2021-2022_49_03_01 ФК СП в ИВС очно 2019_plx_Профессионально-спортивное мастерство
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Профессионально-спортивное мастерство
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.06
 
зачеты 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
76
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
56
56
56
56
Итого ауд.
76
76
76
76
Кoнтактная рабoта
76
76
76
76
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.п.н., доц., Блинов В.А.;к.п.н., ст.преп., Ермолов Ю.В.;ст.преп., Евдокимова Г.Б. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Л.Г.Баймакова _________________
 
Профессионально-спортивное мастерство
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 11.05.2022 г.  № 17

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой 

Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель изучения дисциплины является повышение уровня профессионального мастерства в избранном виде спорта
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Профессионально-спортивное совершенствование
2.1.2
Профессионально-спортивное совершенствование
2.1.3
Профессионально-спортивное совершенствование
2.1.4
Профессионально-спортивное совершенствование
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Профессионально-спортивное совершенствование
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-5: Способен совершенствовать своё индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владеть в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности
 
ПК-5.1: знает правила соревнований в избранном виде спорта
 
ПК-5.2: умеет использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий
 
ПК-5.3: умеет составлять собственные тренировочные занятия с учетом требований правил соревнований и индивидуальных возможностей 
 
ПК-5.4: умеет находить ошибки, определять их причины при соревновательной деятельности
 
ПК-5.5: умеет подбирать адекватные средства и методы развития для сдачи нормативов по СФП
 
ПК-5.6: умеет планировать собственный учебно-тренировочный процесс и вести дневник самоконтроля
 
ПК-5.7: владеет техникой, тактической, технико-тактической подготовкой, в соответствии с особенностями избранного вида спорта
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Развитие физических качеств
0
 
1.1
Развитие общей выносливости /Лек/
2
ПК-5.1
8
Характеристика выносливости. Методика оценки и развития общей выносливости. Физиологические обоснования энергообеспечения
0
 
1.2
Развитие скорости /Лек/
2
ПК-5.1
8
Характеристика скоростных возможностей. Методика развития скорости у хоккеистов различной квалификации
0
 
1.3
Развитие скоростно-силовых качеств /Лек/
2
ПК-5.1
8
Развитие скоростно-силовых качеств
0
 
1.4
Развитие гибкости /Лек/
2
ПК-5.1
8
Понятие, оценка, методика развития гибкости
0
 
1.5
Развитие силы /Лек/
2
ПК-5.1
8
Понятие, оценка, методика развития силы
0
 
1.6
Характеристика выносливости /Пр/
2
ПК-5.3
8
Понятие, оценка, методика развития выносливости
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
1.7
Методика оценки и развития общей выносливости /Пр/
2
ПК-5.3
8
Физиологические обоснования энергообеспечения
0
 
1.8
Развитие скорости /Пр/
2
ПК-5.3 ПК-5.7
8
Характеристика скоростных возможностей
0
 
1.9
Методика развития скорости у хоккеистов/футболистов различной квалификации /Пр/
2
ПК-5.3
8
Средства, методы развития быстроты футболистов, хоккеистов различной квалификации
0
 
1.10
Развитие скоростно-силовых качеств /Пр/
2
ПК-5.3
8
Средства, методы развития скоростно-силовых футболистов, хоккеистов различной квалификации
0
 
1.11
Характеристика скоростно-силовых возможностей /Пр/
2
ПК-5.3
8
Методика развития скоростно-силовых качеств
0
 
1.12
Развитие гибкости /Пр/
2
ПК-5.3
8
Средства, методы развития гибкости футболистов, хоккеистов на различных этапах подготовки
0
 
1.13
Понятие, оценка, методика развития гибкости /Пр/
2
ПК-5.3
8
Понятие, оценка, методика развития гибкости
0
 
1.14
Развитие силы /Пр/
2
ПК-5.3
8
Средства, методы развития силы футболистов, хоккеистов на различных этапах подготовки
0
 
1.15
Понятие, оценка, методика развития силы /Пр/
2
ПК-5.3
8
Понятие, оценка, методика развития силы
0
 
1.16
Построение тренировочного процесса на начальном этапе подготовки /Пр/
2
ПК-5.3
8
Составления конспекта тренировочного занятия группы начальной подготовки
0
 
1.17
Построение тренировочного процесса учебно-тренировочных групп  /Пр/
2
ПК-5.3
8
Составления конспекта тренировочного занятия 
0
 
1.18
Построение тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования /Пр/
2
ПК-5.3
8
Составления конспекта тренировочного занятия 
0
 
1.19
Развитие общей выносливости /Ср/
6
ПК-5.3
8
Составления конспекта тренировочного занятия 
0
 
1.20
Развитие скорости /Ср/
6
ПК-5.3
8
Конспект занятия
0
 
1.21
Развитие скоростно-силовых качеств /Ср/
6
ПК-5.3 ПК-5.6
8
Конспект занятия
0
 
1.22
Развитие гибкости /Ср/
6
ПК-5.3
8
Конспект занятия
0
 
1.23
Развитие силы /Ср/
6
ПК-5.3 ПК-5.6
8
Конспект занятия
0
 
 
Раздел 2. Совершенствование технико-тактических действий
0
 
2.1
Совершенствование техники  /Лек/
2
ПК-5.1
8
Применение имитационных упражнений для совершенствования техники. Особенности применения специально-подготовительных упражнений. Методика исправления ошибок. Упражнения для совершенствования техники
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
2.2
Совершенствование тактики /Лек/
2
ПК-5.1
8
Применение ситуационных упражнений для совершенствования тактики. Методика исправления ошибок
0
 
2.3
Владение технико-тактическими действиями /Лек/
2
ПК-5.1
8
Оценка технико-тактических действий. Методика исправления ошибок. 
0
 
2.4
Применение имитационных упражнений для совершенствования техники /Пр/
4
ПК-5.2 ПК-5.3
8
Оценка технико-тактических действий. Методика исправления ошибок. 
0
 
2.5
Особенности применения специально-подготовительных упражнений /Пр/
4
ПК-5.6
8
Понятие специально-подготовительных упражнений Применение специально-подготовительных упражнений
0
 
2.6
Упражнения для совершенствования техники. Методика исправления ошибок /Пр/
4
ПК-5.2
8
Оценка технико-тактических действий. Методика исправления ошибок. 
0
 
2.7
Применение ситуационных упражнений для совершенствования тактики /Пр/
4
ПК-5.7
8
Методика исправления ошибок
0
 
2.8
Оценка технико-тактических действий /Пр/
4
ПК-5.5
8
Методика исправления ошибок
0
 
2.9
Построение и распределение нагрузки тренировочного процесса /Пр/
6
ПК-5.3 ПК-5.7
8
Конспект тренировочного занятия
0
 
2.10
Применение имитационных упражнений для совершенствования техники /Ср/
4
ПК-5.4
8
Реферат
0
 
2.11
Особенности применения специально-подготовительных упражнений /Ср/
4
ПК-5.4 ПК-5.7
8
Реферат.
0
 
2.12
Упражнения для совершенствования техники /Ср/
4
ПК-5.4
8
Конспект занятия
0
 
2.13
Упражнения для совершенствования технико-тактических действий /Ср/
4
ПК-5.5 ПК-5.7
8
Конспект занятия
0
 
2.14
Упражнения для совершенствования тактических действий /Ср/
4
ПК-5.5 ПК-5.7
8
Конспект занятия
0
 
 
Раздел 3. Соревновательная практика
0
 
3.1
Виды соревнований /Лек/
2
ПК-5.1
8
Классификация соревнований. Участники соревнований. Правила
0
 
3.2
Квалификационные соревнования  /Лек/
2
ПК-5.1
8
Проведение мандатной комиссии, жеребьевки и составление календаря соревнований
0
 
3.3
Классификация соревнований. Участники соревнований.  /Пр/
2
ПК-5.1
8
Правила проведения соревнований
0
 
3.4
Проведение мандатной комиссии, жеребьевки и составление календаря соревнований /Пр/
2
ПК-5.1
8
Условия, правила проведения мандатной комиссии
0
 
3.5
Классификация соревнований /Ср/
2
ПК-5.1
8
Реферат
0
 
3.6
Правила соревнований /Ср/
2
ПК-5.1
8
Реферат
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
3.7
Проведение мандатной комиссии, жеребьевки и составление календаря соревнований /Ср/
6
ПК-5.1
8
Практическая работа
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
1. Собеседование

Ответы оцениваются по следующей схеме:

9 баллов - студент свободно, достаточно подробно излагает изучаемый материал;

7 баллов - студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не демонстрирует целостного понимания;

5 баллов -  студент слабо владеет изучаемым материалом, практически не пользуется терминологией.

2. Реферат

9 баллов - реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 10 источников), объем не менее 15 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 параграфов, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ-2003) ;

7 баллов - реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 7 источников), объем не менее 12 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 параграфов, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ-2003);

6 баллов -  реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 5 источников), объем не менее 10 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2 параграфов, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ-2003).

3. План-конспект учебно-тренировочного занятия

7 баллов - студент свободно, достаточно подробно излагает изучаемый материал, задачи соответствуют представленным упражнениям, дозировка упражнений составлена корректно, упражнения разнообразны;

6 баллов - студент подробно излагает изучаемый материал, задачи соответствуют представленным упражнениям, дозировка упражнений составлена не корректно, упражнения разнообразны;

5 баллов -  студент подробно излагает изучаемый материал, задачи частично соответствуют представленным упражнениям, дозировка упражнений составлена не корректно, упражнения не разнообразны;

4. Разноуровневые задачи и задания

9 баллов - студент должен знать основы  планирования, уметь интерпретировать  нагрузку, владеть навыками анализа записей для совершенствования тренировочного процесса, наличие предоставляет зачетно-квалификационных документов по ИВС, подтверждающие присвоения разряда, соответствие задач и упражнений в представленных заданиях;

7 баллов-студент частично знает основы  планирования, умеет интерпретировать  нагрузку, владеть навыками анализа записей для совершенствования тренировочного процесса. Отсутствуют зачетно-квалификационных документов по ИВС, подтверждающие присвоения разряда. Частичное соответствие задач и упражнений в представленных заданиях.

5 баллов - студент не знает основы  планирования, умеет интерпретировать  нагрузку, частично владеет навыками анализа записей для совершенствования тренировочного процесса. Отсутствуют зачетно-квалификационных документов по ИВС, подтверждающие присвоения разряда. Частичное соответствие задач и упражнений в представленных заданиях.

5. Проведение тренировки

9 баллов- студент самостоятельно, под контролем преподавателя, проводит урок по избранному виду спорта, следит за техникой выполнения упражнений, указывает на ошибки, корректирует, управляет дисциплиной, использует различные методики тренировки, корректирует нагрузку.

7 баллов-студент самостоятельно, под контролем преподавателя, проводит урок по избранному виду спорта, следит за техникой выполнения упражнений, частично указывает на ошибки, не корректирует, управляет дисциплиной, использует некоторые методики тренировки, корректирует нагрузку.

5 баллов - студент самостоятельно, под контролем преподавателя, проводит урок по избранному виду спорта, следит за техникой выполнения упражнений, не указывает на ошибки, не корректирует, управляет дисциплиной, использует некоторые методики тренировки, не корректирует нагрузку.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачёт

Для получения зачёта студенту необходимо набрать от 61 до 100 баллов

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Собеседование 2*5-9=10-18

Реферат 1*6-9=6-9 баллов

План-конспект учебно-тренировочного занятия 4*5-7=20-28

Разноуровневые задачи и задания 3*5-9=15-27

Проведение тренировки 2*5-9=10-18

Итого 61-100 баллов

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Аикин В. А., Михалев В. И., Корягина Ю. В., Реуцкая Е. А.
Совершенствование подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации в шорт-треке, биатлоне, легкой атлетике (виды на выносливость): метод. рекомендации
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
0
 
Л1.2
Чирва Б. Г.
Футбол. Тренировка "техники игровых эпизодов", начинающихся после остановки игры: учеб.-метод. пособие
Москва: ТВТ Дивизион, 2015
0
 
Л1.3
Блинов В. А., Арбузин И. А.
Межличностные отношения в юношеских футбольных командах и пути коррекции конфликтов: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 034300.62 "Физ. культура" специализации "Футбол"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
20
 
Л1.4
Корягина Ю. В., Блинов В. А., Сиренко Ю. И.
Комплексный контроль в футболе: учеб. пособие для студентов направления 034300 "Физ. культура", магистрантов профиля магистер. подгот. "Система подгот. высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта", для слушателей ФПК, тренеров по футболу, науч. работников и специалистов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
0
 
Л1.5
авт.-сост. О. М. Литвинова
Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры
Волгоград: Учитель, 2007
0
 
Л1.6
Платонов В. Н., Булатова М. М.
Выносливость спортсмена и методика ее совершенствования: учеб. метод. пособие
Киев: [б. и.], 1992
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Реуцкая Е. А., Романова Я. С.
Лыжный спорт: теория и методика: учеб. пособие
Омск: СибГУФК, 2020
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru 
 
Э2
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru 
 
Э3
официальный сайт вуза : sibsport.ru 
 
Э4
официальный сайт РФС : rfs.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
1. Пакет офисных программ: MS Offiсe Professional + (Word, Excel, Power Point).
6.3.1.2
2. Программа для чтения файлов в формате *pdf: Adobe Reader.
6.3.1.3
3. Браузер для работы в Интернете: Google Chrome, Mozilla Firefox.
6.3.1.4
4. Программа для воспроизведения видеофайлов Windows Media.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
http://www.fifa.com/ – Официальный сайт Международной Федерации футбола
6.3.2.2
5. http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный портал
6.3.2.3
6. http://www.sibsport.ru/ru/home-9/istoriya-universiteta-69 – электронные ресурсы библиотеки СибГУФК
6.3.2.4
7. http://www.teoriya.ru – сайт журналов «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка».
6.3.2.5
8. http://mbsi.mossport.ru/ – Библиотека международной спортивной информации.   
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
6.3.2.6
9. http://window.edu.ru/ – Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».  
6.3.2.7
10. http://libsport.ru/ – Спортивная электронная библиотека. 
6.3.2.8
11. http://lib.sportedu.ru/ – Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Проведения занятий по дисциплине предполагает наличие:
7.2
- методического кабинета с персональным компьютером и принтером, телевизором, видеомагнитофоном, проектором, экраном, стереодинамиками;
7.3
- доступа через сеть Internet к образовательному порталу учебного заведения, содержащему в электронном виде учебно-методический комплекс;
7.4
- Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечение доступа и электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (Аудитория 405, 407, 502, 602 - учебный корпус 2; аудитория 102, 305, 312 - учебный корпус 4; аудитория 222, 229, 422 - учебный корпус 5; аудитория 13 - дворец здоровья; аудитория 21, 26 - легкоатлетический манеж) дисциплины, который включает теоретические материалы и методические указания по дисциплине;
7.5
- макетов и графических планшетов футбольной площадок с магнитными фигурами игроков;
7.6
- учебно-методической литературы, в частности профессорско-преподавательского состава кафедры, периодических изданий и интернет-ресурсов (в том числе представленные в электронной библиотеке образовательной организации);
7.7
- футбольное поле СибГУФК, площадки СибГУФК;
7.8
-  Ворота, мячи, стойки, фишки, свистки, конусы, манишки.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики