МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Коммуникативная компетентность педагога
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд.пед.наук, доцент, Кривошеева О.Р.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук , доцент, Мельникова Ю.А. _________________
Коммуникативная компетентность педагога
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Ознакомление бакалавров со способами воздействия на обучающихся посредством речи, развитии коммуникативных умений, повышении их речевого мастерства для успешного решения задач педагогической деятельности
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Технологии внеклассной работы
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Организация деятельности детского общественного объединения
Психолого-педагогическая практика
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
Технологии досуговой деятельности
Английский язык для волонтеров
Ассистивные технологии в образовании
Возрастная и педагогическая психология
Русский язык и культура речи
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.4: Умеет:
- обоснованно выбирать и реализовывать формы, методы и средства взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;
- предупреждать и продуктивно разрешать межличностные конфликты;
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.2: Знает:
- способы управления конфликтами методы убеждения, аргументации своей позиции;
- методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия;
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1: Знает:
- основы делового общения, способствующие развитию культуры, общества и личности;
УК-4.4: Умеет:
- вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определенной теме;
УК-4.5: Имеет опыт:
- публичной речи (монологическое высказывание по профессиональной тематике: сообщение, доклад, диалогическое высказывание, дискуссия);
- аргументированного изложения свих мыслей в письменной форме для подготовки тезисов, рефератов и письменного конспекта;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Коммуникативная компетентность педагога
Коммуникативная компетентность педагога: понятие, структура. /Лек/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Речевая культура в педагогической деятельности. /Лек/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
Коммуникативная компетентность педагога: понятие, структура /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Коммуникативная компетентность: понятие и структура.
2. Характеристика педагогической речи.
3. Особенности речи педагога по физической культуре и спорту.
4. Речевая деятельность: формы и виды.
5. Функциональные стили литературного языка
Нормативный аспект культуры речи. /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Понятие культуры речи педагога.
2. Культура речи в профессионально-педагогической деятельности.
3. Речевая (литературная) норма и её разновидности.
4. Орфоэпическая и акцентологическая норма.
5. Лексическая норма.
6. Грамматическая (морфологическая) норма в употреблении различных частей речи.
7. Синтаксическая норма.
Коммуникативный аспект культуры речи /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Точность речи.
2. Логичность речи.
3. Доступность и ясность речи.
4. Чистота речи.
5. Выразительность речи (средства выразительности).
6. Богатство и разнообразие речи.
7. Уместность речи.
Этический аспекты культуры речи /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Понятие «речевого этикета».
2. Особенности русского речевого этикета.
3. Основные формулы речевого этикета.
4. Речевой этикет педагога.
Подготовка к тестированию, опросу на семинарских занятиях (изучение конспектов лекций, изучение учебной основной и дополнительной литературы) /Ср/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
Выполнение упражнений по орфоэпии и акцентологии, грамматической, синтаксической, лексической нормам. /Ср/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
Решение кейс-заданий /Ср/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
Раздел 2. Раздел 2. Формы речевой коммуникации в педагогической деятельности
Письменноречевая коммуникация и её разновидности. /Лек/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Устноречевая коммуникация и ее разновидности. /Лек/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
Письменноречевая коммуникация и ее разновидности. /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Чтение как рецептивный вид письменноречевой коммуникации.
2. Недостатки традиционного чтения.
3. Способы устранения недостатков чтения.
4. Технология продуцирования письменной речи.
5. Особенности составления официально-деловых текстов
Устноречевая коммуникация и ее разновидности /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Устноречевая коммуникация и ее разновидности.
2. Умение говорить и техника речи.
3. Кинетические средства общения. Мимика. Жесты и их основные разновидности.
4. Пантомимика и позы в общении.
5. Организация пространства и времени коммуникативного процесса.
Монологическая речь и условия ее эффективности /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Этапы подготовки монологической речи: определение темы, формулировка цели, подбор материалов, композиция речи.
2. Виды подготовки к выступлению.
Диалог и его разновидности. /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
Условия диалога.
2. Виды диалогов.
3. Слушание как условие эффективной коммуникации.
4. Основные положения теории аргументации и их использование в педагогической деятельности.
Использование вербальных и невербальных средств речи в педагогической деятельности. /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Акустические средства речи и их применение в педагогической речи. Техника речи. Качества педагогического голоса.
2. Кинетические средства общения. Мимика. Жесты и их основные разновидности. Пантомимика и позы в общении.
3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Дистанции общения (интимная, личная, социальная, публичная).
Подготовка монологического выступления /Ср/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
Раздел 3. Раздел 3. Практические аспекты психологии общения в педагогической деятельности.
Особенности общения в педагогической деятельности. /Лек/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Особенности общения в педагогической деятельности /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Особенности общения в педагогической деятельности.
2. Функции и средства общения в педагогической деятельности.
3. Методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия.
4. Уровни общения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенционный, игровой, деловой, духовный.
5. Многоуровневый характер общения.
Основные типы конфликтов в педагогической деятельности. /Пр/
УК-4.1 УК-4.4 УК-4.5 УК-3.2 ОПК-7.4
1. Основные типы конфликтов и механизмы их возникновения.
2. Виды конфликтов в общеобразовательной школе.
3. Предупреждение конфликтного поведения школьников.
4. Конфликты между учителем и учеником.
5. Рекомендации учителям по управлению конфликтами
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен:
1. Ответить на семинарском занятии ;
2. Разработать программу развития и коррекции умений;
3. Разработать проект;
4. Подготовить доклад.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль
1. Собеседование на семинарском занятии (3x11=33 балла) ;
2. Программа развития и коррекции умений (до 17 баллов);
3. Проект (до 30 баллов);
4. Доклад (до 20 баллов).
ИТОГО до 100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Гойхман О. Я., Надеина Т. М.
Речевая коммуникация: учеб. для студентов вузов
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю.
Русский язык и культура речи: учеб. пособие для бакалавров и магистрантов нефилолог. фак. вузов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Горлова Е. А., Журавлёва О. В.
Риторика делового общения (в рамках курса "Русский язык и культура речи"): учеб.-метод. пособие
Самара: Изд-во СГАСУ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/58833
Педагогические коммуникации: устное деловое общение педагога: учеб. пособие для академ. бакалавриата
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал и система дистанционного обучения : https://www.moodle.sibgufk.ru/
Сайт библиотеки СибГУФК : http://lib.sibsport.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Офисный пакет MS office или аналог (например, libreoffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека: https://elibrary.ru
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде ФГБО ВО СибГУФК (Аадитория 405, учебный корпус 2, аудитория 229, учебный корпус 5, аудитория 407, учебный корпус 2, аудитория 502, учебный корпус 2, аудитория 602, учебный корпус 2, аудитория 102, учебный корпус 4, аудитория 305, учебный корпус 4, аудитория 312, учебный корпус 4, аудитория 413, учебный корпус 4, аудитория 414, учебный корпус 4, аудитория 222, учебный корпус 5, аудитория 422, учебный корпус 5, аудитория 13, Дворец здоровья
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ