2021-2022_49_03_01 ФК ФО заочно 2020_plx_Олимпийское движение и профессиональный спорт
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Олимпийское движение и профессиональный спорт
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.23
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. исторических наук, доц., М.Д. Лагутина  
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Ю.А. Мельникова _________________
 
Олимпийское движение и профессиональный спорт
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
 
Протокол от 11.04.2023 г.  № 9

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Казызаева А.С.

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовить  обучающихся к реализации следующих профессиональных задач:  распространение знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх, формирование у молодежи принципов благородного поведения, стремление к гармоничному развитию физических и духовных способностей.  Особенно это важно сегодня, когда часть молодежи охвачена прагматизмом, нигилизмом, безразличием к духовным ценностям. В Олимпийской Хартии среди основополагающих принципов записано: «Цель олимпийского движения – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Социология физической культуры
2.1.2
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
2.1.3
История физической культуры
2.1.4
Педагогическая практика
2.1.5
Философия
2.1.6
История
2.1.7
Иностранный язык
2.1.8
Иностранный язык в профессиональной сфере
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.10: имеет опыт анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов
 
УК-5.11: имеет опыт проведения теоретических занятий и бесед со спортсменами о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх
 
УК-5.3: знает закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем, основные этапы и важнейшие события истории России, роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе
 
УК-5.4: знает периодизацию истории физической культуры, социальную сущность, структуру и функции физической культуры
 
УК-5.7: умеет анализировать социальные истоки и мотивацию к занятиям физическими упражнениями и спортом различных социальных слоев и групп, закономерности выбора вида спорта и двигательной активности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Введение. Происхождение ритуальных праздников.
0
 
1.1
Введение в курс. Происхождение ритуальных праздников. /Ср/
2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Изучая данную тему студенты самостоятельно составляют олимпийский глоссарий, включающий определения древнегреческих терминов
0
 
1.2
План-конспект ««Символы и атрибуты Олимпийских игр» возможна лекция с презентацией.  /Ср/
2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Практическая работа, выступление на семинаре.
0
 
 
Раздел 2. Древнегреческая агонистика
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
2.1
Античные игры. /Лек/
0,5
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Содержание античных Олимпийских игр: программа, церемонии и ритуалы, правила соревнований, чествование победителей. Причины упадка и гибели.
0
 
2.2
Древнегреческая агонистика /Пр/
1
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Истоки и генезис олимпизма, их связь с развитием всей культуры человечества, органическое единение Олимпийских игр с поразительными достижениями науки и культуры («греческое чудо»). Олимпийское перемирие. Содержание античных Олимпийских игр: программа, церемонии и ритуалы, правила соревнований, чествование победителей. Причины упадка и гибели древнегреческих Олимпийских игр. Обще греческие и региональные игры (Истмийские, Пифийские, Немейские, Панафинейские): их содержание и значение.  Социально-политическое и культурное значение античных Олимпийских игр.
0
 
2.3
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями. /Ср/
10
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Устный опрос, тестирование
0
 
 
Раздел 3. Возрождение Олимпийских Игр.
0
 
3.1
Возрождение Олимпийских игр и создание МОК. /Лек/
0,5
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
История возрождения Олимпийских игр: от гуманистов до Пьера де Кубертена. Котсволдские, Мач Венлокские, Дрейбергские, Рамлёские, Панэлинские и др. Олимпийские игры. Исторические предпосылки выхода спорта на мировую арену: промышленная революция, мировой рынок, глобальные коммуникации, широкий культурный обмен, формирование современной цивилизации. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена – основателя современного олимпийского движения. Международный атлетический конгресс 1894 г. в Париже, его решения. Создание, структура и функции МОК. Принятие Олимпийской хартии, её содержание.
0
 
3.2
Российская империя и олимпийское движение.

/Пр/

1
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Предпосылки возникновения олимпийского движения в Российской империи. Члены МОК для России. «…И генерал Бутовский для России».Дебют российских спортсменов на Олимпийских играх. Создание Российского олимпийского комитета (РОК). Российская империя на Играх V Олимпиады. «Российские Олимпиады».

0
 
3.3
Написать эссе «Пьер де Кубертен и его идеи в XXI веке». Выполнение контрольной работы. /Ср/
8
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Практическая работа, проверка преподавателя.
0
 
 
Раздел 4. Этапы развития современного олимпийского движения.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
4.1
Этапы развития современного олимпийского движения. /Лек/
2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Олимпийское движение и Олимпийские игры в период с 1992 г. и по настоящее время. Проблемы современных Олимпийских игр: «гигантизм», борьба с допингом, профессионализация и коммерциализация. Научно-технической прогресс и развитие спорта. Движение «Фэйр Плэй». Программа «Олимпийская солидарность». Особенности развития олимпийского движения в Российской Федерации. Спортсмены Российской Федерации на Играх XXVI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXX, XXXI, XXXII Олимпиад в Атланте, Сиднее, Афинах, Пекине, Лондоне, Рио-де-Жанейро,Токио и XYII, XYIII ,XIX, XX, XXI, XXII, XXIII, XXIV Олимпийских зимних играх в Лиллехаммере, Нагано, Солт-Лейк-Сити, Турине, Ванкувере, Сочи, Пхёнчхане, Пекине. Олимпийское движение в Сибирском регионе: спортсмены Сибири на Олимпийских играх.
0
 
4.2
Современное Олимпийское движение: проблемы и перспективы.

  /Пр/

1
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
«Гигантизм», коррупция,  борьба с допингом, профессионализации и коммерциализация. Движение «Фэйр плэй». Программа «Олимпийская солидарность». Инвалидный спорт и олимпийское движение. Детский спорт и олимпийское движение. Женский спорт и олимпийское движение. Олимпийское движение в условиях эпидемии ковида и войн и локальных конфликтов.

0
 
4.3
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями  /Ср/
6
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Устный опрос, тестирование
0
 
4.4
«Фэйр плэй в современном мире» (доклад с презентацией). /Ср/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Выступление на семинаре
0
 
4.5
Выполнение контрольной работы, тестирование /Ср/
14
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Проверка преподавателя
0
 
4.6
План-конспект "История олимпийского движения в деятельности президентов МОК", возможна лекция с презентацией. /Ср/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10 УК-5.11
5
Практическая работа, проверка преподавателя, выступление на семинарском занятии.
0
 
 
Раздел 5. Структура и функции современного олимпийского движения.
0
 
5.1
Структура и функции современного олимпийского движения.  /Лек/
0,5
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
5.2
Структура и функции современного олимпийского движения. /Пр/
1
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Система управления современным олимпийским движением. Деятельность НОК, МСФ, Международной олимпийской академии и других международных организаций и объединений. Комплексные игры: история формирования, структура и типологическая классификация (игры территориальной и социально-демографической направленности).

0
 
5.3
История создания МОК, его структура и функции. Основные направления деятельности президентов МОК /Ср/
3
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.10
5
Подготовка конспектов в рамках выполнения контрольной работы и выступление на семинаре с докладами и презентациями.
0
 
5.4
Тестирование  /Ср/
3
УК-5.7 УК-5.10 УК-5.11
5
После изучения данной темы студентам предлагается самостоятельно пройти тестирование по теме «Структура и функции современного олимпийского движения». Тест находится в системе на портале СибГУФК в системе MOODLE в дисциплине «Олимпийское движение и профессиональный спорт».
0
 
 
Раздел 6. Олимпийское образование: структура и содержание.
0
 
6.1
Олимпийское образование: структура и содержание. /Лек/
0,5
УК-5.7 УК-5.10 УК-5.11
5
0
 
6.2
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями.  /Ср/
4
УК-5.7 УК-5.10 УК-5.11
5
Устный опрос.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля обучающийся заочной формы должен выполнить контрольную работу, пройти тестирование для самопроверки, затем выполнить итоговый тест.  Написать эссе, выступить с сообщением на семинарском занятии. Бонус за посещение лекций и семинаров до 4 баллов.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и  набравший 61 балл и более, получает зачет.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Тестирование для самопроверки 6 баллов х 3 теста     =  18 баллов

Итоговое тестирование                                                          = 20 баллов

Выступление на семинарах - 4 балла х 2 семинара       =   8 баллов

Написание эссе                                                                         = 10 баллов

Контрольная работа                                                                = 40 баллов

Бонус за посещение лекций

и семинаров 1 балл х  4                                                          = 4 баллов                       

Итого -                                                                                           100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Столбов В. В., Родиченко В. С., Контанистов А. Т., Столяров В. И.
Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимп. образования
Москва: Спорт, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/88512
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.2
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
Москва: Спорт, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/79433
 
Л1.3
Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А., Кузьмина О. И.
Олимпийские зимние игры: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Москва: Юрайт, 2019
0
 
Л1.4
Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А., Кузьмина О. И.
Игры Олимпиад: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л1.5
Столяров В. И.
Современное олимпийское движение - гуманистическая миссия ("храм") или "рынок"?: монография
Москва: РУСАЙНС, 2017
0
 
Л1.6
Столяров В. И.
Олимпийское воспитание: теория и практика: кн. для студентов и преподавателей вузов
Москва: Национ. образование, 2014
0
 
Л1.7
под общ. ред. В. Н. Платонова
Олимпийский спорт: монография : в 2 т.
Киев: Олимп. лит., 2009
0
 
Л1.8
под общ. ред. В. Н. Платонова
Олимпийский спорт: монография : в 2 т.
Киев: Олимп. лит., 2009
2
 
Л1.9
Междунар. Олимп. Комитет
Олимпийская хартия (в действии с 17 июля 2020 г.): пер. с англ.
[б. м.]: [б. и.], 2020
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Лагутина М. Д.
Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
0
 
Л2.2
Кубертен П. де
Олимпийские мемуары: пер. с фр.
Москва: Рид Групп, 2011
2
 
Л2.3
гл. ред. В. Н. Платонов
Энциклопедия современного олимпийского спорта
Киев: Олимп. лит., 1998
2
 
Л2.4
Родиченко В. С.
Олимпийская идея для России
Москва: Сов. спорт, 1998
4
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru Официальный сайт вуза: sibsport.ru   : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- система тестирования Индиго;
6.3.1.3
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
6.3.1.4
-  программа для проведения дистанционных занятий и экзаменов https://bigbluebutton.ru/.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru
6.3.2.2
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru
6.3.2.3
Официальный сайт вуза: sibsport.ru :
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 - ауд. 405, 407, 502, 602; корп. 4 - 102, 312; корп.5 - 222, 229, 422).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики