49.03.01 Физическая культура
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой М.П. Мухина
Протокол от 16.05.2022 г. № 3
Зав. кафедрой М.П. Мухина ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой М.П. Мухина ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой М.П. Мухина _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой М.П. Мухина _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
ции
Общетеоретические вопросы истории физической культуры и спорта
1. Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта.
2. Теории происхождения и первоначального развития физической культуры.
3. Социально-экономические и военные функции физической культуры и спорта: история и современность.
4. Спорт и политика: историческая связь и взаимозависимость.
5. Спорт как фактор мира и дружбы между народами: исторический экскурс и современность.
6. Научно-техническая революция (НТР) и её влияние на развитие физической культуры и спорта.
7. Профессиональный спорт: история, социальная сущность и проблемы современного развития.
8. Коммерциализация физической культуры и спорта в современном мире: проблемы и противоречия.
9. Организационные основы и социальная сущность рекреационной физической культуры в современном обществе (Движения «Спорт для всех», «Бег ради жизни», «Новая аэробика» и др.).
10. Проблемы развития женского спорта в современном мире: положительные и отрицательные тенденции.
11. Физическая культура, спорт и религия: история и современные взаимоотношения.
12. История и проблемы современного развития инвалидного спорта. Параолимпийские игры и их гуманистическое значение.
13. Взаимосвязь физической культуры, спорта и искусства.
14. Гуманистические функции современного спорта. Движение «ФэйрПлэй» и его значение.
Всеобщая история физической культуры и спорта
Древний мир
15. Особенности развития физической культуры и спорта в первобытном обществе. Зарождение элементов спорта.
16. Физические упражнения и игры в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет, Месопотамия и др.).
17. Системы физического воспитания в Древней Греции: Спартанская и Афинская. Древнегреческая гимнастика.
18. Олимпийские игры Древней Греции: происхождение, содержание, причины упадка и гибели.
19. Физическое воспитание и система военно-физической подготовки легионеров в Древнем Риме.
20. Причины возникновения и развития, содержание и общественное значение зрелищного спорта в Римской империи.
21. Особенности развития физической культуры в древних цивилизациях Америки (майя, ацтеки, инки).
Средние века
22. Военно-физическое воспитание феодалов Западной Европы в средние века.
23. Физические упражнения и игры крестьян и горожан средневековой Европы.
24. Вопросы физического воспитания в трудах гуманистов эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иероним Меркуриалис).
25. Ранние социалисты-утописты Томас Мор и Томазо Кампанелла о физическом воспитании.
26. Ян Амос Коменский о физическом воспитании детей школьного возраста.
Новое время
27. Развитие идейно-теоретических основ физического воспитания в странах Западной Европы в начале Нового времени (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци).
28. Возникновение и развитие национальных систем физического воспитания в западноевропейских странах в первый период Нового времени.
29. Немецкая гимнастика (Г.А. Фит, И. Гутс-Мутс, Ф. Ян, А. Шписс).
30. Шведская система гимнастики (Пер и ЯлмарЛинг).
31. Французская гимнастика (Франциско Аморос).
32. Возникновение и развитие сокольского гимнастического движения.
33. Английская спортивно-игровая система физического воспитания. Зарождение современного спорта.
34. Модернизация национальных систем физического воспитанияво второй половине Нового времени.
36. «Естественный метод» физического воспитания Ж. Эбера.
37. Возникновение и развитие рабочего, предпринимательского, церковного, скаутского и рекреационного спорта во второй период Нового времени.
38. Исторические предпосылки возникновения международного спортивного и олимпийского движения в конце Х1Х века. Создание спортивных клубов, национальных и международных спортивных объединений.
39. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена. Создание Международного Олимпийского комитета.
40. Возникновение и развитие Олимпийских Игр современности в период до первой мировой войны.
Новейшая история
41. Милитаризация и фашизация физического воспитания в странах гитлеровской коалиции и Японии в период между 1-й и 2-й мировыми войнами.
42. Международное рабочее спортивное движение в период между 1-й и 2-й мировыми войнами.
43. Олимпийские Игры в период между 1-й и 2-й мировыми войнами. Борьба прогрессивных сил мира против проведения Игр XI Олимпиады в Берлине и IY зимних Олимпийских игр в Гармиш-Партенкирхене в 1936 году.
44. Организационные основы и особенности развития спортивного движения в США, Германии и других капиталистических странах после второй мировой войны.
45. Физическое воспитание, школьный, внешкольный университетский спорт в современных странах.
46. Развитие физической культуры и спорта в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки.
47. Кризис международного олимпийского движения в период «холодной войны» (на примере Олимпиад в Москве в 1980 г. и Лос-Анджелесе в 1984 г.).
48. Комплексные игры: структура, классификация и гуманистическое содержание.
Отечественная история физической культуры и спорта.
Древняя Русь
49. Особенности развития физической культуры древних славян. Физическое воспитание в Киевской Руси. «Поучения чадам своим» Владимира Мономаха.
50. Физическая культура в русском централизованном государстве (XIY – XYIII вв.).
Российская империя
51. Физические упражнения и игры народов Российской империи и их социально-культурное значение.
52. Развитие физической культуры в эпоху Петра Великого.
53. Формирование и развитие основ русской национальной системы военно-физической подготовки войск (Петр I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов).
54. Физическое воспитание в педагогических сочинениях М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена.
55. Русские революционеры-демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский о физическом воспитании.
56. Физическое воспитание в гражданских и военных учебных заведениях Российской империи.
57. Физическое воспитание в педагогических сочинениях Е.М. Дементьева и Е.А. Покровского.
58. Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта.
59. Система физического образования П.Ф. Лесгафта: история создания, содержание и значение.
60. Деятельность В.С. Пирусского по развитию физической культуры в Сибири.
61. Российская империя и олимпийское движение. Создание и деятельность Российского Олимпийского комитета. Всероссийские Олимпиады 1913 и 1914 годов.
62. Зарождение и развитие спортивно-гимнастического движения в российской империи. Российские спортсмены на международной арене в конце XIX – начале XX веков.
Советский Союз
63. Физическая культура и спорт в СССР в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Деятельность Всевобуча, Наркомпроса, Наркомздрава по развитию физической культуры. Н.И. Подвойский и физической культуре и порте.
64. Формирование и развитие государственных основ управления физкультурно-спортивным движением до Великой Отечественной войны (Всевобуч, Высший СФК, Всесоюзный комитет ФК).
65. Всесоюзная Спартакиада 1928 года и её международное значение.
66. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года и его значение.
67. Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) и их значение в формировании советской системы физического воспитания и становлении советского спорта.
68. Физическая культура и спорт в СССР накануне и в годы Великой отечественной войны. Постановления правительства по вопросам физической культуры. Советские спортсмены на фронте и в тылу.
69. Спортивно-массовая и физкультурная работа в СССР в период 1946 –1958 гг.
70. Учреждение Союза спортивных обществ и организаций СССР и критическая оценка его деятельности в период 1959 – 1968 гг.
71. Задачи, этапы и значение Спартакиад народов СССР и их роль в развитии советского физкультурного движения.
72. История одного из видов спорта (согласно специализации студента).
73. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.
74. Советские спортсмены на зимних Олимпийских играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.
75. Советские спортсмены на международной арене (на примере вида спорта, по которому специализируется студент): анализ выступлений на чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх.
76. Выступление сибиряков на международных спортивных аренах и Олимпийских играх.
77. Общая характеристика Игр XXVII Олимпиады в Сиднее, XXVIII в Афинах, XXIX Олимпиады в Пекине, XXX в Лондоне, XXXI в Рио-де Жанейро, XXXII в Токио. Участие в них спортсменов России.
78. XX, XXI, XXII, XXIII, XXIV Олимпийские зимние игры в Турине, Ванкувере, Сочи, Пхёнчхане, Пекине: общая характеристика. Результаты выступления российских спортсменов.
79. Политические и социально-экономические реформы 1991 – 2022 гг. и их влияние на развитие физической культуры и спорта в России.
80. Создание органов государственного и общественного управления физкультурным движением в Российской Федерации.
Промежуточная аттестация по дисциплине ИФКиС проводится в виде собеседования по вопросам. Допуском к промежуточной аттестации является наличие от 40 до 60 баллов. Обязательным условием допуска является выполнение контрольной работы, написание эссе и реферата.
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:
"отлично" - 87-100 баллов;
"хорошо" - 73-86;
"удовлетворительно" - 61-72;
"неудовлетворительно" - 60 и менее баллов.
Тестирование (3 б. х 4) - 12 баллов;
Контрольная работа - 30 баллов;
Реферат
и его защита на семинаре - 10 баллов;
Эссе - 8 баллов;
Итого: 60 баллов
К экзамену обучающийся должен набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации (экзамене) обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка по ИФК формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации.
В итоге:
60 и менее баллов - неудовлетворительно;
61 - 72 балла - удовлетворительно;
73 - 86 баллов - хорошо;
87 - 100 баллов - отлично.