44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- методы врачебно-педагогического контроля;
- педагогические закономерности, принципы и методические особенности осуществления контроля и оценки;
- определять и реализовывать формы, методы и средства осуществления контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, выявления и психолого-педагогической коррекции групповых и индивидуальных трудностей в обучении в мониторинговом режиме;
- организовать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, результатов освоения ООП обучающихся;
- оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
- оценивать образовательные результаты, формируемые в преподаваемых предметах (ФК и БЖ) предметные и метапредметные компетенции;
- подобрать контрольные упражнения для оценки параметров физической, технической подготовленности занимающихся и обучающихся;
- планировать содержание и последовательность проведения педагогического контроля при осуществлении тренировочного процесса и освоении программ общего образования;
- оценивать результаты учебной деятельности обучающихся и реализации норм ВФСК ГТО на основе объективных методов контроля;
- использовать систему нормативов и методик контроля физической и технической
подготовленности занимающихся;
- использовать комплексное тестирование физического состояния и подготовленности занимающихся,
- интерпретировать результаты тестирования подготовленности занимающихся;
- роль педагогического контроля в целесообразной организации тренировочного и образовательного процесса, необходимость его взаимосвязи с медико-биологическим контролем;
- основные слагаемые педагогического контроля (контроль параметров движений, физических качеств, динамики функциональных сдвигов, эффекта текущих воздействий и общих результатов тренировочного и образовательного процессов);
- нормативные требования и показатели физической подготовленности, представленные в ВФСК «ГТО», программах по физической культуре, в том числе в программах дополнительного образования;
- систему оценивания обучающихся в процессе освоения образовательных программ по физической культуре;
ции
Оценочные средства для текущего контроля представлены в приложении.
За посещение лекционных и практических занятий преподаватель имеет право к общей сумме баллов текущей успеваемости добавить до 5 поощрительных баллов.
Вопросы к экзамену
1. Цель, задачи, формы организация врачебно-педагогического контроля в процессе занятий физической культурой и спортом.
2. Виды врачебного обследования лиц, занимающихся ФКиС.
3. Нормативно-правовое обеспечение врачебно-педагогического контроля при занятиях ФКиС.
4. Анамнез и его значение для врачебно-педагогического контроля.
5. Понятие о биологическом и паспортном возрасте. Методика определения биологического возраста у детей и подростков.
6. Понятие об осанке. Виды нарушения осанки. Методика исследования осанки.
7. Методика исследования телосложения с помощью соматоскопии.
8. Типы телосложения во взаимосвязи с уровнем здоровья и физическими способностями детей и подростков.
9. Антропометрия как метод исследования физического развития. Методика измерения роста, веса, окружностей тела, широтных размеров, ЖЕЛ, мышечной силы.
10. Оценка физического развития методом стандартов. Методика построения антропометрического профиля.
11. Оценка физического развития методом индексов и методом центилей.
12. Характеристика общих клинических методов исследования сердечно-сосудистой системы.
13. Методика проведения и оценки функциональных проб сердечно-сосудистой системы на примере пробы Мартине-Кушелевского. Характеристика нормотонического типа реакции.
14. Варианты типов реакции в функциональных пробах сердечно-сосудистой системы. Характеристика атипических (патологических) типов реакции.
15. Методика проведения и оценка теста Руфье-Диксона.
16. Методика проведения и оценка Гарвардского степ-теста.
17. Методика проведения и оценка результатов теста PWC170.
18. Методика исследования и оценки ЖЕЛ.
19. Функциональные пробы внешнего дыхания: пробы Розенталя, Шафрановского. Методика проведения и оценка результатов.
20. Гипоксические пробы (Штанге и Генчи, с гипервентиляцией и физической нагрузкой). Методика проведения и оценка результатов.
21. Методика исследования и оценка статической и динамической координации.
22. Методы исследования и оценка функционального состояния вегетативной нервной системы (дермография, ортостатическая проба).
23. Факторы риска возникновения патологических состояний при занятиях ФКиС.
24. Внешние признаки утомления. Оценка степени утомления.
25. Переутомление. Признаки, двигательный режим, меры профилактики.
26. Понятие о физическом перенапряжении. Причины возникновения. Клинические формы.
27. Острая сердечно-сосудистой недостаточность. Понятие. Причины и механизм развития, симптомы, меры профилактики.
28. Гравитационный шок. Причины и механизм развития, признаки, меры профилактики.
29. Ортостатический коллапс. Причины и механизм развития, симптомы, меры профилактики.
31. Меры профилактики патологических состояний при занятиях ФКиС.
32. Особенности организации и содержание врачебно-педагогического контроля физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
33. Характеристика медицинских групп для занятий физической культурой.
34. Диспансеризация детей и подростков, занимающихся спортом в организациях дополнительного образования.
35. Цель и задачи врачебно-педагогических наблюдений на уроках физической культуры.
36. Исследование функционального состояния занимающегося в процессе урока физической культуры. Построение физиологической кривой урока.
37. Методика проведения и оценки врачебно-педагогических наблюдений с дополнительными нагрузками.
38. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой. Цель, задачи. Показатели самоконтроля.
.
.
Тест 6 баллов х 2 = 12 баллов
Практическая работа 3 балла х 9= 27 баллов
Ситуационная задача 3 балла х 2 = 6 баллов
Кейс-задание 5 баллов х 2 = 10 баллов
Поощрительные баллы = 5 баллов
Всего за текущий контроль 60 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен)
Теоретический вопрос №1 = 20 баллов
Теоретический вопрос №2 = 20 баллов
Всего за промежуточную аттестацию 40 баллов
Оценка по дисциплине формируется из суммы баллов, полученных при текущем контроле и промежуточной аттестации:
60 и менее – неудовлетворительно
61-72 – удовлетворительно
73-86 – хорошо
87-100 - отлично