МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
ст.преподаватель, Федулова С.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
к.б.н., зав.кафедрой, Баймакова Л.Г. _________________
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 10.05.2023 г. № 17
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у студентов системы знаний, умений и навыков по применению информационных и коммуникационных технологий для учебной и профессиональной деятельности, развитие универсальных и общепрофессиональных компетентностей в области ИКТ, а также формирование профессиональных компетенций.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Основы математической обработки информации
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Психолого-педагогическая практика
Современные средства оценивания результатов обучения
Технологии досуговой деятельности
Физиология физической культуры
Научно-исследовательская работа
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Проектирование урока по требованиям ФГОС
История физической культуры
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Обеспечение безопасности образовательной организации
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.3: Знает:
- специфику использования ИКТ в педагогической деятельности;
ОПК-2.6: Умеет:
- разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемых учебных дисциплин с использованием ИКТ;
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-9.1: Знает:
- основные принципы работы современных информационных и коммуникационных технологий;
ОПК-9.2: Умеет:
- использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОПК-9.3: Владеет:
- навыками применения мультимедиа и Интернет-технологий, а также других современных информационных технологий, связанных с профессиональной деятельностью;
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.13: Умеет:
- использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
- применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.3: Знает:
- методики поиска, сбора и обработки информации средствами ИКТ, метод системного анализа;
УК-1.4: Умеет:
- применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации средствами ИКТ для решения профессиональных задач;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Информационно-коммуникационные технологии и их дидактические возможности
Тема 1.1. Универсальные
информационно-коммуникационные
технологии и перспективы их
развития /Лек/
Система образования и новые информационные и
коммуникационные технологии. Обеспечение качества
доступного образования. Информационные и
коммуникационные технологии в
образовании
Тема 1.2. Образовательные интернет-
ресурсы. Сервисы Веб 2.0 – новая
форма группового педагогического
взаимодействия. /Лек/
Способы использования
Интернета в образовательных целях. Блоги. Интернет ресурсы педагогического взаимодействия
Использование сети Интернет для работы с информацией образовательного и научного содержания /Пр/
интернет-ресурсы в професиональной сфере, поиск информации в сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы /Пр/
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Информационно-коммуникационные технологии, специально
разрабатываемые для образовательных целей. Электронные образовательные ресурсы /Ср/
Подготовка к практическим работам. Работа с интерактивными
упражнениями, ресурсами и
элементами курса.
Использование сервисов Веб 2.0 в образовании /Ср/
Изучение материала, подготовка к практическим работам.
Раздел 2. Информационно-коммуникационные и современные педагогические технологии
Тема 2.1. Технологии обучения в
компетентностно-ориентированном образовании
/Лек/
Интеграция информационно
-коммуникационных и современных
педагогических технологий
Стандарты ИКТ-
компетентности.
Технологии создания и обработки материалов в текстовом редакторе /Пр/
Текстовый редактор: форматирование документа, создание таблиц, работа с гиперссылками, графические возможности текстового редактора, создание и редактирование текстового документа.
Технологии создания и обработки материалов в табличном процессоре (Excel) /Пр/
Организация расчетов и визуализация данных в табличном процессоре, применение логических и статистических функций, тектовые функции Excel.
Назначения и возможности информационных технологий обработки текста /Ср/
Подготовка к практическим работам. Работа с интерактивными упражнениями, ресурсами и элементами курса.
Назначение, возможности, сферы применения электронных таблиц MS Excel /Ср/
Работа с интерактивными упражнения. Изучение материала. Подготовка к практическим работам.
Раздел 3. Использование информационно-коммуникационных технологий для организации образовательной деятельности студентов
Тема 3.1. Использование информационно-коммуникационных технологий для организации аудиторной работы студентов
/Лек/
Электронный курс лекций. Вебинар. Видеолекция.
Тема 3.2. Использование информационно-коммуникационных технологий для организации самостоятельной работы студентов
/Лек/
Мультимедийные учебные
пособия. Обзор сервисов для
организации самостоятельной работы
студентов.
Тема 3.3. Интернет-сервисы для индивидуальной и совместной работы студентов
/Лек/
Лента времени или таймлайн. Электронная книга. Интерактивные
дидактические материалы. Викторины.
Тема 3.4. Информационно-коммуникационные технологий для оценки учебных достижений студентов
/Лек/
Внешний контроль. Внутренний контроль, или самоконтроль.
Разработка цифровых образовательных ресурсов
/Пр/
Разработка интерактивных упражнений для оценивания учебных достижений
Презентационные технологии в организации образовательной деятельности /Пр/
Интерактивные презентации. Совместная работа в онлайн-формах. Публикации различного рода. Инфографика.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Телекоммуникационные технологии и мультимедиатехнологии. Электронные среды обучения /Ср/
Работа с интерактивными упражнения. Изучение материала. Подготовка к практическим работам.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы должен выполнить практические работы, интерактивные упражнения и итоговый тест.
5.2. Промежуточная аттестация
Форма промежуточной аттестации - зачет.
Промежуточная аттестация осуществляется с использованием накопительного рейтингового оценивания на образовательном портале в соответствии с бально-рейтиновой оценкой, определяющей объем заданий, которые студент должен выполнить в течение семестра в установленные сроки и служит своеобразным ориентиром для планирования деятельности. Если студент по результатам текущего контроля и выполнения итогового тестирования набирает от 61 до 100 баллов, то получает зачет; если 0-60 баллов - незачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Практические работы (max - 70 баллов):
- практическая работа 1 - 4 б.
- практическая работа 2 - 4 б.
- практическая работа 3 - 16 б.
- практическая работа 4 - 16 б.
- практическая работа 5 - 20 б.
- практическая работа 6 - 10 б.
Интерактивные упражнения - 6 баллов
Итоговый тест - 24 балла
Итого: 100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Современные мультимедийные информационные технологии: учеб. пособие
Москва: СОЛОН-Пресс, 2017
https://www.iprbookshop.ru/64932
Назаров С. В., Белоусова С. Н., Бессонова И. А., Гиляревский Р. С.
Основы информационных технологий: учеб. пособие
Москва [и др.]: Изд-во ИНТУИТ [и др.], 2020
https://www.iprbookshop.ru/89454
Павлова О. А., Чиркова Н. И.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2018
https://www.iprbookshop.ru/75273
Система формирования информационной и коммуникационной компетентности: учеб. пособие
Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2014
https://www.iprbookshop.ru/31914
6.1.2. Дополнительная литература
Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2020
https://www.iprbookshop.ru/98504
Гринберг А. С., Горбачев Н. Н., Бондаренко А. С.
Информационные технологии управления: учеб. пособие
https://www.iprbookshop.ru/71234
Киселев Г. М., Бочкова Р. В.
Информационные технологии в педагогическом образовании: учеб. для студентов вузов по направлению подготовки "Пед. образование" (квалификация - бакалавр)
Москва: Дашков и К°, 2012
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
6.1.3. Методические разработки
Днепровская Н. В., Комлева Н. В.
Открытые образовательные ресурсы: учеб.-метод. пособие
Москва [и др.]: Изд-во ИНТУИТ [и др.], 2019
https://www.iprbookshop.ru/79713
Саукова Н. М., Соколова Г. Ю., Моркин С. А.
Использование систем автоматизированного контроля знаний в профессиональной деятельности педагога: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/58133
Иванова А. В., Саркисян Т. А.
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие
Сургут: РИО Сургут. гос. пед. ун-та, 2019
https://www.iprbookshop.ru/89981
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
- образовательная платформа Moodle
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, компьютеры для обучающихся, стол и стулья (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной группе), компьютер, стол, стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для проведения аудиторных занятий и осуществления самостоятельной работы необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет"и возможностью доступа к электронной информационно-образовательной среде СибГУФК (учебный корпус 2: аудитория 407, аудитория 502, аудитория 602, учебный корпус 4; аудитория 414, аудитория 413; библиотека).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ