МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Физкультурное образование
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
к.п.н, доцент, Непомнящих Т.А.;к.б.н, зав. кафедрой, Баймакова Л.Г.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Мельникова Ю.А. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 11.05.2023 г. № 17
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л. Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л. Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л. Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л. Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л. Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формирование компетенций в сфере материально-технического обеспечения физической культуры и спорта; знакомство студентов с основами проектирования, функционирования спортивных сооружений для различных видов спорта; знакомство с основными понятиями, проблемами и направлениями современных спортивных сооружений в России и за рубежом.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теория и методика игровых видов спорта
Теория и методика игровых видов спорта
Теория и методика игровых видов спорта
Теория и методика игровых видов спорта
Теория и методика игровых видов спорта
Теория и методика игровых видов спорта
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Теория и методика игровых видов спорта
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-15: Способен проводить материально-техническое оснащение занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий
ОПК-15.1: знает историю строительства и классификацию спортивных сооружений, особенности спортивных сооружений для различных видов спорта
ОПК-15.2: знает правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники, параметры и оборудование различных спортивных объектов, способы проверки наличия и качественных характеристик спортивных объектов, снарядов, инвентаря и оборудования
ОПК-15.5: умеет выявлять неисправности спортивного инвентаря, использовать шаблоны и образцы для проверки спортивных снарядов, инвентаря, оборудования по размерам, массе и иным нормируемым физическим характеристикам
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Основы проектирования, строительства, эксплуатации и учета спортивных сооружений
Исторические сведения о спортивных сооружениях. /Лек/
1. Спортивные сооружения древнего мира.
2. Спортивные сооружения средних веков.
3. Спортивные сооружения нового и новейшего времени.
Основы проектирования, строительства и учета спортивных сооружений. /Лек/
1. Правила по проектированию, строительству и учету спортивных сооружений.
2. Документация и паспортизация спортивного сооружения.
3. Экологические требования при строительстве спортсооружений.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Введение в курс «Спортивные сооружения».
Предмет и основные понятия дисциплины «Спортивные сооружения» /Пр/
1. Цель и задачи учебной дисциплины.
2. Классификация спортивных сооружений.
3. Определение потребности в спортивных сооружениях.
4. Финансирование строительства спортивных сооружений.
5. Краткая история развития спортивных сооружений.
Основы проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений /Пр/
1. Основы проектирования спортивных сооружений и типы проектов спортивных сооружений.
2. Подрядный, хозяйственный и комбинированный способы строительства спортивных сооружений.
3. Прием построенных спортивных сооружений в эксплуатацию (рабочая и государственная комиссии).
4. Основные этапы строительства плоскостного сооружения (на примере волейбольной площадки).
Открытые плоскостные сооружения в избранном виде спорта /Ср/
1. Размещение спортсооружений.
2. Влияние климатоэкологических факторов спортсооружений.
3. Конструкции покрытий открытых плоскостных спортсооружений.
Составить конспект по требованиям к выбору мест
размещения плоскостных сооружений,
к размерам площадок.
/Ср/
Подготовить чертеж открытых плоскостных сооружений, игровых площадок по командным и индивидуальным видам спорта, чертеж комплексной площадки. /Ср/
Производство площадок с твёрдым покрытием. /Ср/
Гигиенические требования к спортивным залам. /Ср/
Форма отчета: конспект, презентация
Подготовка к семинарам. /Ср/
Подготовка к практических занятия. Ответы на семинарах.
Раздел 2. Спортивные сооружения и комплексы. Специализированные сооружения для занятий в избранном виде спорта
Открытые спортивные сооружения для различных видов спорта.
/Ср/
1. Спортивные площадки и игровые поля для спортивных и подвижных игр.
2. Габариты, планировка конструкции,
разметка, оборудование.
Спортивные залы. Основные требования к их эксплуатации и обслуживанию в избранном виде спорта
/Ср/
1. Требования к конструкции пола и его покрытиям - деревянным и синтетическим.
2. Санитарно-гигиенические режимы эксплуатации спортивных залов.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Спортивные залы. Основные требования к их эксплуатации и обслуживанию в избранном виде спорта /Ср/
1. Спортивные залы для занятий различными видами спорта.
2. Оборудование и конструктивные решения спортивных залов.
3. Полы в спортивных залах.
Игровые площадки, Требования к покрытиям, их обслуживание и ремонт. /Ср/
1. Игровые и строительные размеры площадок.
2. Специализированные и универсальные игровые площадки.
3. Общие требования к игровым площадкам: ориентация, основания, уклоны, разметка, пропускная способность, освещенность.
Игровые площадки. Требования к покрытиям, их обслуживание и ремонт /Ср/
1 Размещение и планировка спортивных площадок.
2 Сооружение площадок, их сооружение, эксплуатация и ремонт.
Строительство простейших плоскостных сооружений /Ср/
1. Общая характеристика места строительства.
2. Конструкция основания и покрытия площадки. Расчет основных и вспомогательных материалов. Порядок выполнения строительных работ. техника безопасности.
3. Требования к основанию при устройстве синтетических покрытий. Правила укладки синтетических покрытий.
4. Оценка качества выполненных работ.
Правила расстановки спортивного оборудования в спортивных залах. /Ср/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Безопасность и рациональность. Требования к конструктивным элементам в местах крепления оборудования.
2. Основные способы крепления оборудования.
3. Техника безопасности при организации занятий.
Разработать план модернизации оснащения спортивного зала. /Ср/
Форма отчета: план-конспект
Определить расход материалов для площадки с деревянным настилом. /Ср/
Требования к участкам местности для строительства плоскостных сооружений для спортивных игр. Разметка плоскостных сооружений. /Ср/
Форма отчета: конспект, презентация
Санитарно-гигиенические требования к плоскостным сооружениям /Ср/
Форма контроля: тестовые задания
Специализированные спортивные залы. Основные правила расстановки оборудования. Вспомогательные помещения для занимающихся /Ср/
Форма отчета: реферат, презентация
Санитарно-гигиенические требования к эксплуатации спортивных залов для избранного вида спорта. Описать основные правила расстановки оборудования.
Составить схемы разновидностей дренажных систем. /Ср/
Раздел 3. Физкультурно-оздоровительные сооружения по месту жительства и отдыха
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Физкультурно-оздоровительные сооружения по месту жительства и отдыха
/Ср/
1. Состав сооружений городского центра.
2. Парковые физкультурно-оздоровительные сооружения.
3. Озеленение и микроклимат территории спортивных сооружений.
Инженерное оборудование, освещение и цвет в спортивных сооружениях
/Ср/
1. Отопление и вентиляция.
2. Водопровод и канализация.
3. Искусственное освещение и электротехнические устройства.
4. Естественное освещение и цвет.
Основные принципы оборудования физкультурных площадок для детей школьного возраста /Ср/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Выполнить конспект по теме:
Основные принципы оборудования физкультурных площадок для дете школьного возраста
Спортивные сооружения средних учебных заведений.
Основные требования к физкультурно-оздоровительным сооружения по месту жительства /Ср/
Выполнить конспект по теме:
Спортивные сооружения средних учебных заведений (оборудование, расположение, эксплуатация).
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент заочной формы должен выполнить следующие задания:
1. Собеседование
2. Реферат
3. Итоговый тест
4. Разноуровневые задания
5. Презентация
6. Контрольная работа.
7. Поощрительные баллы за посещаемость (не более 10 баллов)
5.2. Промежуточная аттестация
Формой аттестации является зачет. Обучающийся получает зачет, если он набирает от 61 до 100 баллов в рамках текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Собеседование: 5х3= 15 баллов
2. Реферат: 1х10= 10 баллов
3. Итоговый тест: 1х10= 10 баллов
4. Разноуровневые задачи и задания: 2х10= 20 баллов
5. Презентация: 1х5= 5 баллов
6. Контрольная работа 10*3 = 30 баллов
7. Поощрительные баллы за посещаемость 10 баллов.
ИТОГО: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Горбань И. Г., Гребенникова В. А.
Основные требования к организации мест занятий физической культурой: учеб. пособие для студентов вузов
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/78804
Каратаев О. Р., Кузнецов А. С., Шамсутдинова А. Р.
Управление эксплуатацией спортивных сооружений: учеб. пособие
Казань: Изд-во КНИТУ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/79582
Каратаев О. Р., Каратаева Е. С., Кузнецов А. С.
Спортивные сооружения: учеб. для студентов вузов
Москва: Физическая культура, 2012
Учебно-методический комплекс "Спортивные сооружения": учеб. пособие
Набережные Челны: [б. и.], 1992
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Лебедев А. И., Ерёмин И. Б., Хитёв А. В.
Теория и практика размещения объекта спорта: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура", направленность (профиль) - "Руководитель орг. в обл. физ. культуры и спорта"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2017
Цаллагова Р. Б., Дубкова Н. В., Башмаков В. П.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: гигиена факторов окружающей среды. Физкультурно-спортивные сооружения: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
6.3.1 Перечень программного обеспечения
1. Пакет офисных программ: MS Offiсe Professional + (Word, Excel, Power Point).
2. Программа для чтения файлов в формате *pdf: Adobe Reader.
3. Браузер для работы в Интернете: Google Chrome, Mozilla Firefox.
4. Программа для воспроизведения видеофайлов Windows Media.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека E-LIBRARY.RU https://www.elibrary.ru/defaultx.asp.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Количество компьютеров: для преподавателя - 1
Количество посадочных мест: для студентов – 110; для преподавателя – 1.
учебная доска, 22 учебных стола, 110 стульев, 1 стол для президиума, 4 стула, 1 стол для преподавателя, трибуна, тумбочка, шкаф для бумаг, 2 плазменные панели
Аудиосистема (усилитель, колонки, микрофон) – 1; мультимедиа проектор – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 18; для преподавателя – 1.
учебная доска, 9 учебных стола, 18 стульев, 1 стол для президиума, 2 стула, 1 стол для преподавателя, трибуна, тумбочка, шкаф методической литературы
мультимедиа проектор – 1.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ