МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2019.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
к.п.н., доцент, Сусикова Татьяна Степановна
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
к.п.н., доцент, Мельникова Юлия Александровна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 24.01.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовить обучающихся к педагогической и проектной деятельности для решения профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности: 01.001 – педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель); 01.003 –педагог дополнительного образования детей и взрослых
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Основы математической обработки информации
Научно-исследовательская работа
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.5: Умеет:
- работать с информацией, представленной в различной форме;
- синтезировать информацию, представленную в различных источниках;
- использовать контент электронной информационно-образовательной среды;
- анализировать информационные ресурсы;
УК-1.6: Умеет:
- отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок;
УК-1.7: Имеет опыт:
- работы с персональным компьютером и поисковыми сервисами Интернета;
- использования методики аналитико-синтетической обработки информации из различных информационно-поисковых систем (предметизация, аннотирование, реферирование);
УК-1.8: Имеет опыт:
- критического анализа и обобщения информации по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта и эффективности физкультурно-спортивной деятельности;
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1: Знает:
- основные экономические понятия;
УК-9.2: Умеет:
- анализировать информацию, необходимую для принятия обоснованных экономических решений;
УК-9.3: Имеет опыт:
- применения экономических инструментов;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Экономика образования как наука и
учебная дисциплина
Система образования РФ. Рынок
образовательных услуг /Лек/
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Система образования и ее основные
компоненты. Образовательная
услуга: понятие, особенности,
классификация. Образовательная
услуга и ее отличие от продукта
материального производства, других
отраслей сферы услуг. Рынок
образовательных услуг и его
характерные черты. Государственный
и негосударственный сектора рынка
образовательных услуг
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
История развития экономики
образования /Пр/
УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
Научные подходы к экономике
образования. Концепция
человеческого капитала: основные
положения, плюсы и минусы
подхода. Родоначальная модель
экономики образования. Зарождение
экономики образования как науки в
трудах С.Г. Струмилина и В.А.
Жамина. Развитие концепции
экономики образования
Государственная политика развития
образования /Пр/
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
Основные направления
экономической политики государства
в сфере образования. Доступность
высшего образования
Модернизация российского
образования /Пр/
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
Качество образования /Пр/
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
Эффективность
образования.Проблемы оценки
качества образования. Квалиметрия
как инструмент оценки качества
образования. Типы оценок качества:
категории свойств, оценка динамики
показателей,
валидность.Особенности
педагогической квалиметрии
Эффективность образования /Пр/
Социально-экономическая
эффективность образования. Теория
экономического эффекта
образования. Границы
экономической эффективности
образования.
Экономика образования в системе
экономических наук /Лек/
УК-1.5 УК-1.6 УК-9.1 УК-9.2
Экономика образования в системе
экономических наук. История
развития экономики образования.
Образование как сфера духовной
деятельности и отрасль экономики.
Возникновение экономики
образования и ее место в системе
экономических наук. Взаимосвязь и
общие проблемы экономики
образования и экономики,
основанной на знаниях.
Экономика образования как наука и
учебная дисциплина /Ср/
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
Методы
исследования экономики
образования, их специфика по
сравнению с методами
экономической теории. Основные
функции образования и их
взаимосвязь.
Раздел 2. Хозяйственный механизм в образовании
Отношения собственности в
образовании и организационноправовые формы образовательных
учреждений /Лек/
УК-1.5 УК-1.6 УК-9.1 УК-9.2
Собственность в экономике
образования. Субъекты и объекты
собственности. Отношения
присвоения, пользования и
распоряжения в сфере образования.
Объекты собственности
образовательного учреждения.
Образовательные учреждения как
субъект собственности, его права и
ответственность перед
собственниками.
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Материально-техническая база
образования. /Лек/
УК-1.5 УК-1.6 УК-9.1 УК-9.2
Понятие материально-технической
базы и ее роль в развитии
образования. Сущность, назначение и
специфика материально-технической
базы образовательного комплекса.
Основные и оборотные фонды.
Состав основных фондов
Особенности труда в
образовании /Лек/
УК-1.5 УК-1.6 УК-9.1 УК-9.2
Труд в сфере образования. Социально
-экономическое содержание труда
работников образования как
производительного труда.
Интеллектуальный и творческий
характер труда. Структура кадров в
сфере образования. Трудовые права и
социальные гарантии пед.работников.
Рабочее время педагогических
работников Современное состояние
рынка труда в образовании
Отношения собственности в
образовании /Пр/
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
Отношения собственности в
образовании и организационноправовые формы образовательных
учреждений. Последствия
усложнения отношений
собственности в сфере образования.
Проблемы преобразования
отношений собственности в системе
образования. Особенности
отношений собственности в
образовательных учреждениях
Модели управления
образованием /Пр/
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
Совершенствование управления
образованием. Некоммерческая
организация. Автономия
образовательных учреждений.
Направления совершенствования
управления образованием. Новые
организационные формы учебных
заведений
Предпринимательская деятельность в
образовании /Пр/
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
Сущность, цели и виды
предпринимательской деятельности
образовательных учреждений.
Коммерциализация деятельности
вузов. Образование и бизнес.
Самозанятость в образовании
Финансирование образования /Пр/
Концепция финансовоэкономического механизма
управления деятельностью оу.
Особенности казначейской системы
финансирования. Организационные и
правовые проблемы реализации
нормативного финансирования
образования
Внебюджетное финансирование
образовательной деятельности /Пр/
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
Внебюджетные средства в
образовании. Понятие платных
образовательных услуг. Основные
этапы организации платных
образовательных услуг. Арендные
отношения в образовании.
Планирование внебюджетных
доходов образования
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Налогообложение и бухгалтерский
учет в образовании /Пр/
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
Налогообложение образовательных
услуг Налоговые льготы для
образовательных учреждений
Налоговая проверка образовательных
учреждений. Основы организации
бухгалтерского учета в
образовательных учреждениях
Характеристика состояния
материально-технической базы в
образовании /Пр/
Современное состояние МТБ.
Показатели состояния и развития
МТБ. Причины низкого уровня
развития МТБ РФ. Источники
формирования МТБ и основные
направления ее развития на
современном этапе
Оплата труда педагогических
работников /Пр/
Формы и системы оплаты труда.
Система оплаты труда в сфере
образования.Переход на новую
систему оплату труда работников
образования. Эффективный
контракт. Межотраслевой механизм
регулирования заработной платы.
Возможности материального
стимулирования труда работников
образовательной сферы
Маркетинг в сфере образования /Пр/
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
Сущность и назначение маркетинга.
Специфика маркетинга в сфере
образования. Понятие маркетинга
образовательных услуг. Субъекты и
объекты маркетинга в образовании.
Рынок продавца и рынок покупателя
Позиционирование образовательной
услуги на рынке. Прогнозирование
спроса на образовательные
услуги.Сегментация рынка
образовательных услуг
Стратегия маркетинга
образовательной организации /Пр/
Маркетинговая среда
образовательного учреждения SWOT
-анализ образовательной
организации. PEST- анализ.
Маркетинговая стратегия.
Продвижение образовательных услуг
на рынке
Хозяйственный механизм в образовании /Ср/
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Типы
образовательных учреждений в
зависимости от форм собственности.
Приватизация в системе образования.
Совершенствование отношений
собственности в системе
образования
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В течение семестра обучающиеся должны три раза пройти тест для самопроверки, пишут две письменные работы, решают две ситуационные задачи, защищают 2 доклада и 2 презентации и проходят итоговый тест
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Письменная работа 5х2=10
Ситуационная задача 5х2=10
Защита доклада 5х2=10
Защита презентации 5х2=10
Итоговый тест 6
Тесты для самоконтроля 5х3=15
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Итого 61
Дополнительные баллы
письменная работа 5х2=10 баллов
защита доклада 5х2=10 баллов
защита презентации 5х2=10 баллов
бонусы за посещение всех занятий 9 баллов
Всего 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
авт.-сост. Е. А. Хромов ; Сургутский гос. пед. ун-т
Экономика образования: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Сургут: РИО Сургут. гос. пед. ун-та, 2019
https://www.iprbookshop.ru/89993
авт.-сост. : А. А. Кальсина, В. В. Рябухин ; Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т
Экономика образования: учеб. пособие для студентов вузов
Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2014
https://www.iprbookshop.ru/32111
Комарова О. В., Зырянова Н. И.
Экономика образования: учеб. для студентов вузов по направлениям подгот. 44.03.01. "Пед. образование", 44.03.05 "Пед. образование (с двумя профилями подгот.)" (квалификация (степень) "бакалавр")
Басовский Л. Е., Панин В. А.
Экономика образования: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 44.03.01 "Пед. образование"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru
Академия Google — поисковая система: https://scholar.google.ru
elibrary.ru - научная электронная библиотека: https://www.elibrary.ru
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Лекционная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее
количества обучающихся), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Офисный пакет MS
Office либо аналог (например, LibreOffice)
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее
количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор,
экран. Офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
Для самостоятельной работы: учебная аудитория, оснащенная компьютером с выходом в интернет, офисный
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ