МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Мониторинг физического состояния человека
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Менеджмент в фитнес-индустрии и массовом спорте
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
к.б.н., доцент, Зав.каф., Баймакова Л.Г.;к.б.н., доц., Кайгородцева О.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед.наук, доцент, Ю.А. Мельникова _________________
Мониторинг физического состояния человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 10.05.2023 г. № 17
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель изучения дисциплины является получение знаний о формирование углубленных знаний в области физического состояния и здоровья человека, овладение широким спектром концептуальных и методических подходов для оценки различных параметров физического состояния различных групп населения (занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом) на разных этапах онтогенеза. Также целью курса является формирование готовности творческого использования научно-методического, учебного и организационного опыта в работе будущего научного сотрудника физкультурного вуза, преподавателя, специалиста в области физической культуры и спорта, тренера и т.д.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Планирование и организация туристских и рекреационных услуг в местах отдыха населения
Организация физкультурно-оздоровительной туристской деятельности в образовательных организациях
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-2: Способен использовать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые, реабилитационные и фитнес технологии в работе с населением на основе мониторинга физического состояния человека
ПК-2.11: имеет опыт
- определения факторов риска населения на основе данных о возрасте населения, вредных привычках, образе жизни, исходной физической активности
- предварительного определения физического состояния населения методами фитнес-тестирования
- определения системы приоритетов для населения по компонентам фитнеса на основе анализа и обработки результатов предварительного фитнес-тестирования
ПК-2.13: имеет опыт оценки интенсивности аэробного, анаэробного тренинга путем периодического замера показателей физического состояния человека и определения уровня индивидуального восприятия нагрузки
ПК-2.3: знает
- методику фитнес-тестирования и технологии интерпретации его результатов
- оценочные показатели адаптации организма человека к разным уровням интенсивности аэробного, анаэробного, функционального тренинга
- методики контроля и оценки физической подготовленности занимающихся, показателей состояния человека при различных нагрузках с учетом соблюдения критериев уровня безопасных нагрузок
- факторы риска занятий фитнесом для населения и стандартные методики их выявления
ПК-2.7: умеет
- интерпретировать данные предварительного фитнес-тестирования с использованием системы контрольных показателей и стандартных результатов и оценивать первоначальное физическое состояние человека по компонентам фитнеса, используя данные о возрасте, вредных привычках, образе жизни, исходной физической активности для оценки факторов риска населения
- определять признаки переутомления или перетренированности человека, учитывая характер внешних обстоятельств и динамику потребностей человека при адаптации индивидуальных программ
- применять методы и технологию фитнес-тестирования населения и проводить регулярное и периодическое (этапное) фитнес-тестирование с использованием стандартных методов и технологий
- производить замеры частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, артериального давления, мониторинг сердечного ритма человека на занятиях с высокой интенсивностью, и определять связи показателей замеров с различными видами физической нагрузки человека
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Мониторинг показателей здоровья и физического развития в процессе занятий физической культурой и спортом
Понятие, цель и задачи мониторинга в процессе занятий физической культурой и спортом. Программно-документационное обеспечение медико-биологического мониторинга /Лек/
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Основные закономерности роста и развития человека /Лек/
Морфогенетические основы индивидуальных различий. Необходимость учета индивидуально-типологических особенностей в процессе занятий физической культурой и спортом /Лек/
Координационные способности и методика их оценки в процессе спортивного отбора и занятий физической культурой и спортом /Лек/
Здоровье и критерии его оценки в процессе занятий физической культурой и спортом. Физическое развитие и методы его оценки на разных этапах онтогенеза /Лек/
Биологический возраст. Методы оценки и использование их на практике при физкультурно-оздоровительных занятиях /Пр/
Методика оценки уровня физического развития. Возможности применения метода индексов /Пр/
Сенситивные периоды в развитии физиологических функций /Пр/
Понятие о соматотипе и методы его оценки. Учет типа телосложения при физкультурно-оздоровительных занятиях /Пр/
Обоснование типов нервной системы, их связь с генотипом, значимость при прогнозировании и коррекции мышечной деятельности /Пр/
Оценка анаэробных способностей и их значимость в процессе отбора и ориентации в виды спорта, связанные с проявлением скоростно-силовых качеств. Генетические предпосылки. Коэффициент наследуемости /Пр/
Оценка аэробных способностей и их значимость в процессе занятий /Пр/
Обоснование типов мышечных волокон и типов адаптации человека к мышечной деятельности /Пр/
Структура и содержание психомоторных процессов (скорость реакции, точность, различительная чувствительность по параметрам движения), методика их оценки в процессе занятий. Критерии диагностики различных аспектов психомоторики /Пр/
Оценка режима и качества питания в процессе физкультурно-оздоровительных занятий /Пр/
Исследование дыхательной системы и оценка физической работоспособности при физкультурно-оздоровительных занятиях в различных возрастных группах /Пр/
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Принципы и методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы /Пр/
Самоподготовка по темам раздела: «Мониторинг показателей здоровья и физического развития в процессе занятий физической культурой и спортом» /Ср/
Подготовка конспектов по теме раздела: «Мониторинг показателей здоровья и физического развития в процессе занятий физической культурой и спортом
Подготовка реферата по избранной теме
/Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы должен дать ответы на вопросы в формате устного опроса, выполнить 9 практических работ и пройти итоговый тест.
5.2. Промежуточная аттестация
Вид промежуточной аттестации - зачет. Обучающийся получает зачет, если набирает от 61 до 100 баллов в рамках текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Обязательные виды работ:
Практические работы 6 6*9=54
Устные ответы 5 5*4=20
Тест 26 26*1=26
Итого: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Диагностика физического состояния: обучающие методики и технология: учеб. пособие
https://www.iprbookshop.ru/74293
Платонова Т. В., Чванов В. Г.
Спортивно-оздоровительный мониторинг: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Ландырь А. П., Ачкасов Е. Е., Медведев И. Б.
Тесты с дозируемой физической нагрузкой в спортивной медицине: учеб. пособие
Москва: Спорт [и др.], 2019
https://www.iprbookshop.ru/78349
Ландырь А. П., Ачкасов Е. Е.
Мониторинг частоты сердечных сокращений в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Москва: Спорт [и др.], 2018
https://www.iprbookshop.ru/78352
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Токарева А. В., Гетьман В. Д., Ефимова-Комарова Л. Б.
Самоконтроль и методы оценки физического и функционального состояния студентов: учеб. пособие
Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАСУ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/63642
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория 413, учебный корпус №4 Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 36; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 414, учебный корпус №4 Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ