МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2023.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у бакалавров основ социальной педагогики при подготовке к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, безопасности жизнедеятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История образования и педагогической мысли
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Теория и методика физической культуры
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Психолого-педагогическая практика
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Современные образовательные технологии
Возрастная и педагогическая психология
Возрастная анатомия и физиология
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Междисциплинарная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1: Знает:
- психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
- основы социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации;
- современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- подходы к выбору и особенности использования педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения в контексте задач инклюзии;
- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в образовательном процессе;
ОПК-6.5: Умеет:
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
- выбирать и реализовывать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания в контексте задач инклюзивного образования, адресной помощи обучающимся, оценивать их результативность;
- формировать мотивацию к обучению, вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания;
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.4: Знает:
- индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Социальная педагогика как наука и учебная дисциплина
Лекция 1. Социальная педагогика как часть общей педагогики, ориентированной на анализ социальных основ воспитания
/Лек/
Термин и понятие «социальная педагогика». Объект и предмет социальной педагогики. Задачи и функции социальной педагогики. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Социальная педагогика как область практической деятельности взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. Социальная педагогика как учебная дисциплина. Понятийный аппарат социальной педагогики.
Семинарское занятие 1. Социальная педагогика как часть общей педагогики, ориентированной на анализ социальных основ воспитания
/Пр/
Термин и понятие «социальная педагогика». Объект и предмет социальной педагогики. Задачи и функции социальной педагогики. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Социальная педагогика как область практической деятельности взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. Социальная педагогика как учебная дисциплина. Понятийный аппарат социальной педагогики.
Семинарское занятие 2. Принципы социального воспитания
/Пр/
Социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики. Понятие «принцип» и «правило». Принцип целостности. Назначение принципов. Принцип природосообразности, его назначение, правила реализации. Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации. Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченными возможностями. Правила реализации принципа гуманизма. Принципы аналогичности, незавершенности, центрации на развитии личности в социальном воспитании.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 2. Раздел 2. Социализация личности
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Лекция 2. Понятие социализации личности
/Лек/
Соотношение понятий развитие личности и социализация. Человек в процессе социализации. Составляющие процесса социализации. Усвоение социальных ролей как составляющая процесса социализации. Этапы, институты, агенты, факторы социализации. Средства и механизмы социализации.
Семинарское занятие 3. Понятие социализации личности
/Пр/
Соотношение понятий развитие личности и социализация. Человек в процессе социализации. Составляющие процесса социализации. Усвоение социальных ролей как составляющая процесса социализации. Этапы, институты, агенты, факторы социализации. Средства и механизмы социализации.
Семинарское занятие 4. Факторы и механизмы социализации
/Пр/
Понятие о факторах социализации. Мегафакторы как факторы, влияющие на социализацию всех жителей Земли (космос, планета, мир). Макрофакторы – факторы, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определенных странах (страна, этнос, общество, государство). Влияние мезофакторов на социализацию человека. Социально-педагогические возможности СМИ. Микрофакторы социализации.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 3. Раздел 3. Социальные отклонения в теории социальной педагогики
Лекция 3. Социальная педагогика как теория социальных отклонений
/Лек/
Понятие «нормы» и «отклонений». Виды отклонений. Значение понятий нормы и отклонения для социальной педагогики. Физические отклонения (понятие, виды недостатков). Психические отклонения (разновидности, одарённость). Педагогические отклонения. Социальные отклонения. Теории отклонений (факторы отклонений, медицинская и социальная модели). Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение. Причины формирования отклоняющегося поведения.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Семинарское занятие 5. Социальная педагогика как теория социальных отклонений
/Пр/
Понятие «нормы» и «отклонений». Виды отклонений. Значение понятий нормы и отклонения для социальной педагогики. Физические отклонения (понятие, виды недостатков). Психические отклонения (разновидности, одарённость). Педагогические отклонения. Социальные отклонения. Теории отклонений (факторы отклонений, медицинская и социальная модели). Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение. Причины формирования отклоняющегося поведения.
Семинарское занятие 6. Формы девиантного поведения
/Пр/
Отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Аддиктивное (зависимое) поведение несовершеннолетних. Химическая зависимость несовершеннолетних (алкоголизм, наркомания, токсикомания). Виды нехимической зависимости (граффити, лудомания, интернет-зависимость и т.д.). Другие формы отклоняющегося поведения.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 4. Раздел 4. Социально-педагогическая поддержка разных категорий детей в образовательных учреждениях
Лекция 4. Технологии социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
/Лек/
Понятие «социальная адаптация». Типы адаптированного процесса. Значение социальной адаптации как научной и прикладной проблемы. Взаимосвязь адаптации и социализации. Влияние среды на развитие ребенка. Проблема адаптации. Социальная дезадаптация, её причины, предупреждение и преодоление. Социальная реабилитация ребенка. Понятие социально-педагогической виктимологии. Направления и формы работы с различными группами людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации.
Лекция 5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
/Лек/
Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема. Химическая зависимость несовершеннолетних (алкоголизм, наркомания, токсикомания). Виды нехимической зависимости (граффити, лудомания, интернет-зависимость и т.д.) Агрессия. Буллинг. Превенция и интервенция девиантного поведения подростков. Методы и формы профилактики и коррекции девиантных форм поведения. Медиация в образовательной организации.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Семинарское занятие 7. Технологии социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
/Пр/
Понятие «социальная адаптация». Типы адаптированного процесса. Значение социальной адаптации как научной и прикладной проблемы. Взаимосвязь адаптации и социализации. Влияние среды на развитие ребенка. Проблема адаптации. Социальная дезадаптация, её причины, предупреждение и преодоление. Социальная реабилитация ребенка. Понятие социально-педагогической виктимологии. Направления и формы работы с различными группами людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации.
Семинарское занятие 8. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья
/Пр/
Нормативно-правовые основы получения образования детьми-инвалидами в образовательных учреждениях. Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе. Содержание и механизмы деятельности ПМПК в условиях реализации ФГОС инклюзивного образования. Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Основы образовательной технологии тьюторского сопровождения.
Семинарское занятие 9. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
/Пр/
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Сиротство как социальное явление. Нормативно-правовая база и механизмы ее реализации. Основные направления оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Семинарское занятие 10. Социально-педагогическая поддержка детей мигрантов
/Пр/
Понятие и категории мигрантов. Проблемы детей семей мигрантов. Социальная защита детей семей мигрантов. Организация социально-педагогической поддержки семьям вынужденных мигрантов и их детям.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Семинарское занятие 11. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
/Пр/
Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема. Химическая зависимость несовершеннолетних (алкоголизм, наркомания, токсикомания). Виды нехимической зависимости (граффити, лудомания, интернет-зависимость и т.д.) Агрессия. Буллинг. Превенция и интервенция девиантного поведения подростков. Методы и формы профилактики и коррекции девиантных форм поведения. Медиация в образовательной организации. Основное содержание медиативного подхода в образовании. Техники медиации. Восстановительный подход. Восстановительная медиация. Конфликты в образовательной среде. Способы профилактики конфликтов. Алгоритм помощи при буллинге.
Семинарское занятие 12. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей
/Пр/
Определение понятий «способность» и «одарённость». Человеческие способности как психологические свойства личности. Классификация видов одарённости. Концепция врождённой одарённости. Воображение как один из компонентов таланта. Практические аспекты воспитания и обучения одарённых детей. Проблемы одарённых детей. Технология тьюторства в сопровождении одаренного ребенка.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Подготовить реферат «Технологии социально-педагогической поддержки разных категорий детей в образовательных учреждениях» /Ср/
Разработать программу профилактики девиантного поведения /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Обучающийся должен принять участие в 12 семинарских занятиях (собеседование), выполнить практические работы (программу развития), пройти тестирование, подготовить доклад с презентацией и реферат.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
Виды работ:
1. Собеседование на семинарах - 12 семинаров *2-4 балла= 40б.
2. Программа развития = 15б.
3.Реферат= 15б.
4. Доклад с презентацией=10б.
5. Тест - итоговый - 20 вопросов *1балл = 20б.
Итого по текущему контролю - 100 баллов
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
отв. ред. : С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева
Социальная педагогика: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
под ред. : В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой
Социальная педагогика: учеб. для бакалавров
под ред. М. А. Галагузовой
Социальная педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81049
Василькова Т. А., Василькова Ю. В.
Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов
Наумчик В. Н., Паздников М. А.
Социальная педагогика: проблема "трудных" детей. Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, аспирантов пед. вузов
Минск: Адукацыя i выхаванне, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ