МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доц., Мельникова Ю.А. _________________
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формирование у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности, формирование умения применять методику проведения уроков по физической культуре в образовательных учреждениях, формирование умений осуществлять контроль и оценку образовательных результатов обучающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Врачебно-педагогический контроль
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Современные средства оценивания результатов обучения
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Организация спортивно-массовых мероприятий
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Физиология физической культуры
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Основы национальной безопасности и обороны государства
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Мониторинг физического состояния человека
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.14: Имеет опыт:
- анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- самостоятельного планирования учебной работы в рамках образовательной программы и осуществления реализации программ по учебному предмету;
- разработки технологической карты урока, включая постановку его задач и планирование учебных результатов;
- работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- формирования системы регуляции поведения и деятельности обучающихся;
- осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе;
ПК-2: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности
ПК-2.4: ИИмеет опыт:
- проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований) с использованием средств базовых видов спорта;
- участия в судействе физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований) по базовым видам спорта
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ПК-3.17: Имеет опыт:
- проведения тестирования подготовленности;
- анализа и интерпретации результатов педагогического контроля;
- применения базовых методов и методик исследования психических процессов, состояний и свойств у занимающихся, группы /команды в сфере физической культуры и спорта;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Организационная работа
Анализ программы практики, программно-нормативных документов, регламентирующих содержание общего среднего образования в разделе «Физическая культура» /Ср/
Ознакомление с должностными обязанностями учителя физической культуры /Ср/
Заполнение паспорта образовательной организации в материалах практики /Ср/
Разработка индивидуального плана работы на период практики /Ср/
Подготовка итогового отчета и мультимедийной презентации по практике /Ср/
Раздел 2. Раздел 2. Учебно-методическая работа
Методика проведения уроков физической культуры с детьми школьного возраста (методическое занятие) /Пр/
Оформление анализа открытых уроков физической культуры, проведенных учителями. /Ср/
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Подготовка к проведению фрагментов уроков физической культуры в качестве помощника учителя физической культуры с использованием средств гимнастики /Ср/
Разработка документов планирования учебного процесса по физической культуре /Ср/
Оформление результатов исследования физической подготовленности учащихся. /Ср/
Раздел 3. Раздел 3. Учебно-исследовательская работа
Оформление результатов хронометрирования урока физической культуры. /Ср/
Оформление результатов пульсометрии урока. /Ср/
Оформление результатов педагогического анализа урока физической культуры /Ср/
Оформление протоколов взаимопосещений уроков физической культуры студентов-практикантов /Ср/
Раздел 4. Раздел 4. Внеурочная работа по физической культуре
Планирование и учет внеклассной спортивно-массовой работы в школе (методическое занятие) /Пр/
Составление плана внеклассной работы по физической культуре на период педагогической практики /Ср/
Подготовка к проведению секционных занятий (физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня) /Ср/
Подготовка к проведению внутришкольного соревнования. /Ср/
Подготовка к проведению внеклассных мероприятий по физической культуре. /Ср/
Подготовка к проведению мероприятий по формированию ЗОЖ /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения программы практики.
В рамках текущего контроля обучающийся должен выполнить следующие виды работ:
- Составление индивидуального плана работы.
- Составление годового плана-графика.
-Составление поурочного четвертного плана.
-Составление поурочных задач обучения на четверть.
-Составление плана-конспекта урока.
-Составление плана спортивно-массовой работы
-Составление плана-конспекта секционного занятия.
-Разработка положения о соревнованиях и отчета о соревнованиях.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
-Разработка плана внеклассного спортивно-массового мероприятия.
-Составление протокола учета пульсовых данных.
-Результаты исследования плотности урока физической культуры
-Оценка физической подготовленности учащихся.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по учебной практике проводится в форме защиты результатов практики (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ)
с учетом следующих позиций:
- уровень сформированности профессиональных умений;
- оценка группового руководителя;
- качество ведения дискуссии;
- оформление отчетной документации.
Оценку "отлично" получают те студенты, которые на промежуточной аттестации (защита результатов практики) набрали 87-100 баллов;
оценку "хорошо" - 73-86 баллов;
оценку "удовлетворительно" - 61-72 балла;
оценку "неудовлетворительно" - 60 баллов и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
- Составление индивидуального плана работы (до 5 баллов)
- Составление годового плана-графика (до 5 баллов)
-Составление поурочного четвертного плана (до 5 баллов)
-Составление поурочных задач обучения на четверть. (до 5 баллов)
-Составление плана-конспекта урока (до 5 баллов)
-Составление плана спортивно-массовой работы (до 5 баллов)
-Составление плана-конспекта секционного занятия (до 5 баллов)
-Разработка положения о соревнованиях (до 3 баллов)
-Подготовка отчета о соревнованиях (до 3 баллов)
-Разработка плана внеклассного спортивно-массового мероприятия (до 4 баллов)
-Составление протокола учета пульсовых данных (до 5 баллов)
-Результаты исследования плотности урока физической культуры (до 5 баллов)
-Оценка физической подготовленности учащихся (до 5 баллов)
практико-ориентированные задания до 60 баллов
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (дифференцированный зачет):
- определение уровня сформированности профессиональных умений - до10 баллов
- оценка группового руководителя - до 10 баллов
- качество ведения дискуссии - до10 баллов
- оформление отчетной документации - до 10 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Физкультурное образование школьников: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
сост. : Ю. А. Мельникова, М. П. Мухина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Планирование физкультурного образования в общеобразовательных организациях: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Железняк Ю. Д., Нестеровский Д. И., Иванов В. А., Голенко В. А.
Теория и методика спортивных игр: учеб. для студентов вузов по направлению подгот. "Пед. образование" профиль "Физ. культура"
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Макаров Ю. М., Луткова Н. В., Минина Л. Н., Фейгель И. Г., Яхонтов Е. Р., Сысоев А. В.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"
под ред. : Е. С. Крючек, Р. Н. Терехиной
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика: учеб. для студентов вузов по направлению "Физ. культура"
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ