2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.ДВ.03.01
 
зачеты 10
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Голубь Е.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, доц., Мельникова Ю.А. _________________
 
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 25.04.2023 г.  № 10

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, на примере системы непрерывного образования в области научных знаний по концепциям развития федеральных и региональных программ обеспечения безопасности жизнедеятельности для следующих объектов профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дорожно-транспортная безопасность
2.1.2
Лечебная физическая культура и массаж
2.1.3
Междисциплинарная практика
2.1.4
Пожарная безопасность
2.1.5
Противодействие терроризму
2.1.6
Обеспечение безопасности образовательной организации
2.1.7
Основы школьного туризма
2.1.8
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.1.9
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.1.10
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.1.11
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.1.12
Вожатская практика
2.1.13
История физической культуры
2.1.14
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.1.15
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.1.16
Физкультурно-оздоровительная деятельность
2.1.17
Легкая атлетика
2.1.18
Плавание
2.1.19
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.1.20
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.1.21
Основы национальной безопасности и обороны государства
2.1.22
2.1.23
Психология физической культуры
2.1.24
Физиология физической культуры
2.1.25
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.1.26
Спортивные игры
2.1.27
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.28
Биохимия человека
2.1.29
Гражданская оборона
2.1.30
Ознакомительная практика
2.1.31
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.1.32
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.1.33
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.34
Возрастная анатомия и физиология
2.1.35
Гимнастика
2.1.36
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.37
Лыжная подготовка
2.1.38
Безопасность жизнедеятельности
2.1.39
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.5: Знает:

- мировой и российский опыт обеспечения безопасности жизнедеятельности;

 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает:

- терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей;

- методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

- сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций;

- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий;

- технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении внеклассных и массовых мероприятий с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Законодательство РФ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
0
 
1.1
Современный комплекс субъектов и мер безопасности. Система органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности. /Лек/
2
УК-8.1 ПК-1.5
10
0
 
1.2
Государственные специализированные органы охраны безопасности жизнедеятельности в РФ. /Лек/
2
УК-8.1 ПК-1.5
10
0
 
1.3
Современный комплекс субъектов и мер безопасности.  /Пр/
4
УК-8.1 ПК-1.5
10
Система органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности.

Система органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности. Органы государственного надзора, государственные инспекции, общественные организации в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности.

0
 
1.4
Государственные специализированные органы охраны безопасности жизнедеятельности в РФ

/Пр/

4
УК-8.1 ПК-1.5
10
Общая характеристика Положения о единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи РСЧС. Уровни и подсистемы РСЧС. Координационные органы РСЧС. Постоянно действующие органы управления РСЧС. Органы повседневного управления РСЧС. Силы и средства РСЧС: силы постоянной готовности.

0
 
1.5
Анализ нормативно-правовых актов. /Ср/
6
УК-8.1 ПК-1.5
10
Защита докладов 
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.6
Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей статус аварийно-спасательных формирований. /Ср/
8
УК-8.1 ПК-1.5
10
Защита докладов.
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности в РФ.
0
 
2.1
Научное, нормативно-правовое обеспечение Федеральной целевой программы «Концепция федеральной системы подготовки к военной службе до 2030 года» /Лек/
2
УК-8.1 ПК-1.5
10
0
 
2.2
Научное, нормативно-правовое обеспечение Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года» /Лек/
2
УК-8.1 ПК-1.5
10
0
 
2.3
Научное, нормативно-правовое обеспечение Военной Доктрины РФ

/Пр/

2
УК-8.1 ПК-1.5
10
Цели и основные задачи Программы. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Обоснование необходимости решения проблемы.

0
 
2.4
Научное, нормативно-правовое обеспечение Федеральной целевой программы «Концепция федеральной системы подготовки к военной службе до 2030гг.»

/Пр/

4
УК-8.1 ПК-1.5
10
Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития. Цели, принципы, задачи и основные направления создания федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года. Механизмы реализации Концепции. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции
0
 
2.5
Научное, нормативно-правовое обеспечение Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2030 года»

/Пр/

2
УК-8.1 ПК-1.5
10
Цели и основные задачи Программы. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом. Этапы реализации Программы.

Реализация Программы на региональном уровне.

0
 
2.6
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения»

/Пр/

2
УК-8.1 ПК-1.5
10
Цели и основные задачи Программы. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом. Этапы реализации Программы. Реализация Программы на региональном уровне.

0
 
2.7
Анализ Указа Президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» /Ср/
4
УК-8.1 ПК-1.5
10
Заполнить таблицу (практическое задание) с указанием этапов Доктрины, полномочий представительных органов: Президента РФ, Правительства РФ
0
 
2.8
Анализ нормативно-правовой базы  /Ср/
4
УК-8.1 ПК-1.5
10
Защита докладов
0
 
2.9
Анализ Постановления Правительства Российской Федерации №444 от 13 июля 2007 года «О федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2030 года» /Ср/
4
УК-8.1 ПК-1.5
10
Составить паспорт Программы Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2030 года»
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.10
Анализ Постановления Правительства РФ № 1995-р от 27 октября 2012 г «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» /Ср/
2
УК-8.1 ПК-1.5
10
Составить паспорт Программы Повышение безопасности дорожного движения до 2030 года»
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Зарубежный опыт при разработке целевых программ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности
0
 
3.1
Сравнительный анализ правовых норм в области предупреждения и ликвидации ЧС природного  и техногенного характера России и стран СНГ.  /Лек/
2
УК-8.1 ПК-1.5
10
0
 
3.2
Проанализировать основные положения Закона Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-I «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

Закона республики Беларусь 26 мая 2012 г. № 385-з «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на чернобыльской АЭС».

Закона республики Узбекистан от 20 августа 1999 года №824-I «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

/Ср/

4
УК-8.1 ПК-1.5
10
Представить сравнительный анализ норм перечисленных законов, отразив в них (заполнить таблицу): основные положения, субъектный состав, права и обязанности граждан и организаций.
0
 
3.3
Сравнительный анализ правовых норм в области предупреждения и ликвидации ЧС природного  и техногенного характера России и стран СНГ.

/Пр/

2
УК-8.1 ПК-1.5
10
Основные положения Закона Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-I «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

Основные положения Закона республики Беларусь 26 мая 2012 г. № 385-з «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на чернобыльской АЭС».

0
 
3.4
Сравнительный анализ правовых норм в области предупреждения и ликвидации ЧС природного  и техногенного характера России и стран Европейского Союза

/Пр/

2
УК-8.1 ПК-1.5
10
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Германия о взаимной помощи при стихийных бедствиях и крупных авариях.

Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики в области защиты населения, по вопросам прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и взаимной помощи в случае стихийных бедствий или аварий.

0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
3.5
Проанализировать основные положения:

Соглашения между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Германия о взаимной помощи при стихийных бедствиях и крупных авариях.

Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики в области защиты населения, по вопросам прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и взаимной помощи в случае стихийных бедствий или аварий.

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

/Ср/

4
УК-8.1 ПК-1.5
10
Представить сравнительный анализ норм перечисленных международных соглашений, отразив в них (заполнить таблицу):сроки действия, цели, основные задачи, конечные результаты
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент должен:

- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 11 семинарских занятий),

- подготовить доклад,

- выполнить практико-ориентированные задания.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Собеседование (устные ответы на семинарах) - 11 х 5 б - 55 баллов

2. Защита доклада - 15 баллов

3. Практико-ориентированные задания (всего 6 заданий) - 6 х 5 б. - 30 баллов

ИТОГО по текущему контролю max - 100 б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Приешкина А. Н., Огородников М. А., Голубь Е. Ю., Седымов А. В.
Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
42
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.2
под ред. Л. А. Михайлова
Основы национальной безопасности: учеб. для студентов вузов по направлению 050100 "Пед. образование" (профиль "Безопасность жизнедеятельности")
Москва: Академия, 2014
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Петров С. В., Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А.
Основы национальной безопасности: учеб. пособие для студентов вузов
Новосибирск: АРТА, 2011
10
 
Л2.2
Уколова И. П.
Основы международной безопасности: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК : http://lib.sibsport.ru/
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения : https://www.moodle.sibgufk.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики