2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
ФТД.04
 
зачеты 10
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
10
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22
22
22
22
Сам. работа
10
10
10
10
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.препод., Величко О.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
 
Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 25.04.2023 г.  № 10

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование у обучающихся знаний основных признаков проявления экстремизма в молодежной среде, правовых и социальных способов противостояния экстремизму; умения различать девиантное и экстремистское поведение и владения навыками поведения в экстремальных ситуациях; навыками ведения профилактической работы по противодействию экстремизму.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Междисциплинарная практика
2.1.2
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.1.3
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
2.1.4
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.1.5
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.1.6
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.1.7
Проектирование урока по требованиям ФГОС
2.1.8
Проектная деятельность педагога
2.1.9
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-4: Способен проектировать и реализовывать содержание образования в предметной области (ФК и БЖ) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю, в соответствии с уровнем развития современной науки и  с учетом возрастных особенностей обучающихся
 
ПК-4.2: Знает:

- основы проектирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1.Экстремизм, факторы возникновения и развития. Экономические и правовые методы борьбы с экстремизмом.
0
 
1.1
Тема 1. Сущность, предпосылки и причины возникновения экстремизма и терроризма /Лек/
1
ПК-4.2
10
Историко-культурные, социально-экономические, политические, правовые, этнические и др. причины возникновения экстремизма и терроризма.
0
 
1.2
Тема 2. Профилактика экстремизма, основные направления /Лек/
1
ПК-4.2
10
Субъекты профилактической деятельности. Государственные муниципальные органы власти, политические партии и движения, общественные организации, академические учреждения, исследовательские и профилактические центры. Направления деятельности гражданского общества в профилактике экстремизма и терроризма: социально- экономическое; правозащитное; исследовательско-консультативное; просветительское; пропагандистско-агитационное; примирительное. Идеологическое и информационное направления профилактики.
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.3
Тема 3. Нормативно-правовые основы противодействия экстремизму и терроризму /Лек/
1
ПК-4.2
10
Законодательные основы борьбы с экстремизмом и терроризмом. Отечественный опыт правового регулирования системы противодействия терроризму. Законодательное противодействие основным видам экстремисткой и террористической деятельности. Изменения в антитеррористическом законодательстве. Опыт контртеррористической деятельности спецслужб. Наиболее эффективные операции.
0
 
1.4
Тема 4. Адресная работа с группами риска /Лек/
1
ПК-4.2
10
Теоретико - методологические основы изучения групп риска. Социальная работа с детьми группы риска и молодежью. Основные направления социальной работы с лицами (членами их семей), отбывшие наказания по статьям уголовной направленности. Субъекты профилактики противоправного поведения лиц находящихся под особым вниманием: религиозные организации, их лидеры, религиозные наставники, лидеры молодежных организаций представители региональных и местных органов власти, общественные организации, специалисты по пропаганде и пиару, представители культуры и искусства. Гражданские институты адаптации и ресоциализации.
0
 
1.5
Тема 5. Методика составления программ

профилактики экстремизма /Лек/

2
ПК-4.2
10
Понятие и назначение программы профилактики экстремизма и терроризма. Нормативно- правовая база по составлению программ на региональном и муниципальном уровнях власти в РФ. Программы, реализуемые в Омске. Методика составления программы профилактики экстремизма и терроризма в муниципальном образовании.
0
 
1.6
Тема 1. Деятельность образовательных организаций по противодействию идеологии экстремизма и терроризма /Пр/
2
ПК-4.2
10
Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространению идеологии терроризма. Методические основы организации учебных занятий по проблеме экстремизма и терроризма. Методика проведения учебных занятий в контексте профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.7
Тема 2. Способы вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность /Пр/
2
ПК-4.2
10
1. Методы и способы экстремистского воздействия на молодежь. 2. Использование деструктивных психотехник 3. Формирование экстремистских и террористических ячеек под прикрытием религиозного просвещения 4. Факторы предрасположенности стать потерпевшим от деятельности деструктивных организаций. 5. Этапы работы по вовлечению в экстремистские и террористические организации: первая, вторая, третья. 6. Сокрытие вербовочных ресурсов в сетевых компьютерных играх.
0
 
1.8
Тема 3. Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма /Пр/
2
ПК-4.2
10
Вопросы для рассмотрения: 1. Общепрофилактические мероприятия: повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищённости, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности. 2. Оптимизация социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, её улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодёжи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения. 3. Механизмы оптимизации молодёжного экстремистского поля, методы  его разрушения, организация на его месте конструктивных социальных зон. 4.Создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. 5. Разработка системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур. 
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.9
Тема 4. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

/Пр/

2
ПК-4.2
10
Вопросы для рассмотрения: 1.Методы защиты от угроз терроризма, применения взрывных устройств и захватов заложников. 2.Категории взрывоопасных предметов. Признаки террористических актов с взрывами. 3.Профилактические меры по предупреждению террористических актов с помощью взрывов. 4.Система мероприятий по защите жилых массивов Рекомендации по поведению людей в случае захвата их в качестве заложников.
0
 
1.10
Тема 5. Противодействие похищениям людей, охрана и защита территорий и помещений

/Пр/

2
ПК-4.2
10
Вопросы для рассмотрения: 1.Меры предупреждения похищения людей. Правила поведения лица похищенного с целью получения выкупа или обмена. 2.Меры, по защите объектов. Мероприятия по совершенствованию защиты объектов. 3.Правила применяемые в инженерной и технической защите территорий, зданий и помещений. 4.Требования к оснащению объектов средствами технической защиты
0
 
1.11
Тема 1. Понятие и истоки терроризма, классификация проявления терроризма /Ср/
2
ПК-4.2
10
0
 
1.12
Тема 2. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма /Ср/
2
ПК-4.2
10
0
 
1.13
Тема 3. Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма

/Ср/

2
ПК-4.2
10
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Профилактика негативного социального поведения
0
 
2.1
Тема 6.Проявления негативных социальных явлений в обществе

/Пр/

2
ПК-4.2
10
Вопросы для рассмотрения: 1. Общая характеристика негативных социальных явлений. 2. Классификация видов негативного социального поведения.
0
 
2.2
Тема 7. Социальная работа с молодёжью с девиантным поведением /Пр/
2
ПК-4.2
10
1. Девиантное поведение молодёжи. 2. Основные формы девиантного поведения. 3. Проблема молодёжной преступности. 4. Молодёжный экстремизм. 5. Профилактическая работа с молодыми людьми группы риска. 6. Социальная работа с наркозависимыми молодыми людьми. 7. Молодёжный алкоголизм и пути ее преодоления. 8. Проституция как форма девиантного поведения молодёжи и социальная работа с нею. 9. Молодёжный суицид.
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.3
Тема 8. Физическая культура и спорт как средство профилактики негативного социального поведения

/Пр/

2
ПК-4.2
10
Вопросы для рассмотрения: 1. Воспитательная работа на занятиях по физической культуре. 2. Информационно-пропагандистская работа
0
 
2.4
Тема 4. Классификация негативных социальных явлений

/Ср/

2
ПК-4.2
10
Составление схемы и таблицы по классификации негативных социальных явлений.
0
 
2.5
Тема 5. Профилактика негативного социального поведения средствами физической культуры и спорта.  /Ср/
2
ПК-4.2
10
Составление плана воспитательной работы.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент должен выполнить следующие виды работ:

1. Принять участие в устном опросе  (8 семинаров)

2. Выполнить практические задания (4 задания)

3.Подготовить реферат (1 реферат)

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Принять участие в устном опросе (8*5 баллов=40 баллов)

2. Выполнить практические задания(5*10 баллов=50 баллов)

3.Подготовить реферат (до 10 баллов)

ИТОГО по текущему контролю 100 б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Николаева Л. П.
Профилактика девиантного поведения молодежи. Наркомания и алкоголизм: учеб.-метод.пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/86944
 
Л1.2
Приешкина А. Н., Огородников М. А., Голубь Е. Ю., Седымов А. В.
Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
42
 
Л1.3
Евсеев С. П., Евсеева О. Э., Калишевич С. Ю., Яничева Т. Г., Грецов А. Г., Дединкин А. М.
Профилактика негативных социальных явлений (спортивный экстремизм): учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Калишевич С. Ю.
Биопсихосоциодуховные механизмы нормального и отклоняющегося поведения: учеб. пособие по направлению 49.03.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2017
0
 
Л2.2
под ред. : В. А. Рабоша [и др.]
Инновационные технологии психолого-педагогической помощи подросткам с отклоняющимся поведением: учеб.-метод пособие для студентов вузов
Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/51679
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики