2021-2022_49_03_01 ФК СП в ИВС очно 2019_plx_Спортивная метрология
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Спортивная метрология
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.08
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
74
аудиторные занятия
62
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
15
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
30
30
22
22
52
52
Итого ауд.
40
40
22
22
62
62
Кoнтактная рабoта
40
40
22
22
62
62
Сам. работа
32
15
42
42
74
57
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
72
55
72
72
144
127
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Каримова Я.Г. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Баймакова Л.Г. _________________
 
Спортивная метрология
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 10.05.2022 г.  № 15

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 18.05.2022 г.  № 9

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование системы знаний, навыков и умений в области измерений  и контроля состояния  лиц, занимающихся  физической культурой и спортом.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Спортивная физиология
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.3
Физиология человека
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория спорта
2.2.2
Теория и методика детско-юношеского спорта
2.2.3
Тренерская практика
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Преддипломная практика
2.2.6
Спортивная психология
2.2.7
Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки
 
ПК-1.10: имеет опыт квалифицированного применения метрологически обоснованных средств и методов измерения и контроля в физическом воспитании и спорте
 
ПК-1.2: знает методы измерения и оценки спортивной подготовленности и качества учебно-тренировочного процесса
 
ПК-1.5: умеет метрологически грамотно использовать измерительную информацию для обработки и анализа показателей физической, технической, тактической, теоретической и других видов подготовленности спортсменов, и их соревновательных и тренировочных нагрузок
 
ПК-8: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
 
ПК-8.7: умеет применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий
 
ПК-8.9: умеет пользоваться контрольно-измерительными приборами
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Метрология. Основы  теории  измерений.
0
 
1.1
Л.№1.1. Метрология как наука.  /Лек/
2
ПК-1.2
6
Связь метрологии с другими научными дисциплинами. Метрологическое обеспечение ФК. Величина как количественная оценка качества. Понятие об измерении. Единицы измерения. Меры. Требования к единицам измерения Международная система единиц (СИ). Основные, производные и внесистемные единицы измерения 
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
1.2
ЛР№ 1 «Оценка состояния спортсмена по результатам прямых измерений»  /Пр/
2
ПК-1.5 ПК-1.10 ПК-8.7
6
Метрология как наука. Связь метрологии с другими научными дисциплинами. Научные, технические и правовые основы метрологического обеспечения.   Величина как количественная оценка качества. Понятие об измерении. Единицы измерения. Меры. Требования к единицам измерения (определённость, воспроизводимость, стабильность, локальная независимость, практичность, системность, международная универсальность). Международная система единиц (СИ).
0
 
1.3
Проверочная работа по теме  ЛР № 1 /Пр/
2
6
0
 
1.4
Метрология. Основы  теории  измерений /Ср/
15
ПК-8.7 ПК-8.9
6
Качественное и количественное описание свойств объектов.

Природа устойчивости и изменчивости количественных характеристик свойств человека. Задачи метрологии в области ФК. Понятие об измерении. Классификации измерений. Шкалы измерений. Единицы измерения и способы их получения. Требования к единицам измерения. Международная система единиц измерения (СИ). Основные и дополнительные единицы системы СИ.

0
 
 
Раздел 2. Погрешности измерений.
0
 
2.1
Л.№2.1. Погрешности измерений. /Лек/
2
ПК-1.2
6
Природа погрешностей измерений. Классификация погрешностей измерений. Пути повышения точности измерений. Ознакомление с измерительными приборами различного класса точности. Поверка измерительного прибора. Расчёт систематической, случайной и общей погрешности прибора. Оценка реального класса прибора.
0
 
2.2
ЛР №2 Точность измерений /Пр/
2
ПК-1.5 ПК-1.10 ПК-8.7
6
Природа погрешностей измерений. Классификация погрешностей измерений. Абсолютная и относительная погрешности. Основная и дополнительная погрешности. Промахи.  Систематические и случайные погрешности. Оценка величин погрешностей
0
 
2.3
Проверочная работа "Оценка класса точности прибора" /Пр/
2
6
0
 
2.4
ЛР № 3 Корреляционный анализ (Пирсон) /Пр/
2
ПК-1.10 ПК-8.9
6
Тарировка. Калибровка. Рандомизация.
0
 
2.5
Проверочная работа по теме ЛР №3 /Пр/
2
6
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
2.6
ЛР№ 3.1 Корреляционный анализ(Спирмен) /Пр/
2
ПК-1.5 ПК-1.10 ПК-8.7
6
Ознакомление с измерительными приборами различного класса точности. Поверка измерительного прибора. Расчёт систематической, случайной и общей погрешности прибора. Оценка реального класса прибора.
0
 
2.7
Проверочная работа по теме № 3.1 /Пр/
2
6
0
 
2.8
ЛР № 4 Статистические гипотезы достоверность характеристик. Нулевые гипотезы и их проверка. Сравнение двух выборочных дисперсий (критерий Фишера) /Пр/
2
6
0
 
2.9
ЛР №4.1 Сравнение двух выборочных средних арифметических (критерий Стьюдента) /Пр/
2
ПК-1.10 ПК-8.9
6
Понятие о погрешностях измерений. Причины погрешностей измерений. Классификации погрешностей измерений. Абсолютная и относительная погрешности измерений. Основные и дополнительные погрешности измерений. Систематические погрешности измерений и их классификация. Случайные погрешности. Способы обнаружения систематических и случайных  погрешностей. Способы описания погрешностей измерений. Промахи и способы их обнаружения. Класс точности измерительного устройства, как он определяется. Закон сложения погрешностей измерения. Способы борьбы с систематическими погрешностями. Способ уменьшения влияния случайной погрешности. Нормальный закон распределения случайных погрешностей. 
0
 
2.10
Проверочная работа по теме ЛР № 4 /Пр/
2
6
0
 
 
Раздел 3. Основы теории тестов.
0
 
3.1
Л.№3.1. Основы теории тестов.  /Лек/
2
ПК-1.2
6
Понятие о тестах и тестировании. Основные требования к организации тестирования. Основные требования к тестам. Надёжность тестов, её разновидности и методы оценки. Информативность тестов, её разновидности и способы оценки. Комплексы (батареи) тестов. Гомогенные и гетерогенные комплексы.
0
 
3.2
ЛР № 5 Основы теории тестов (надежность теста)  /Пр/
2
ПК-1.10 ПК-8.7 ПК-8.9
6
Основы теории тестов. Понятие о тестах и тестировании. 
0
 
3.3
ЛР № 5 Основы теории тестов (информативность теста) /Пр/
2
6
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
3.4
Проверочная работа. Оценка воспроизводимости теста. /Пр/
2
ПК-8.7
6
Основные требования к тестам. Надёжность тестов, её разновидности и методы оценки. Информативность тестов, её разновидности и способы оценки. Комплексы (батареи) тестов. Гомогенные и гетерогенные комплексы.
0
 
3.5
ЛР № 6 Инструментальные методы контроля в спорте  /Пр/
2
ПК-1.5 ПК-8.7 ПК-8.9
6
кроссворд
0
 
3.6
Основы теории тестов /Ср/
14
ПК-1.10 ПК-8.7 ПК-8.9
7
Понятие «тест». Основные требования к тестам. Надёжность теста и её разновидности. Способы оценки воспроизводимости теста. Способ оценки стабильности теста. Способы оценки согласованность результатов тестирования. Информативность тестов и её разновидности. Способы оценки информативности тестов. Тесты для оценки силы и скоростно-силовых качеств. Тесты для оценки различных видов быстроты. Тесты для оценки выносливости. Тесты для оценки гибкости и ловкости.
0
 
 
Раздел 4. Основы теории оценивания.
0
 
4.1
Л.№4.1. Основы теории оценивания.  /Лек/
2
ПК-1.2
6
Понятие об оценке и оценивании. Задачи оценивания. Шкалы оценок. Типы шкал оценок (пропорциональная, прогрессирующая, регрессирующая, S-образная). Стандартные шкалы. Персентильные шкалы. Шкалы выбранных точек. Критерии пригодности шкал. Оценка результатов комплексного тестирования. 
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
4.2
Основы теории оценивания. Нормы и квалификационные системы /Ср/
14
ПК-1.10 ПК-8.7
7
Разновидности состояний человека. Комплексный контроль и его содержание. Понятие об оценках. Разновидности оценок.

Задачи и процедура оценивания. Шкалы оценок. Основные типы шкал оценок. Пропорциональные шкалы и их особенности. Прогрессирующие шкалы и их особенности. Регрессирующие шкалы и их особенности. S-образные шкалы и их особенности. Персентильные шкалы. Способ их построения. Стандартные шкалы и их разновидности. Шкалы выбранных точек. Способы оценки результата комплекса тестов. Нормы и их разновидности. Требования к нормам.  Способ построения популяционных норм. Способ построения индивидуальной нормы. Должные нормы и способ их построения. Понятие «норма». Разновидности норм. Критерии пригодности норм. Квалификационные системы в физическом воспитании и спорте.  Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Международные квалификационные системы.

0
 
4.3
Практическая работа  /Пр/
6
7
0
 
 
Раздел 5. Комплексный контроль  в спорте.
0
 
5.1
Л.№5.1. Комплексный контроль в спорте.  /Лек/
2
ПК-8.7 ПК-8.9
6
Спортивная тренировка как управляемый процесс. Понятие об управлении. Человек как объект измерения. Разновидности состояния спортсмена и разновидности контроля. Содержание и организация этапного, текущего и оперативного контроля. Контроль  физических качеств. Контроль соревновательных нагрузок. Комплексный контроль в спорте. Унификация параметров, методов и средств комплексного контроля.
0
 
5.2
ПЗ.№5.1. Основы контроля в спорте.

/Пр/

4
ПК-8.7 ПК-8.9
7
Спортивная тренировка, как управляемый процесс.

Понятие об управлении. Человек как объект измерения. Разновидности состояния спортсмена

и разновидности контроля.

Содержание и организация этапного, текущего и оперативного контроля.

Контроль  физических качеств. Контроль  соревновательных нагрузок.

Комплексный контроль в спорте. Унификация параметров, методов и средств комплексного

контроля.

0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
5.3
Комплексный контроль

в спорте

/Ср/

14
ПК-1.10 ПК-8.7 ПК-8.9
7
Комплексный контроль и его содержание. Комплексы тестов и их разновидности. Способы сравнения результатов разнородных тестов. Способы обобщенной  оценки по комплексу тестов.
0
 
5.4
Практическая работа  /Пр/
12
7
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Лабораторная работа. Оценивается (до 6 баллов) Работа выполнена полностью. Нет ошибок в логических рассуждениях. Возможно наличие одной неточности или описки, не являющихся следствием незнания или непонимания учебного материала. Студент показал полный объем знаний, умений в освоении пройденных тем и применение их на практике. 5-6 б. Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны. Допущена одна ошибка или два-три недочета. 3-4 б. Допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов. Работа не полностью соответствует образцу. 2-3 б. Работа выполнена не полностью. Допущены грубые ошибки. Работа выполнена не самостоятельно. 1-2 б. Работа не сдана 0 б. Тест. Оценивается (до 2 баллов).Уровень знаний и умений обучающегося оценивается индивидуально в зависимости от количества вопросов в тесте: 10 правильных ответов из 10 б. 9 правильных ответов из 10 и т. д.  1,8 и.т.д б. Устный опрос. Оценивается (до 2 баллов) Выполнение дополнительных заданий на занятиях Интерактивное взаимодействие (вопросы-ответы, работа в мини- группе и т.п.) 0-2 б. 
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется с использованием накопительного рейтингового оценивания на образовательном портале в соответствии с бально-рейтиновой оценкой, определяющей объем заданий, которые студент должен выполнить в течение семестра в установленные сроки и служит своеобразным ориентиром для планирования деятельности. В соответствии бально-рейтиноговой оценкой по  дисциплине посещение занятий и выполнение заданий в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы оценивается исходя из максимальной отметки – 60 баллов. Все полученные обучающимся баллы суммируются и итоги размещаются в журнале на Образовательном портале СибГУФК. Обучающийся может в любой момент ознакомиться с результатами обучения.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устный опрос по темам лекции 1-5   2*5= 10 б. Лабораторная работа 1-6  6*6= 36 б. Тест  2*7=14 б. Итого 60 б.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Афанасьев В. В., Осетров И. А., Муравьев А. В., Михайлов П. В.
Спортивная метрология: учеб. для сред. проф. образования
Москва: Юрайт, 2017
30
 
Л1.2
Трифонова Н. Н., Еркомайшвили И. В.
Спортивная метрология: учеб. пособие для сред. проф. образования
Саратов [и др.]: Профобразование [и др.], 2019
1
http://www.iprbookshop.ru/87872
 
Л1.3
Афанасьев В. В., Осетров И. А., Муравьев А. В., Михайлов П. В.
Спортивная метрология: учеб. для вузов
Москва: Юрайт, 2023
1
https://urait.ru/bcode/513404
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Трифонова Н. Н., Еркомайшвили И. В.
Спортивная метрология: учеб. для студентов по программе бакалавриата по направлению подгот. 49.03.01 "Физ. культура"
Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/66597
 
Л2.2
сост. В. Н. Езерский ; Сибирская гос. акад. физ. культуры
Спортивная метрология: метод. указания для самост. выполнения контрол. заданий по теме "Оценка результатов количественного тестирования методами математ. статистики"
Омск: Изд-во СибГАФК, 1999
285
 
Л2.3
Попков В. Н.
Спортивная метрология: курс лекций
Омск: Изд-во СибГУФК, 2004
264
 
Л2.4
Начинская С. В.
Спортивная метрология: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 033100 - Физ. культура
Москва: Академия, 2005
152
 
Л2.5
Кошкарев Л. Т.
Спортивная метрология (основы статистики, измерений, комплексного контроля в тренировочном процессе спортсменов): учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
Великие Луки: [б. и.], 2014
1
https://lib.rucont.ru/efd/279257
 
Л2.6
Темерева В. Е., Шульгин Г. Е.
Измерения и контроль в спортивной метрологии: учеб. -метод. пособие для студентов вузов физ. культуры
Малаховка: [б. и.], 2017
1
https://lib.rucont.ru/efd/772186
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал и система дистанционного обучения :  : https://www.moodle.sibgufk.ru/
 
Э2
Официальный сайт вуза :  : https://sibsport.ru/
 
Э3
Сайт библиотеки СибГУФК :  : http://lib.sibsport.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- система тестирования;
6.3.1.3
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог). 
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, компьютеры для обучающихся, стол и стулья (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной группе), компьютер, стол, стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для проведения аудиторных занятий и осуществления самостоятельной работы необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет"и возможностью доступа к электронной информационно-образовательной среде СибГУФК (аудитория 405, учебный корпус 2; аудитория 407, учебный корпус 2; аудитория 502, учебный корпус 2; аудитория 602, учебный корпус 2; аудитория 102, учебный корпус 4; аудитория 305, учебный корпус 4; аудитория 312, учебный корпус 4; аудитория 222, учебный корпус 5; аудитория 229, учебный корпус 5; аудитория 422, учебный корпус 5; аудитория 13, дворец здоровья; аудитория 21, легкоатлетический манеж; аудитория 26, легкоатлетический манеж).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики