МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд.пед.наук, доц., Голубь Е.Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доц., Мельникова Ю.А. _________________
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, на примере системы непрерывного образования в области научных знаний по концепциям развития федеральных и региональных программ обеспечения безопасности жизнедеятельности для следующих объектов профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Противодействие терроризму
Обеспечение безопасности образовательной организации
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Физиология физической культуры
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Безопасность жизнедеятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.5: Знает:
- мировой и российский опыт обеспечения безопасности жизнедеятельности;
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1: Знает:
- терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей;
- методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
- сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций;
- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий;
- технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении внеклассных и массовых мероприятий с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Законодательство РФ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Современный комплекс субъектов и мер безопасности. Система органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности. /Лек/
Государственные специализированные органы охраны безопасности жизнедеятельности в РФ. /Лек/
Современный комплекс субъектов и мер безопасности. /Пр/
Система органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности.
Система органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности. Органы государственного надзора, государственные инспекции, общественные организации в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Государственные специализированные органы охраны безопасности жизнедеятельности в РФ
/Пр/
Общая характеристика Положения о единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи РСЧС. Уровни и подсистемы РСЧС. Координационные органы РСЧС. Постоянно действующие органы управления РСЧС. Органы повседневного управления РСЧС. Силы и средства РСЧС: силы постоянной готовности.
Анализ нормативно-правовых актов. /Ср/
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей статус аварийно-спасательных формирований. /Ср/
Раздел 2. Раздел 2. Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности в РФ.
Научное, нормативно-правовое обеспечение Федеральной целевой программы «Концепция федеральной системы подготовки к военной службе до 2030 года» /Лек/
Научное, нормативно-правовое обеспечение Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года» /Лек/
Научное, нормативно-правовое обеспечение Военной Доктрины РФ
/Пр/
Цели и основные задачи Программы. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Обоснование необходимости решения проблемы.
Научное, нормативно-правовое обеспечение Федеральной целевой программы «Концепция федеральной системы подготовки к военной службе до 2030гг.»
/Пр/
Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития. Цели, принципы, задачи и основные направления создания федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года. Механизмы реализации Концепции. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции
Научное, нормативно-правовое обеспечение Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2030 года»
/Пр/
Цели и основные задачи Программы. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом. Этапы реализации Программы.
Реализация Программы на региональном уровне.
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения»
/Пр/
Цели и основные задачи Программы. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом. Этапы реализации Программы. Реализация Программы на региональном уровне.
Анализ Указа Президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» /Ср/
Заполнить таблицу (практическое задание) с указанием этапов Доктрины, полномочий представительных органов: Президента РФ, Правительства РФ
Анализ нормативно-правовой базы /Ср/
Анализ Постановления Правительства Российской Федерации №444 от 13 июля 2007 года «О федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2030 года» /Ср/
Составить паспорт Программы Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2030 года»
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Анализ Постановления Правительства РФ № 1995-р от 27 октября 2012 г «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» /Ср/
Составить паспорт Программы Повышение безопасности дорожного движения до 2030 года»
Раздел 3. Раздел 3. Зарубежный опыт при разработке целевых программ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности
Сравнительный анализ правовых норм в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера России и стран СНГ. /Лек/
Проанализировать основные положения Закона Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-I «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
Закона республики Беларусь 26 мая 2012 г. № 385-з «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на чернобыльской АЭС».
Закона республики Узбекистан от 20 августа 1999 года №824-I «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
/Ср/
Представить сравнительный анализ норм перечисленных законов, отразив в них (заполнить таблицу): основные положения, субъектный состав, права и обязанности граждан и организаций.
Сравнительный анализ правовых норм в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера России и стран СНГ.
/Пр/
Основные положения Закона Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-I «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
Основные положения Закона республики Беларусь 26 мая 2012 г. № 385-з «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на чернобыльской АЭС».
Сравнительный анализ правовых норм в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера России и стран Европейского Союза
/Пр/
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Германия о взаимной помощи при стихийных бедствиях и крупных авариях.
Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики в области защиты населения, по вопросам прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и взаимной помощи в случае стихийных бедствий или аварий.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Проанализировать основные положения:
Соглашения между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Германия о взаимной помощи при стихийных бедствиях и крупных авариях.
Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики в области защиты населения, по вопросам прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и взаимной помощи в случае стихийных бедствий или аварий.
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.
/Ср/
Представить сравнительный анализ норм перечисленных международных соглашений, отразив в них (заполнить таблицу):сроки действия, цели, основные задачи, конечные результаты
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен:
- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 11 семинарских занятий),
- подготовить доклад,
- выполнить практико-ориентированные задания.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Собеседование (устные ответы на семинарах) - 11 х 5 б - 55 баллов
2. Защита доклада - 15 баллов
3. Практико-ориентированные задания (всего 6 заданий) - 6 х 5 б. - 30 баллов
ИТОГО по текущему контролю max - 100 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Приешкина А. Н., Огородников М. А., Голубь Е. Ю., Седымов А. В.
Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Основы национальной безопасности: учеб. для студентов вузов по направлению 050100 "Пед. образование" (профиль "Безопасность жизнедеятельности")
6.1.2. Дополнительная литература
Петров С. В., Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А.
Основы национальной безопасности: учеб. пособие для студентов вузов
Основы международной безопасности: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК : http://lib.sibsport.ru/
Образовательный портал и система дистанционного обучения : https://www.moodle.sibgufk.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ