МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Менеджмент в фитнес-индустрии и массовом спорте
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
преподаватель, Панченко О.И.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 07.06.2022 г. № 19
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Кравчук Т.А.
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к проведению тренировочных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности с соблюдением техники безопасности осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся; к осуществлению мониторинга физического состояния людей разного возраста; разработке учебно-методического обеспечения реализации физкультурно-спортивных программ дополнительного образования детей и взрослых; определению и использованию в образовательном процессе педагогически обоснованных формы, методов и средств организации деятельности обучающихся, педагогического контроля, оценивания процесса и результатов освоения программ дополнительного образования детей и взрослых.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Английский язык для волонтеров
Ассистивные технологии в образовании
Документационное обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности
Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
Мониторинг физического состояния человека
Профессионально-ориентированная практика
Основы спортивно-массовой работы
Русский язык и культура речи
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Обеспечение безопасности на спортивных объектах
Эксплуатация спортивных сооружений и оборудования на массовых мероприятиях
Методическое обеспечение и реализация физкультурно-спортивных программ дополнительного образования детей и взрослых
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности по месту работы
Основы проектной деятельности
Разработка проектов в физкультурно-оздоровительной деятельности
Физические средства восстановления
Физкультурно-оздоровительная работа на предприятиях различного типа
Обеспечение безопасности на объектах фитнес-индустрии и массового спорта
Организация физкультурно-оздоровительной работы с населением
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-2: Способен использовать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые, реабилитационные и фитнес технологии в работе с населением на основе мониторинга физического состояния человека
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
ПК-2.10: имеет опыт
- календарного планирования индивидуальных программ с применением принципа периодизации по фазам фитнес-тренировок, подбора и дозировки упражнений на основе оценки уровня риска и данных предварительного фитнес-тестирования населения
- определения достижимых и измеримых целей и планирования результатов индивидуальных программ, их оценки по фазам фитнес-тренировок и корректировки индивидуальных программ
- разработки программ для самостоятельных занятий по фитнесу и составления индивидуальных программ населению, в том числе с разработкой частоты, интенсивности, продолжительности, вида и структуры занятий, включая использование фитнес-технологий и принципа периодизации по фазам фитнес-тренировок
- проведения разминки с населением с использованием комплексов общеразвивающих и специальных упражнений для повышения функциональных возможностей организма человека и настройки мышечного аппарата к выполнению основной части занятия по индивидуальным программам
- демонстрации выполнения упражнений основной части занятия по индивидуальным программам, в том числе с использованием тренажерных устройств, с пояснением анатомо-физиологических аспектов упражнений с точки зрения влияния на текущее состояние организма человека, полезности упражнения, возможных побочных эффектов (травм), отсроченных (долговременных) эффектов от исполнения упражнения
- выявления ошибок в технике выполнения человеком элементов упражнений основной части занятия индивидуальной программы, подбора методов и средств коррекции ошибок в технике выполнения упражнений человеком
- регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирование населения, варьирования интенсивности нагрузки при превышении у человека пределов допустимых норм показателей физического состояния
- выполнения с населением заминки, в том числе упражнений на снижение нагрузки и восстановление
- обобщения, интерпретации и анализа результатов регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирования населения
- оценки объективных и субъективных показателей физического состояния человека, адаптации индивидуальных программ в зависимости от меняющихся обстоятельств и потребностей населения, включая данные регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирования
ПК-2.5: умеет
- применять фитнес-технологии для планирования групповых и индивидуальных программ
- анализировать целевую направленность, специфику задач и применять для населения средства аэробного, анаэробного, функционального тренинга
- использовать методы индивидуализации занятий фитнесом, программирования и планирования фитнес-тренировок с последовательным решением задач физического совершенствования человека по фазам фитнес-тренировок
- использовать принципы оздоровительной тренировки при регламентации нагрузок и адекватности их применения по фазам фитнес-тренировок
- подбирать физические упражнения для сбалансированного развития мышечных групп и систем организма человека, обеспечивая их безопасность для человека
- разъяснять цель, концепцию занятий по фитнесу, анатомо-физиологические аспекты упражнений, виды физической активности в рамках проведения занятия по индивидуальной программе, давая пояснения о влиянии упражнений на текущее состояние человека, включая полезность, возможные эффекты (побочные, отсроченные, долговременные)
- демонстрировать выполнение упражнений, разъясняя техники выполнения элементов упражнений, выявляя ошибки в технике, в том числе с использованием тренажерных устройств, оборудования свободного веса и специализированного оборудования для минимизации риска травмирования
ПК-3: Способен организовывать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые и фитнес услуги для населения по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала с использованием соответствующего оборудования, экипировки и инвентаря
ПК-3.10: умеет
- оформлять документы или контролировать правильность их оформления в соответствии с образцом
- использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, браузеры
ПК-3.12: имеет опыт
- определения графиков проведения и программ (сценарных планов) спортивных, спортивно-массовых мероприятий, праздников, утверждения положений о физкультурно-спортивных мероприятиях
- определения наиболее эффективных способов осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в соответствии с уставными целями, нормативными правовыми актами, распорядительными актами вышестоящей организации, а также с передовыми методическими подходами к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
ПК-3.8: умеет определять объем и достаточность инвентаря, оборудования и персонала для организации занятий, проведения спортивных мероприятий по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.4: умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
УК-3.5: умеет применять методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия, участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
УК-3.9: имеет опыт распределения ролей и реализации своей роли в команде для решения образовательных и спортивных задач
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.6: имеет опыт аргументированного изложения свих мыслей в письменной форме для подготовки тезисов, рефератов и письменного конспекта
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.4: умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы
УК-6.5: имеет опыт управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Организационный раздел
Установочная конференция и методические занятия /Пр/
УК-6.4 УК-6.5 УК-3.4 УК-3.5 ПК-3.10
Участие в установочной конференции и посещение методических занятий. Правила оформления документации по практике. Оказание консультативной помощи студентам.
Изучение содержания программы практики /Ср/
УК-6.4 УК-6.5 УК-4.6 УК-3.9
Изучение программы практики. Разработка индивидуального плана на период практики.
Подготовка отчетной документации /Ср/
Оформление материалов практики по всем разделам, подготовка презентации, доклада.
Раздел 2. Учебно-методический раздел
Общая характеристика организации /Ср/
Составление общей характеристики организаций (паспорт предприятия), изучение материально-технического оснащения базы практики, изучение и анализ календарного плана спортивно-массовых мероприятий базы практики
Разработка спортивно-массового мероприятия /Ср/
Положение, сценарий, смета, макет объявления
Разработка конспектов тренировочных занятий /Ср/
Разработка 3-х конспектов
Разработка программы и протокола фитнес-тестирования /Ср/
Разработка бланков программы тестирования
Раздел 3. Педагогический раздел
Проведение тренировочных занятий /Ср/
Проведение занятий в группе/индивидуальных занятий по разработанным конспектам
Проведение фитнес-тестирования /Ср/
Проведение фитнес-тестирования по разработанной программе
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В текущем контроле обучающийся должен:
- участвовать в установочной конференции и на методических занятиях
- разработать индивидуальный план прохождения практики
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
- подготовить итоговый отчет о прохождении практики
- разработать конспекты тренировочных занятий
- провести тренировочные занятия по разработанным конспектам
- разработать программу и протоколы фитнес-тестирования
- провести фитнес-тестирование по разработанной программе
- описать материально-техническое оснащение базы практики
- разработать спортивно-массовое мероприятие: Положение, сценарий, смета, макет объявления
- подготовить презентацию по итогам прохождения практики
5.2. Промежуточная аттестация
Формой итогового контроля знаний, умений и навыков обучающихся, их готовности к будущей профессии является зачет с оценкой, отражающая качество выполнения всех программных заданий практики.
Учет и оценку деятельности обучающегося осуществляют групповой руководитель практики в контакте с сотрудниками базовых организаций. По окончании практики обучающиеся в установленный срок, предусмотренный программой практики и учебным планом, сдают на проверку отчетную документацию, защищают ее при собеседовании. Деятельность практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого похода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества отчетной документации и трудовой дисциплины.
Для получения положительной оценки обучающийся должен полностью выполнить программу практики. Успеваемость обучающихся по практике оценивается по балльно-рейтинговой системе (БРС).
Оценка документации по практике
Шкала оценки:
4-5 -сдано своевременно, частично отвечает требованиям
6-7-сдано своевременно, имеет некоторые замечания по оформлению
8-сдано своевременно в полном объеме, отвечающее всем методическим и грамматическим требованиям
Оценка руководителя от базы практики
Шкала оценки:
«удовлетворительно» - 4 балла;
«хорошо» - 6 баллов;
«отлично» - 8 баллов
Уровень сформированности компетенций
Шкала оценки:
Низкий – 4-5 баллов.
Средний -6-7 баллов;
Высокий – 8 баллов;
Оценка руководителя практики от университета по итогам текущего контроля
Шкала оценки:
40 – 46 б. – 4-5 баллов
47 – 53 б. – 6-7 баллов
54 – 60 б.– 8 баллов
Собеседование по практике
Шкала оценки:
4-5 баллов– слабое владение материалом, значительные сложности в ответах на вопросы.
6-7 баллов – достаточное владение материалом, незначительные сложности в ответах на вопросы.
8 баллов – свободное владение материалом, конкретность и точность ответов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль (40-60 баллов)
Участие в установочной конференции и посещение методических занятий - 2-4 балла
Индивидуальный план прохождения практики - 1-3 балла
Презентация по итогам прохождения практики - 4-6 баллов
Итоговый отчет о прохождении практики - 4-6 балла
Конспекты тренировочных занятий - 4-6 баллов
Проведение тренировочных занятий - 4-6 баллов
Программа и протокол фитнес-тестирования - 4-6 баллов
Проведение фитнес-тестирования - 4-6 баллов
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Материально-техническое оснащение базы практики - 4-6 баллов
Разработка спортивно-массового мероприятия: Положение, сценарий, смета, макет объявления - 9-11 баллов
Промежуточная аттестация (20-40 баллов)
Оценка документации по практике (4-8 баллов)
Оценка руководителя от базы практики (4-8 баллов)
Уровень сформированности компетенций (4-8 баллов)
Оценка руководителя практики от университета по итогам текущего контроля (4-8 баллов)
Собеседование по практике (4-8 баллов)
Оценка по практике
«отлично» - 100 - 87 баллов
«хорошо» - 86 - 73 балла
«удовлетворительно» - 72 - 61 балл
«не удовлетворительно» - 60 баллов и ниже
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Фитнес-технологии. Курс лекций: учеб. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2020
https://www.iprbookshop.ru/94691
Починкин А. В., Фомиченко Т. Г.
Спортивный менеджмент как наука и руководство к практической деятельности: монография
Варфоломеева З. С., Воробьев В. Ф., Подоляка О. Б., Артеменков А. А.
Технологии научных исследований в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. 49.04.01 - Физ. культура
https://urait.ru/bcode/518251
Сафошин А. В., Иванков Ч. Т., Габбазова А. Я., Мухаметова Ч. С.
Теория, методика и практика физического воспитания: учеб. пособие для студентов высш. образоват. учреждений физ. культуры и спорта
Москва: Изд-во МПГУ, 2019
https://www.iprbookshop.ru/94698
Сценарное мастерство: специфика художественно-творческой деятельности сценариста праздничных форм культуры: учеб.-метод. пособие для студентов
Кемерово: Изд-во КемГИК, 2019
https://www.iprbookshop.ru/93521
Власова И. А., Иваненко О. А.
Оздоровительный фитнес: учеб. пособие
Челябинск: Изд-во ЧГИК, 2017
https://www.iprbookshop.ru/83607
авт.-сост. Е. Ф. Черняк ; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств
Спортивно-художественные праздники: учеб.-метод. комплекс дисциплины по направлению подгот. 51.03.05 "Режиссура театрализов. представлений и праздников"
Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2014
https://www.iprbookshop.ru/29711
Кудашов В. Ф., Михайлова Е. Я.
Организация современных спортивно-массовых зрелищных мероприятий: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
Мельникова Ю. А., Мухина М. П., Калугина М. Г., Пожерукова Е. Б., Тё С. Э., Кульмаметьева Э. С.
Теория и методика физкультурно-спортивной деятельности: метод. рекомендации
Омск: Изд-во СибГУФК, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Лаврухина Г. М., Петров А. Б.
Физкультурно-оздоровительная работа со взрослым населением: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
- учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран;
- для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 13 СОК "Зеленый остров", лаборатория музейного и экскурсионного дела, Лаборатория выставочной деятельности в туризме).
Предприятия баз практики (ФСО)
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ