доп. образования детей
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
Программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Официальный сайт туристического портала Омской области http://omsk-turinfo.com/
Официальный сайт Ассоциации туроператоров России https://www.atorus.ru/
Официальный сайт Федерального агентства по туризму https://tourism.gov.ru/
Официальный сайт Мирового атласа данных https://knoema.ru/atlas/topics/Туризм
Официальный сайт Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Зал туризма: скальный тренажер – 1, страховочные системы – 40, страховочные устройства – 10, веревки основные (динамические) – 6, веревки основные статические – 10, карабины – 30, зажимы (типа «жумар») – 1, репшнур – 20.
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
Для самостоятельной работы обучающихся:
Зал туризма: скальный тренажер – 1, страховочные системы – 40, страховочные устройства – 10, веревки основные (динамические) – 6, веревки основные статические – 10, карабины – 30, зажимы (типа «жумар») – 1, репшнур – 20.
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx