МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2023.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 07.05.2024 г. № 11
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
сформировать теоретические знания, ценностные ориентации и компетенции в сфере педагогической деятельности в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни, необходимых для укрепления и сохранения здоровья, профилактики болезней и популяризации здорового образа жизни среди детей и взрослых
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная и педагогическая психология
Возрастная анатомия и физиология
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Психолого-педагогическая практика
История образования и педагогической мысли
Междисциплинарная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2: Знает:
- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Понятие здоровья. Понятие о первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Здоровье и факторы его определяющие. Факторы, влияющие на здоровье. /Лек/
Определение понятия «здоровье», его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье. Этапы формирования здоровья. Здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие. Вклад генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни в формирование и сохранение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Индивидуальное здоровье, его показатели. Критерии здоровья. Группы здоровья. * (проблемная лекция)
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Первая доврачебная (медицинская) помощь. /Лек/
Первая доврачебная помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Принципы оказания первой доврачебная помощи. Организация первой доврачебной помощи при стихийных бедствиях
Этапы оказания первой медицинской помощи. /Лек/
Принцип этапности при оказания первой доврачебной помощи. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
Здоровье и факторы его определяющие /Пр/
Здоровье и факторы его определяющие.
Определение понятия «здоровье», его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье. Вклад генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни в формирование и сохранение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Группы здоровья
Первая врачебная помощь при неотложных состояниях /Пр/
Первая доврачебная помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации.
Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства.
Принципы оказания первой доврачебная помощи. Организация первой доврачебной помощи при стихийных бедствиях.
Принцип этапности. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Этапы оказания первой доврачебной помощи /Пр/
Этапы оказания первой доврачебной помощи.
Принцип этапности при оказания первой доврачебной помощи. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
Понятие
здоровья.
Понятие о
первой
медицинской
помощи при неотложных состояниях /Ср/
Изучение теоретического материала, работа с пособиями, учебными и
научными изданиями
Раздел 2. Характеристика травматизма и его профилактика.Первая доврачебная помощь. Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них.
Определение понятий "травма" , "травматизм". Классификация травм и травматизма. /Лек/
Классификация травм и травматизма. Виды кровотечений. Меры профилактики травм и первая помощь при них.
Открытые и закрытие травмы. Виды кровотечения. Признаки, опасность кровопотери. Временная и окончательная остановка кровотечения. Само и взаимопомощь при кровотечениях
Травмы мягких тканей и переломы костей. Первая доврачебная помощь и меры профилактики. /Лек/
Первая доврачебная помощь и меры профилактики.
Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей.
Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. /Лек/
Меры профилактики травм и первая помощь при них.
Характеристика детского травматизма. Классификация детского травматизма. Место травматизма среди других заболеваний. Классификация, распределение по возрастным группам. Меры профилактики.
Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие. /Лек/
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них. /Лек/
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них (продолжение).
Понятие «острый живот» тактика и первая помощь. Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях, химических и термических ожогах, переохлаждении, отморожении, утоплении, электротравме, синдроме длительного сдавливания, тепловом и солнечном ударе.
Определение понятий "травма", "травматизм" /Пр/
Практическая работа 2. Определение понятий «травма», травматизм. Классификация травм и травматизма. Открытие травмы и закрытые травмы. Основные виды кровотечений. Меры профилактики травм и первая помощь при них *(решение ситуационных задач).
Открытые и закрытие травмы. Виды кровотечения. Признаки, опасность кровопотери. Временная и окончательная остановка кровотечения. Само и взаимопомощь при кровотечениях. Техника остановки кровотечения и наложения жгута.
Практическая работа 3. Десмургия
*(работа в малых группах).
Основные виды повязок. Основные правила наложения повязок. Техника наложения повязок на голову, грудную клетку, брюшную полость, верхние и нижние конечности.
Травмы мягких тканей и переломы костей /Пр/
Семинарское занятие 3. Травмы мягких тканей и переломы костей. Первая доврачебная помощь и меры профилактики (решение ситуационных задач, работа в малых группах).
Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей
Характеристика детского травматизма /Пр/
Семинарское занятие 4. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.
Характеристика детского травматизма. Классификация детского травматизма. Место травматизма среди других заболеваний. Классификация, распределение по возрастным группам. Меры профилактики. Коллоквиум
Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие /Пр/
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них(продолжение) /Пр/
Первая доврачебная помощь при гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них(продолжение) /Пр/
Понятие «острый живот» тактика и первая помощь. Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях, химических и термических ожогах, переохлаждении, отморожении
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них(продолжение) /Пр/
Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при утоплении, электротравме, синдроме длительного сдавливания, тепловом и солнечном ударе
Характеристика
травматизма и
его
профилактика.
Первая
доврачебная
помощь.
Неотложные
состояния и
первая
доврачебная
помощь при них /Ср/
Изучение теоретического материала, работа с пособиями, учебными и
научными изданиями
Раздел 3. Терминальные состояния и первая доврачебная помощь при них. Реанимация.
Терминальные состояния и первая помощь при них /Лек/
Терминальные состояния (предагония, терминальная пауза, агония и клиническая смерть). Биологическая смерть причины и признаки.
Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ.
Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Основные приемы сердечно - легочной реанимации.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Терминальные состояния и первая доврачебная помощь при них /Пр/
Терминальные состояния (предагония, терминальная пауза, агония и клиническая смерть). Биологическая смерть причины и признаки.
Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ.
Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Основные приемы сердечно- легочной реанимации
Итоговый коллоквиум "Оказание первой помощи при травмах, неотложных и терминальных состояниях" /Пр/
Итоговый коллоквиум «Оказание первой помощи при травмах неотложных и терминальных состояниях».
опрос студентов, решение ситуационных задач
Терминальные состояния и первая доврачебная помощь при них /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль успеваемости проводится в форме: устного ответа на практических занятиях, коллоквиума по разделам дисциплины, выполнения ситуационных задач, реферата ,доклада с презентацией.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устный ответ -5 х5=25 баллов
Реферат 10бх1=10баллов
Доклад 10бх1= 10 баллов
Ситуационные задачи 5бх5=25 баллов
Коллоквиум 15х 2=30 баллов
Итого: 100 баллов
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. и практикум для вузов
https://urait.ru/bcode/533120
Действия в полевых условиях: конспект лекций
Йошкар-Ола: Изд-во ПГТУ, 2014
https://www.iprbookshop.ru/23602
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.
Основы здорового образа жизни: учеб. для студентов вузов по направлению "Пед. образование" (профиль "безопасность жизнедеятельности")
Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Пед. образование" (квалификация "бакалавр")
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Количество компьютеров: для
студентов – 7; для преподавателя
Количество посадочных мест: для
8 учебных столов, 24 стула, 8
компьютерных столов, 1 стол для
преподавателя, 1 стул для
преподавателя, 1 огнетушитель, 2
Количество компьютеров: для
студентов – 7, для преподавателя
Количество посадочных мест: для
Учебная доска, 6 учебных столов,
преподавателя, 1 стул для
преподавателя, 1 огнетушитель, 2
Количество компьютеров: для
студентов – 8, для преподавателя
Количество посадочных мест: для
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Учебная доска, 10 учебных
компьютерных кресел, 3 стула, 1
стол для преподавателя, 1 стул
для преподавателя, 2 жалюзи.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ