МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА:
Гимнастика
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физкультурно-спортивное образование
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
ст.преп., Сыромятникова О Г
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
доц., Кравчук Т.А. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 10.05.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г.
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
«Теория и методика обучения базовым видам спорта: «Гимнастика» - создать представление о теоретических основах использования «Теории и методики обучения базовым видам спорта: Гимнастика» как вида физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения и как фактора обеспечения здоровья.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для успешного освоения дисциплины необходимы входные знания, умения и компетентности студента, полученные на уроках физической культуры в рамках общего среднего образования
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Врачебный контроль в адаптивной физической культуре
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-3: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
ОПК-3.1: знает историю и современное состояние базовых видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта), их место и значение в физической культуре, науке и образовании
ОПК-3.2: знает методы, средства и основы обучения базовым видам спорта и возможности их применения в сфере спортивной подготовки и сфере образования
ОПК-3.3: знает методику развития физических качеств средствами базовых видов спорта, а также контроль и оценку технической и физической подготовленности занимающихся
ОПК-3.4: знает правила судейства и организацию соревнований в базовых видов спорта
ОПК-3.5: умеет использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по базовым видам спорта в зависимости от поставленных задач
ОПК-3.6: умеет контролировать и оценивать качество выполнения упражнений занимающимися в базовых видах спорта и определять ошибки в технике
ОПК-3.7: умеет нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, контролировать динамику развития физической подготовленности обучающихся
ОПК-3.8: имеет опыт проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий с использованием средств базовых видов спорта
ОПК-3.9: имеет опыт участия в судействе физкультурно-спортивных мероприятий по базовым видам спорта
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Гимнастика в системе физического воспитания. Обеспечение техники безопасности на занятиях гимнастикой
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
Гимнастика в системе физического воспитания. /Ср/
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи гимнастики. Методические особенности гимнастики. Классификация видов гимнастики. Оздоровительные, образовательно-развивающие, спортивные виды гимнастики
Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой /Ср/
Причины травматизма и способы его предупреждения. Требования к местам занятий гимнастикой и соревнований по гимнастике.
Обеспечение техники безопасности при занятиях гимнастикой /Пр/
Проведение фрагмента основной части занятия по гимнастике обучение гимнастическому элементу
Раздел 2. Строевые упражнения
Строевые упражнения /Лек/
Назначение строевых упражнений. Основные термины строевых упражнений. Классификация строевых упражнений. Методика проведения строевых упражнений
Строевые упражнения
тема 1,2 /Пр/
Построение в одну шеренгу. Строевые приемы: "РАВНЯЙСЬ!", "ВОЛЬНО!", "СМИРНО!", "РАЗОЙДИСЬ!"; повороты на месте: "Нале-ВО!", "Напра-ВО!", "Кру-ГОМ!"; расчет: "По порядку - РАССЧИТАЙСЬ!", "На первый и второй - РАССЧИТАЙСЬ!", «По три (четыре) – РАССЧИТАЙСЬ!».
Рапорт дежурного. Ходьба на месте. Остановка группы. Перестроение уступом из шеренги
Передвижение в обход, по условным точкам зала (центр, середины сторон, углы), по диагонали. Выполнить в парах, группах. Перестроение из одной шеренги в две
Строевые упражнения тема 3,4 /Пр/
Передвижение в обход, изменение длины и частоты шагов (переход с ходьбы на бег и обратно); разновидности передвижений.
передвижение противоходом, «змейкой», по кругу
Строевые упражнения тема 5 /Пр/
Ходьба с места; повороты в движении, команда «ПРЯМО!»;
перестроение поворотом в движении, размыкание приставными шагами
Строевые упражнения тема 7 /Пр/
перестроение дроблением и сведением, разведением и слиянием; размыкание по Уставу.
Подготовка к сдаче по темам строевых упражнений
Строевые упражнения тема 6 /Пр/
Перестроение поворотом в сдвижении, размыкание приставными шагами
Раздел 3. Общеразвивающие упражнения
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
Общеразвивающие упражнения /Лек/
Характеристика ОРУ. Классификация ОРУ. Требования к составлению комплекса ОРУ. Основные термины ОРУ. Методика проведения комплекса ОРУ
Методика проведения и составление конспекта ОРУ раздельным способом /Пр/
Правила составления комплекса, условия. Последовательность упражнений, команды при проведении комплекса.
Методика составления и проведение комплекса ОРУ с набивными мячами /Пр/
Хваты мяча, основные и промежуточные положения с мячом, классификация упражнений. Методика составления комплекса. Методика проведения комплекса ОРУ с мячом раздельным способом
ОРУ с гимнастическими палками /Пр/
Хваты, положение с палкой: горизонтальные, вертикальны, наклонные. Классификация упражнений.
Методика составления и проведения комплекса ОРУ
ОРУ на, у, с гимнастической скамейкой /Пр/
Расположение скамеек, положение занимающихся у скамейки, на скамейке, со скамейкой.
Классификация упражнений. Методика составления и проведения комплекса ОРУ на, у, со скамейкой.
Исходные положения. Методика составления и проведения комплекса ОРУ в парах.
ОРУ проходным способом /Пр/
Методика проведения и составление комплекса ОРУ проходным способом.
ОРУ поточным способом /Пр/
Методика составления и проведения комплекса ОРУ поточным способом
Общеразвивающие упражнения /Ср/
Подготовка конспектов комплексов ОРУ с предметами (мяч, палка, скамейка, пары)и без, разными способами проведения.
Подготовка проведения фрагментов комплексов ОРУ с предметами и без раздельным способом.
Раздел 4. Гимнастическая терминология
Лекция № 3 «Терминология гимнастических упражнений» /Лек/
Значение гимнастической терминологии. Краткая история создания терминологии. Основные требования гимнастической терминологии. Классификация и способы образования гимнастических терминов.
Правила гимнастической терминологии. Формы записи гимнастических упражнений
Терминология общеразвивающих упражнений с предметами (мячи, палки, скамейки) /Пр/
Проведение комплексов упражнений с предметами. Используя гимнастическую терминологию
Гимнастическая терминология /Ср/
Подготовка конспектов комплексов ОРУ без предмета и с предметом
Раздел 5. Техника гимнастических упражнений
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
Лекция № 4 «Техника гимнастических упражнений» /Лек/
Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в её основе. Силовые и динамические характеристики движения гимнастов. Статические упражнения. Динамические упражнения. Вращательные движения. Маховые упражнения. Основные механизмы выполнения гимнастических упражнений
Основы техники гимнастических упражнений (акробатических, опорного прыжка) /Пр/
Освоение техники выполнения опорного прыжка (согнув ноги, ноги врозь, вскок в упор присев и соскок прогнувшись, прыжок углом с косого разбега, прыжок боком), акробатических упражнений (группировка, перекаты, кувырки, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках, колесо)
Техника выполнения элементов на брусьях, перекладине, бревне, вольных упражнений. /Пр/
Освоение техники выполнения упражнений на гимнастических снарядах: перекладине, брусьях, бревне, вольных упражнениях
Техника гимнастических упражнений (акробатика, опорный прыжок) /Ср/
Описание техники в конспектах основной части занятия. Знание законов сохранения количества движения, закона момента количества движения, проявление этих законов при выполнении гимнастических элементов
Раздел 6. Организация и проведение занятий по гимнастике
Организация и проведение занятий по гимнастике /Пр/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9
Проведение подготовительной и основной частей занятий по гимнастике относительно возраста и физической подготовленности занимающихся, поставленных образовательных задач
Организация и проведение занятий по гимнастике /Ср/
Подготовка конспектов фрагментов занятий по гимнастике, согласно гимнастической терминологии, методике обучения гимнастическим упражнениям
Раздел 7. Методика обучения гимнастическим упражнениям
Лекция № 5 «Методика обучения гимнастическим упражнениям» /Лек/
Этапы обучения гимнастическим упражнениям. Методы и приёмы обучения гимнастическим упражнениям. Методика исправления ошибок
Методика обучения гимнастическим упражнениям /Пр/
Проведение обучения гимнастическим элементам. Используя вспомогательные упражнения: подготовительные, подводящие, имитационные.
Методика обучения гимнастическим упражнениям /Ср/
Подготовка и написание конспекта фрагмента основной части занятия по гимнастике по индивидуальным заданиям
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Выполнение конспекта в виде тезисов по теме «Средства гимнастики»
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
«Зачтено» - 1 балл. Письменная работа, практическая деятельность соответствует учебной программе в объеме 70-100%, допускаются две ошибки, (правильный полный ответ, представляющий собой связанное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях.
«Незачтено» - 0 баллов. Письменная работа выполнена на половину, небрежно, без выделения главной линии.
2. Выполнение конспекта в виде тезисов по теме «Приемы помощи и страховки»
«Зачтено» - 1 балл. Письменная работа, практическая деятельность соответствует учебной программе в объеме 70-100%, допускаются две ошибки, (правильный полный ответ, представляющий собой связанное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях.
«Незачтено» - 0 баллов. Письменная работа выполнена на половину, небрежно, без выделения главной линии.
3. Написание фрагмента занятия по гимнастике.
3 балла- Верно сформулированы задачи занятия. Написание конспекта с незначительными мелкими ошибками в терминологии, в правильности подбора вспомогательных упражнений, верная последовательность упражнений.
2 балла - есть мелкие неточности (2 шт) и незначительные ошибки в терминологии: ошибка в последовательности упражнений.
1 балл – задачи занятия сформулированы с ошибкой, Написание конспекта с ошибками (не более 5) в терминологии, в содержании и в последовательности упражнений, в подборе упражнений для обучения.
5. Проведение строевых упражнений по выделенным темам:
1 балл- сделано 2 ошибки при проведении строевых упражнений.
2 балла - Знание всех команд, правильное произношение по интонации, умение вести подсчет, умение держаться перед строем, умение исправлять ошибки, голос произношения команд (требовательный, громкий).
6. Конспекты ОРУ (предметы)
3 балла – Конспект выполнен без терминологических ошибок, верная последовательность упражнений, соблюдена методика подбора, достаточная дозировка (допускаются мелкие ошибки 2 шт).
1 балл - Конспект с терминологическими ошибками, не совсем соблюдена последовательность и методика подбора упражнений, ошибки в дозировке.
7. Самостоятельная работа (тема «Гимнастическая терминология»)
1 балл– полный ответ на вопрос, демонстрация знаний по правилам сокращения, уточнения, записи.
0 баллов – Ответ менее на половину ответов, очень краткий, либо сделано до четырех ошибок в гимнастической терминологии;
8. Проведение комплексов ОРУ (предметы, способы проведения)
3 балла – набрать 37- 42 балла за продемонстрированные умения
2 балла - 31 -36 баллов
1 балл - 26 -30 балла
5.2. Промежуточная аттестация
Конспект подготовительной части занятия по гимнастике.
3 балла – Средства гимнастики подобраны верно относительно задач занятия, возраста, физической подготовленности занимающихся. Верная последовательность упражнений в комплексе ОРУ, две незначительные ошибки по терминологии. Правильно оформлен конспект.
2 балла – Средства гимнастики подобраны с незначительными ошибками относительно задач занятия, возраста, физической подготовленности занимающихся. Верная последовательность упражнений в комплексе ОРУ, четыре незначительные ошибки по терминологии. Правильно оформлен конспект.
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
1 балл - Средства гимнастики подобраны с одной грубой ошибкой относительно задач занятия, возраста, физической подготовленности занимающихся. Ошибка в последовательности упражнений в комплексе ОРУ, незначительные ошибки по терминологии. Конспект оформлен с незначительными ошибками.
Проведение подготовительной части занятия по гимнастике.
5 баллов – набрать от 35 до 42 баллов
3 балла – набрать от 29 до 34 баллов
1 балл – набрать от 23 до 28 баллов
Проведение фрагмента основной части занятия (методика обучения гимнастическим упражнениям)
5 баллов – набрать от 28 до 34 баллов
3 балла – набрать от 23 до 27 баллов
1 балл – набрать от 18 до 22 баллов
Перечень умений, которые необходимо продемонстрировать при проведении подготовительной части занятия по гимнастике
1. Уметь разместить занимающихся на площадке в зависимости от поставленной педагогической задачи.
2. Уметь выбрать место при проведении фрагмента занятия.
3. Уметь правильно подавать команды строевых упражнений (по интонации, громко, требовательно, предварительную команду- протяжно).
4. Уметь поддерживать надлежащую дисциплину.
5. Уметь чувствовать время при проведении фрагмента занятия по гимнастике, дозировать нагрузку.
6. Уметь вести подсчет при заданном темпе.
7. Уметь определять ошибки при выполнении гимнастических двигательных действий, подавать методические указания.
8. Владеть идеальным показом гимнастических элементов.
9. Уметь вносить коррективы по ходу проведения фрагмента основной части занятия по гимнастике.
10. Уметь подбирать вспомогательные упражнения согласно фазам двигательного гимнастического двигательного действия (элемента) в зависимости от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся.
11. Владеть подсказывающим подсчетом.
12. Владеть методикой обучения по разделениям.
13. Уметь предусматривать варианты педагогических задач в зависимости от разной подготовленности занимающихся.
14. Владеть гимнастической терминологией.
15. Использовать вспомогательное оборудование и инвентарь
16. Умение готовить места занятий.
17. Подводить итоги фрагмента урока.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля Распределение баллов по видам работ
Текущий контроль виды работ мaкс. кол-во баллов за задание сумма баллов
Конспект (тезисы) Гимн-ка в системе (средства гимнастики) 1 - 5 баллов
Конспект (тезисы) Безопасность на занятиях гимнастикой 1 - 5 баллов
Проведение строевых упражнений (5 тем) 2 * 5 =10 баллов
Конспекты ОРУ (предметы) 5*3 = 15 баллов
Конспект ОРУ (пары, без предмета) 5*2 = 10 балла
Проведение комплексов ОРУ (предметы, способы проведения) 3*5 =15 баллов
Самостоятельная Гимнастическая терминология (тестирование) 1 2 баллов
Выполнение на оценку акробатики и опорного прыжка 5*2 = 10 баллов
Выполнение зачетных комбинаций на гимнастических снарядах (брусья, бревно, перекладина,) 5*2 = 10 баллов
Конспект подготовительной части занятия по гимнастике и проведение 5 баллов
Конспект и проведение фрагмента основной части занятия (методика обучения гимнастическим упражнениям) 5
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
баллов
Дополнительные виды работ: проведение фрагмента занятия ОРУ с предметами
(стул, гимнастическая стенка, гантели, скакалка, обруч) на выбор один предмет (снаряд) 4 балла
Написание конспекта
ОРУ с предметами (стул, гимнастическая стенка, гантели, скакалка, обруч) 4 балла
Итого 100 баллов
Промежуточная аттестация (зачет) _________ - баллов
Всего 100
Итого 61 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
под общ. ред. Ж. В. Никулиной ; Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта
Теория и методика обучения базовым видам спорта: лекции для обучающихся по основной образовательной программе по направлению подготовки 49.03.01 "Физическая культура": учеб.-метод. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2019
https://lib.rucont.ru/efd/714071
Поваляева Г. В., Сыромятникова О. Г.
Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика: учеб.- метод. пособие для студентов физкульт. вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
Методика обучения физической культуре. Гимнастика: учеб. пособие для сред. проф. образования
под общ. ред. В. М. Миронова
Гимнастика. Методика преподавания: учеб. для студентов вузов по специальностям физ. культуры, спорта и туризма
Минск [и др.]: Новое знание [и др.], 2016
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 "Физ. культура"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование помещений Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Спортивный зал гимнастики Учебная доска, стол и стул для преподавателя,
Оборудование: набивные мячи - 30, гимнастические палки - 40, скамейки -8, гантели – 28 пар, резиновые мячи- 10); маты гимнастические – 20 шт., степы – 10 шт., музыкальный центр -1, медицинболы – 10 шт, зеркала – 6 шт.
- гимнастические снаряды (конь - 2, мост -2, гимнастический ковер -1, бревно -1, канат -1, параллельные брусья -1, брусья разной высоты -1.
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2022.plx
Аудитория 108, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 1, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 16, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
легкоатлетический манеж 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя.
Площадки для занятий – 2;
Гимнастические стенки – 6,
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ