МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Профилактика применения допинга
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Менеджмент в фитнес-индустрии и массовом спорте
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
к.м.н., профессор, Куртев Сергей Георгиевич
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
к.п.н., Мельникова Ю.А. _________________
Профилактика применения допинга
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 11.04.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой д.б.н. Кудря Ольга Николаевна
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н. Кудря Ольга Николаевна ______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н. Кудря Ольга Николаевна ______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н. Кудря Ольга Николаевна _______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н. Кудря Ольга Николаевна _______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель освоения дисциплины: овладение студентами системой научно-практических знаний, умений и компетенций в области предотвращения допинга в спорте. Формирование у обучающихся современных представлений о нормативной основе, организации, задачах и значимости предотвращения применения допинга в спорте и готовности к реализации мероприятий по профилактике применения допинга в своей профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-8: Способен проводить работу по предотвращению применения допинга
ОПК-8.1: знает основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу в спорте
ОПК-8.2: знает современные методики составления антидопинговых образовательных и информационных программ для различных целевых аудиторий
ОПК-8.3: умеет обеспечивать прохождение спортсменами процедур допинг-контроля, оказывать им помощь в осуществлении взаимодействия с органами допинг-контроля
ОПК-8.4: умеет использовать антидопинговые образовательные программы в зависимости от целевой аудитории, учитывая квалификационные, возрастные и другие особенности
ОПК-8.5: умеет планировать и проводить антидопинговые мероприятия
ОПК-8.6: имеет опыт проведения антидопинговых образовательных мероприятий для различных целевых аудиторий, учитывая квалификационные, возрастные и другие особенности
ОПК-8.7: владеет методиками проведения работы по предотвращению применения допинга
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину. История допинга и антидопингового контроля. Причины распространения допинга в спорте.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Введение в учебную дисциплину. История допинга и антидопингового контроля. /Лек/
Введение в учебную дисциплину.
Назначение, цель и задачи дисциплины
Важность понимания антидопинговых принципов для обеспечения высокого качества подготовки специалистов. Проблема сохранения чистоты спортивных состязаний на современном этапе.
Основные этапы многовековой истории допинга. Случаи применения допинга на спортивных состязаниях в XX веке и вначале XXI века.
Первые попытки борьбы с допингом . Основные вехи развития антидопингового контроля. Создание медицинской комиссии МОК (1967). Первое тестирование на Олимпийских игах 1968 года (Мехико, Гренобль). Расширение списка запрещенных субстанций и методов.
Основные положения Декларации по допингу в спорте, принятой на I Всемирной конференции по допингу в спорте (Лозанна, 1999 г.).
Введение в учебную дисциплину. История допинга и антидопингового контроля. /Пр/
Назначение, цель и задачи дисциплины. Важность понимания антидопинговых принципов для обеспечения высокого качества подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта. Основные этапы многовековой истории допинга. Первые попытки введения антидопингового контроля. Создание медицинской комиссии МОК (1967 г.). Первое тестирование на Олимпийских играх 1968 года (Мехико, Гренобль). Расширение списка запрещенных субстанций и методов. Совершенствование методов антидопингового контроля.
Наиболее крупные допинговые скандалы XX и начала XXI века, которые привели к согласованной антидопинговой политике в современном спорте.
История допинга и антидопингового контроля. Причины распространения допинга в спорте. /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка к опросу и участию в дискуссии на семинаре, подготовка рефератов в соответствии с полученными заданиями).
Раздел 2. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). Всемирный антидопинговый кодекс. Международное и национальное антидопинговое правовое регулирование
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). Международное и национальное антидопинговое правовое регулирование. /Лек/
Всемирный антидопинговый Кодекс.
Всемирное антидопинговое агентство (WADA),
история создания, учредители ВАДА. Функции, финансирование и управление ВАДА. Международная Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте (Париж, 2005 г). Ратификация конвенции странами мира.
Международные и национальные антидопинговые организации. Национальная антидопинговая организация России – РУСАДА.
Реформирование РУСАДА, проводимое с 2016 года. Финансирование, учредители и попечительский совет РУСАДА. Международное и национальное антидопинговое право. Всемирный антидопинговый Кодекс (2021 г.) и восемь Международных стандартов Кодекса. Порядок принятия, пересмотра и вступления в силу Всемирного антидопингового кодекса и Международных стандартов. Цель и назначение этих документов. Общероссийские антидопинговые правила (2021 г.). Закон Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Определение понятия допинга, принятое во Всемирном антидопинговом Кодексе.
Одиннадцать антидопинговых правил Кодекса, их содержание и особенности применения.
Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). Всемирный антидопинговый Кодекс. /Пр/
Всемирное антидопинговое агентство (WADA), история создания, учредители ВАДА. Функции, финансирование и управление ВАДА.
Всемирный антидопинговый Кодекс (2021)
и восемь Международных стандартов Кодекса. Порядок принятия, пересмотра и вступления в силу Всемирного антидопингового Кодекса и Международных стандартов. Цель и назначение этих документов.
Определение понятия допинга, принятое во Всемирном антидопинговом Кодексе. Одиннадцать антидопинговых правил Кодекса, их содержание и особенности применения.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Международное и национальное антидопинговое правовое регулирование. /Пр/
Международные и национальные антидопинговые организации. Национальная антидопинговая организация России – РУСАДА. Реформирование РУСАДА. Финансирование, учредители, попечительский совет РУСАДА.
Международные антидопинговые организации: международные федерации по видам спорта, организаторы крупных спортивных мероприятий, МОК, МПК, их задачи по предотвращению применения допинга в спорте.
Общероссийские антидопинговые правила (2021 г.). Закон Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Всемирный антидопинговый кодекс. Международное и национальное анти- допинговое правовое регулирование. /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание рефератов, подготовка докладов с презентациями, подготовка к дискуссии, проводимой на семинаре.
Раздел 3. Запрещенный список. Последствия для здоровья спортсменов применения запрещенных в спорте субстанций и методов.
Запрещенный список. Последствия для здоровья спортсменов применения запрещенных в спорте субстанций и методов. /Лек/
Порядок подготовки, публикации и вступления в
силу Запрещенного списка. Критерии включения субстанций и методов в Запрещенный список. Структура Запрещенного списка: субстанции и методы, запрещенные всегда, субстанции, запрещенные в соревновательный период, субстанции, запрещенные в отдельных видах спорта. Понятия: особые субстанции, пороговые субстанции, субстанции, включенные в программу мониторинга.
Характеристика отдельных классов субстанций и методов. Цель использования, механизмы действия, последствия применения запрещенных
веществ и использования запрещенных методов спортсменами. Особенности применения допинга в различных видах спорта.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Запрещенный список. Структура по периодам запрета и классам. Субстанции, запрещенные все время. /Пр/
Порядок подготовки, публикации и вступления в силу Запрещенного списка. Критерии включения субстанций и методов в Запрещенный список.
Структура Запрещенного списка по периодам запрета: субстанции и методы, запрещенные всегда; субстанции, запрещенные в соревновательный период; субстанции, запрещенные в отдельных видах спорта.
Характеристика субстанций, запрещенных все время.
Запрещенный список.
Запрещенные методы.
/Пр/
Методы, запрещенные всегда.
Характеристика отдельных классов методов. Цель использования, механизмы действия, последствия использования запрещенных методов.
Запрещенный список. Субстанции, запрещенные в соревновательный период и в отдельных видах спорта. /Пр/
Субстанции, запрещенные в соревновательный период и в отдельных видах спорта. Механизмы действия, последствия применения запрещенных веществ. Особые субстанции.
Субстанции, вызывающие зависимость. Пороговые субстанции.
Запрещенный список. Последствия для здоровья спортсменов применения запрещенных в спорте субстанций и методов. /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание рефератов, подготовка докладов с презентациями, подготовка к тестированию и дискуссии, проводимой на семинаре).
Раздел 4. Международный стандарт по тестированию и расследованиям. Допинг-контроль.
Международный стандарт по тестированию и расследованиям. Соревновательное и внесоревновательное тестирование. Допинг-контроль. /Лек/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Международный стандарт по тестированию и
расследованиям. Соревновательное и внесоревновательное тестирование. Принципы отбора спортсменов для тестирования. Международный и национальные регистрируемые пулы тестирования. Требования, предъявляемые к информации о местонахождении спортсменов, включенных в регистрируемый пул тестирования. Система АДАМС и ее использование спортсменами и антидопинговыми организациями.
Содержание этапов допинг-контроля. Порядок взятия проб мочи и крови. Права и обязанности спортсменов при тестировании.
Расследование случаев нарушений антидопинговых правил спортсменами и персоналом спортсменов.
Послетестовые процедуры.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Соревновательное и внесоревновательное тестирование. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Соревновательное и внесоревновательное тестирование. Принципы отбора спортсменов для тестирования: по результату, по жребию, целевое тестирование. Международный и национальный регистрируемые пулы тестирования. Требования, предъявляемые к информации о местонахождении спортсменов, включенных в регистрируемый пул тестирования. Система АДАМС и ее использование.
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Допинг контроль. Содержание этапов допинг-контроля. Типы проб. Порядок взятия проб мочи и крови. Права и обязанности спортсменов при тестировании. Заполнение протокола тестирования. Особенности взятия проб у несовершеннолетних спортсменов и инвалидов. Инспекторы допинг-контроля.
Допинг-контроль.
Расследования. Биологический паспорт спортсмена.
/Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Процесс расследования случаев нарушения антидопинговых правил.
Биологический паспорт спортсмена (БПС): программа долго-временного мониторинга биологических параметров спортсмена (маркеров), изменения которых свидетельствуют об использовании запрещенных веществ и/ или методов.
Индивидуальные эталонные уровни БПС. Понятие «биологический маркер». Гематологический, стероидный и эндокринный БПС.
Допинг-контроль.
Соревновательное и внесоревновательное тестирование.
/Ср/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов с презентациями, подготовка к тестированию, подготовка к опросу и дискуссии, проводимой на семинаре).
Раздел 5. Международный стандарт по терапевтическому использованию.
Международный стандарт по терапевтическому использованию. /Лек/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Международный стандарт по терапевтическому использованию.
Критерии получения разрешения на терапевтическое использование (ТИ). Порядок подачи запроса для получения разрешения на ТИ. Комитеты по ТИ международных и национальных антидопинговых организаций.
Возможность ретроактивной подачи запроса на ТИ. Причины отклонения заявок на ТИ. Признание ТИ. Функции ВАДА в процессе получения разрешений и признания ТИ.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Терапевтическое использование. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Получение разрешения на терапевтическое использование (ТИ) спортсменами национального и международного уровня. Роль врачебного персонала спортсмена в процессе составления запроса на ТИ. Комитеты по терапевтическому использованию (КТИ) антидопинговых организаций, требования к их составу и квалификации.
Порядок подачи и содержание запроса для получения разрешения на ТИ спортсменами национального и международного уровня.
Возможность ретроактивной подачи запроса на ТИ. Причины отклонения заявок на ТИ. Функции ВАДА в процессе получения разрешений на ТИ. Признание разрешений на ТИ антидопинговыми организациями.
Терапевтическое использование запрещенных в спорте субстанций и методов. /Ср/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов с презентациями, подготовка к тестированию, подготовка к опросу и дискуссии, проводимой на семинаре).
Раздел 6. Последствия применения допинга. Санкции.
Последствия применения допинга. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
Негативные последствия применения допинга для здоровья спортсменов.
Последствия для карьеры в спортивной сфере для спортсменов и персонала спортсменов – санкции. Виды санкций: аннулирование результатов, дисквалификация, штрафные санкции. Факторы, влияющие на сроки дисквалификации. Санкции в отношении отдельных спортсменов и в командных видах спорта.
Последствия применения допинга. Статус при дисквалификации. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
Негативные последствия применения допинга для здоровья спортсменов.
Уголовное преследование за склонение спортсменов к применению допинга (в России и других странах мира).
Статус спортсменов и иных лиц при дисквалификации.
Последствия применения допинга. /Ср/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов с презентациями, подготовка к тестированию и дискуссии, проводимой на семинаре, решение практико- ориентированных заданий (кейсов)).
Раздел 7. Пути предотвращения применения допинга в спорте.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Подготовка и реализация антидопинговых образовательных программ. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-8.7
Международный стандарт по образованию. Планирование образовательных программ, целевые аудитории и образовательный пул.
Целевая направленность образовательных антидопинговых программ. Актуальные вопросы, которые необходимо включать в антидопинговые образовательные программы.
Пути предотвращения применения допинга в спорте. /Ср/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-8.7
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов с презентациями, подготовка к решению кейсов и тестированию, подготовка к дискуссии, проводимой на семинаре).
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы обучения должен дать ответы на вопросы семинарского занятия (2 вопроса), сделать два доклада с мультимедийной презентацией, подготовить реферат на заданную тему, пройти тесты для текущего контроля, выполнить письменную работу (решение кейс-задач). Бонусы начисляются за 100% посещаемость (до 10-ти баллов) и дополнительные задания: подготовку двух докладов (20 баллов) и одного реферата (9 баллов).
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым темам и набирают не менее 61 балла по итогам текущего контроля.
Студент, у которого образовалась академическая задолженность, обязан устранить задолженности по контролируемым темам и набрать необходимое количество баллов. Контролируемыми темами, по которым требуется обязательная ликвидация задолженностей, являются 2, 3, 4, 5, 6-я и 7-я темы. Формы ликвидации задолженностей – подготовка и защита реферата и презентации, собеседование по теме, выполнение практико-ориентированного задания (решение кейс-задач), тестирование.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Балльно - рейтинговая оценка по дисциплине:
Устные ответы на семинарах, участие в дискуссии – 5 баллов х 2 = 10 баллов.
Тестирование – 5 баллов х 3 = 15 баллов.
Подготовка реферата - 9 баллов х 1 = 9 баллов.
Подготовка доклада с презентацией: 10 баллов х 2 = 20 баллов.
Выполнение варианта, включающего 4-е практико-ориентированных задания (кейс-задач) – 7 баллов х 1 = 7 баллов.
Итого: 61 балл.
Дополнительные виды работ - подготовка двух докладов с презентациями (20 баллов), 1 реферат (9 баллов) и баллы за посещение занятий (до 10-ти баллов за 100% посещение занятий) - 39 баллов.
Итого: максимальное количество – 100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Куртев С. Г., Поддубный С. К.
Основы антидопингового обеспечения: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
Смоленский А. В., Тарасов А. В.
Основы антидопингового обеспечения: учеб.-метод. пособие
Москва: ИКЦ "Колос-с", 2018
https://lib.rucont.ru/efd/664331
6.1.2. Дополнительная литература
Безуглов Э. Н., Ачкасов Е. Е., Веселова Л. В., Зуева А. В., Конева Е. С.
Основы антидопингового обеспечения спорта: учеб. пособие
Москва: Спорт [и др.], 2019
https://www.iprbookshop.ru/88473
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Основы антидопингового обеспечения: учеб. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2017
https://lib.rucont.ru/efd/603883
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК:
- lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
- moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
- sibsport.ru – официальный сайт вуза.
:
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, мультимедиапроектор, экран. Для самостоятельной работы студентов необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405, к. 2; 407, к. 2; 502, к. 2; 602, к. 2; 102, к. 4; 305, к. 4; 311, к. 4; 312, к. 4; 222, к. 5; 229, к. 5; 422, к. 5).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ