2021-2022_44_03_05 ПО очно 2019_plx_Экономика образования
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Экономика образования
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2019.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.01.05
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
20
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
24
24
24
24
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.п.н., доцент, Сусикова Татьяна Степановна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
к.п.н., доцент, Мельникова Юлия Александровна _________________
 
Экономика образования
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
 
Протокол от 24.01.2023 г.  № 5

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовить обучающихся к педагогической и проектной деятельности для решения профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности: 01.001 – педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель); 01.003 –педагог дополнительного образования детей и взрослых
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы математической обработки информации 
2.2.2
Научно-исследовательская работа
2.2.3
Спортивная метрология 
2.2.4
Преддипломная практика
2.2.5
Социология 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.5: Умеет:

- работать с информацией, представленной в различной форме;

- синтезировать информацию, представленную в различных источниках;

- использовать контент электронной информационно-образовательной среды;

- анализировать информационные ресурсы;

 
УК-1.6: Умеет:

- отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок;

 
УК-1.7: Имеет опыт:

- работы с персональным компьютером и поисковыми сервисами Интернета;

- использования методики аналитико-синтетической обработки информации из различных информационно-поисковых систем (предметизация, аннотирование, реферирование);

 
УК-1.8: Имеет опыт:

- критического анализа и обобщения информации по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта и эффективности физкультурно-спортивной деятельности;

 
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-9.1: Знает:

- основные экономические понятия;

 
УК-9.2: Умеет:

- анализировать информацию, необходимую для принятия обоснованных экономических решений;

 
УК-9.3: Имеет опыт:

- применения экономических инструментов;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Экономика образования как наука и учебная дисциплина
0
 
1.1
Система образования РФ. Рынок

образовательных услуг /Лек/

2
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
Система образования и ее основные

компоненты. Образовательная

услуга: понятие, особенности,

классификация. Образовательная

услуга и ее отличие от продукта

материального производства, других

отраслей сферы услуг. Рынок

образовательных услуг и его

характерные черты. Государственный

и негосударственный сектора рынка

образовательных услуг

0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.2
История развития экономики

образования /Пр/

2
УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
2
Научные подходы к экономике

образования. Концепция

человеческого капитала: основные

положения, плюсы и минусы

подхода. Родоначальная модель

экономики образования. Зарождение

экономики образования как науки в

трудах С.Г. Струмилина и В.А.

Жамина. Развитие концепции

экономики образования

0
 
1.3
Государственная политика развития

образования /Пр/

2
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
2
Основные направления

экономической политики государства

в сфере образования. Доступность

высшего образования

0
 
1.4
Модернизация российского

образования /Пр/

2
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
2
0
 
1.5
Качество образования /Пр/
2
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
2
Эффективность

образования.Проблемы оценки

качества образования. Квалиметрия

как инструмент оценки качества

образования. Типы оценок качества:

категории свойств, оценка динамики

показателей,

валидность.Особенности

педагогической квалиметрии

0
 
1.6
Эффективность образования /Пр/
2
УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
2
Социально-экономическая

эффективность образования. Теория

экономического эффекта

образования. Границы

экономической эффективности

образования.

0
 
1.7
Экономика образования в системе

экономических наук /Лек/

2
УК-1.5 УК-1.6 УК-9.1 УК-9.2
2
Экономика образования в системе

экономических наук. История

развития экономики образования.

Образование как сфера духовной

деятельности и отрасль экономики.

Возникновение экономики

образования и ее место в системе

экономических наук. Взаимосвязь и

общие проблемы экономики

образования и экономики,

основанной на знаниях.

0
 
1.8
Экономика образования как наука и

учебная дисциплина /Ср/

12
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
2
Методы

исследования экономики

образования, их специфика по

сравнению с методами

экономической теории. Основные

функции образования и их

взаимосвязь.

0
 
 
Раздел 2. Хозяйственный механизм в образовании
0
 
2.1
Отношения собственности в

образовании и организационноправовые формы образовательных

учреждений /Лек/

2
УК-1.5 УК-1.6 УК-9.1 УК-9.2
2
Собственность в экономике

образования. Субъекты и объекты

собственности. Отношения

присвоения, пользования и

распоряжения в сфере образования.

Объекты собственности

образовательного учреждения.

Образовательные учреждения как

субъект собственности, его права и

ответственность перед

собственниками. 

0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.2
Материально-техническая база

образования. /Лек/

2
УК-1.5 УК-1.6 УК-9.1 УК-9.2
2
Понятие материально-технической

базы и ее роль в развитии

образования. Сущность, назначение и

специфика материально-технической

базы образовательного комплекса.

Основные и оборотные фонды.

Состав основных фондов

0
 
2.3
Особенности труда в

образовании /Лек/

2
УК-1.5 УК-1.6 УК-9.1 УК-9.2
2
Труд в сфере образования. Социально

-экономическое содержание труда

работников образования как

производительного труда.

Интеллектуальный и творческий

характер труда. Структура кадров в

сфере образования. Трудовые права и

социальные гарантии пед.работников.

Рабочее время педагогических

работников Современное состояние

рынка труда в образовании

0
 
2.4
Отношения собственности в

образовании /Пр/

2
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
2
Отношения собственности в

образовании и организационноправовые формы образовательных

учреждений. Последствия

усложнения отношений

собственности в сфере образования.

Проблемы преобразования

отношений собственности в системе

образования. Особенности

отношений собственности в

образовательных учреждениях

0
 
2.5
Модели управления

образованием /Пр/

2
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
2
Совершенствование управления

образованием. Некоммерческая

организация. Автономия

образовательных учреждений.

Направления совершенствования

управления образованием. Новые

организационные формы учебных

заведений

0
 
2.6
Предпринимательская деятельность в

образовании  /Пр/

2
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
2
Сущность, цели и виды

предпринимательской деятельности

образовательных учреждений.

Коммерциализация деятельности

вузов. Образование и бизнес.

Самозанятость в образовании

0
 
2.7
Финансирование образования /Пр/
2
УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
2
Концепция финансовоэкономического механизма

управления деятельностью оу.

Особенности казначейской системы

финансирования. Организационные и

правовые проблемы реализации

нормативного финансирования

образования

0
 
2.8
Внебюджетное финансирование

образовательной деятельности /Пр/

2
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
2
Внебюджетные средства в

образовании. Понятие платных

образовательных услуг. Основные

этапы организации платных

образовательных услуг. Арендные

отношения в образовании.

Планирование внебюджетных

доходов образования

0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.9
Налогообложение и бухгалтерский

учет в образовании /Пр/

2
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
2
Налогообложение образовательных

услуг Налоговые льготы для

образовательных учреждений

Налоговая проверка образовательных

учреждений. Основы организации

бухгалтерского учета в

образовательных учреждениях

0
 
2.10
Характеристика состояния

материально-технической базы в

образовании /Пр/

2
УК-1.5 УК-1.8 УК-9.2
2
Современное состояние МТБ.

Показатели состояния и развития

МТБ. Причины низкого уровня

развития МТБ РФ. Источники

формирования МТБ и основные

направления ее развития на

современном этапе

0
 
2.11
Оплата труда педагогических

работников  /Пр/

2
УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
2
Формы и системы оплаты труда.

Система оплаты труда в сфере

образования.Переход на новую

систему оплату труда работников

образования. Эффективный

контракт. Межотраслевой механизм

регулирования заработной платы.

Возможности материального

стимулирования труда работников

образовательной сферы

0
 
2.12
Маркетинг в сфере образования /Пр/
2
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.2 УК-9.3
2
Сущность и назначение маркетинга.

Специфика маркетинга в сфере

образования. Понятие маркетинга

образовательных услуг. Субъекты и

объекты маркетинга в образовании.

Рынок продавца и рынок покупателя

Позиционирование образовательной

услуги на рынке. Прогнозирование

спроса на образовательные

услуги.Сегментация рынка

образовательных услуг

0
 
2.13
Стратегия маркетинга

образовательной организации /Пр/

2
УК-1.7 УК-1.8 УК-9.3
2
Маркетинговая среда

образовательного учреждения SWOT

-анализ образовательной

организации. PEST- анализ.

Маркетинговая стратегия.

Продвижение образовательных услуг

на рынке

0
 
2.14
Хозяйственный механизм в образовании /Ср/
12
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
Типы

образовательных учреждений в

зависимости от форм собственности.

Приватизация в системе образования.

Совершенствование отношений

собственности в системе

образования

0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В течение семестра обучающиеся должны три раза пройти тест для самопроверки, пишут две письменные работы, решают две ситуационные задачи, защищают 2 доклада и 2 презентации и проходят итоговый тест
 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от  61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Письменная работа                                   5х2=10

Ситуационная задача                                 5х2=10

Защита доклада                                          5х2=10

Защита презентации                                   5х2=10

Итоговый тест                                            6

Тесты для самоконтроля                           5х3=15

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
Итого                                                          61

Дополнительные баллы

письменная работа 5х2=10 баллов

защита доклада 5х2=10 баллов

защита презентации 5х2=10 баллов

бонусы за посещение всех занятий 9 баллов

Всего 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
авт.-сост. Е. А. Хромов ; Сургутский гос. пед. ун-т
Экономика образования: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Сургут: РИО Сургут. гос. пед. ун-та, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/89993
 
Л1.2
авт.-сост. : А. А. Кальсина, В. В. Рябухин ; Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т
Экономика образования: учеб. пособие для студентов вузов
Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/32111
 
Л1.3
Комарова О. В., Зырянова Н. И.
Экономика образования: учеб. для студентов вузов по направлениям подгот. 44.03.01. "Пед. образование", 44.03.05 "Пед. образование (с двумя профилями подгот.)" (квалификация (степень) "бакалавр")
Москва: ИНФРА-М, 2016
2
 
Л1.4
Басовский Л. Е., Панин В. А.
Экономика образования: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 44.03.01 "Пед. образование"
Москва: ИНФРА-М, 2016
2
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог)
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru
6.3.2.2
Академия Google — поисковая система: https://scholar.google.ru
6.3.2.3
elibrary.ru - научная электронная библиотека: https://www.elibrary.ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Лекционная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее
7.2
количества обучающихся), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Офисный пакет MS
7.3
Office либо аналог (например, LibreOffice)
7.4
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее
7.5
количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор,
7.6
экран. Офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
7.7
Для самостоятельной работы: учебная аудитория, оснащенная компьютером с выходом в интернет, офисный
7.8
пакет MS Office.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики