2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.05.08
 
экзамены 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
15
самостоятельная работа
59
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
59
59
59
59
Часы на контроль
15
15
15
15
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
 
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 26.04.2022 г.  № 16

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у бакалавров основ психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования при подготовке к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, безопасности жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вожатская практика
2.1.2
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.1.3
Теория и методика физической культуры
2.1.4
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.1.5
Проектирование урока по требованиям ФГОС
2.1.6
Организация деятельности детского общественного объединения
2.1.7
Психолого-педагогическая практика
2.1.8
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
2.1.9
Технологии досуговой деятельности
2.1.10
Основы психодиагностики
2.1.11
Современные образовательные технологии
2.1.12
Возрастная и педагогическая психология
2.1.13
Педагогика
2.1.14
Общая психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Междисциплинарная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Знает:

- нормативные и педагогические закономерности и принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

- понятие универсальных учебных действий;

- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

- современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;

- основы проектирования и реализации воспитательных программ;

- виды современных педагогических средств, обеспечивающих создание воспитывающей образовательной среды с учетом своеобразия социальной ситуации развития обучающихся;

- формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;

 
ОПК-3.5: Умеет:

- определять и реализовывать формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;

 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
ОПК-6.1: Знает:

- психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

- основы социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации;

- современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

- подходы к выбору и особенности использования педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения в контексте задач инклюзии;

- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в образовательном процессе;

 
ОПК-6.5: Умеет:

- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;

- выбирать и реализовывать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания в контексте задач инклюзивного образования, адресной помощи обучающимся, оценивать их результативность;

- формировать мотивацию к обучению, вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы инклюзивного образования
0
 
1.1
Лекция 1. Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования

/Лек/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования. Актуальность педагогики и психологии инклюзивного образования. Понятие «инклюзивное образование». Понятия «интеграция», «мэйнстриминг», «инклюзия»: вариативность подходов. Понятия «образовательная среда», «инклюзивная образовательная среда».

0
 
1.2
Лекция 2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

/Лек/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Особенности и закономерности психического развития. Закономерности аномального психического развития. Характеристика детей с ОВЗ, особых образовательных потребностей: специальные условия получения образования обучающимися с ОВЗ, требования к специальным образовательным условиям, специальные образовательные потребности. Классификация нарушений развития (детей с ОВЗ).

0
 
1.3
Семинарское занятие 1.  Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования. Актуальность педагогики и психологии инклюзивного образования. Понятие «инклюзивное образование». Понятия «интеграция», «мэйнстриминг», «инклюзия»: вариативность подходов. Понятия «образовательная среда», «инклюзивная образовательная среда».

0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.4
Семинарское занятие 2.  Условия и принципы организации инклюзивной образовательной среды.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Условия организации инклюзивной образовательной среды: организационное обеспечение образовательного процесса – следующее условие организации инклюзивной образовательной среды. организационно-педагогическое обеспечение; кадровое обеспечение; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса. Принципы организации инклюзивной образовательной среды.

0
 
1.5
Семинарское занятие 3.  Кадровое обеспечение инклюзивной образовательной среды

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Кадровый состав инклюзивного образовательного учреждения (ИОУ): междисциплинарная команда специалистов, принципы командной работы специалистов ИОУ. Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) и службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного учреждения. Модель учителя в инклюзивном образовании. Специальная профессиональная компетентность педагога. Тьюторство, должностные обязанности тьютора в инклюзивном образовательном учреждении. Психолог в инклюзивном образовательном учреждении: должностные обязанности, требования к профессиональной компетентности
0
 
1.6
Семинарское занятие 4.  Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики: общая характеристика

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Основные принципы и задачи психолого-педагогического сопровождения. Структура и базовые компоненты психолого-педагогического сопровождения. Характеристика субъектов инклюзивной практики. Основные этапы и особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса. Общие подходы к технологиям психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике.
0
 
1.7
Семинарское занятие 5.  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Технология выявления детей, нуждающихся в разработке индивидуального образовательного маршрута. Технология разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП). Особенности организации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагогом-психологом. Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.8
Семинарское занятие 6.  Критерии и параметры оценки результатов инклюзивной практики.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Задачи мониторинга в инклюзивном образовательном учреждении. Требования к организации мониторинга в ИОУ. Этапы мониторинга в ИОУ. Программа мониторингового исследования. Цели инклюзивного образования и критерии их достижения. критерии эффективности различных технологий, применяемых в инклюзивном образовании.
0
 
1.9
Подготовка к семинарским занятиям и участие в них /Ср/
12
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
0
 
1.10
Воспитательный проект по теме «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. /Ср/
10
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Организационно-методические условия реализации инклюзивного образования
0
 
2.1
Лекция 3. Нормативно-правовое и информационное обеспечение инклюзивной образовательной среды

/Лек/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Нормативно-правовая документация, регулирующая организацию инклюзивного процесса в образовательном учреждении. Уровни документов законодательства об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: международные (подписанные и ратифицированные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция, законы, кодексы и др.); правительственные (постановления, распоряжения); ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации: приказы, распоряжения, решения коллегии, письма); региональные (правительственные и ведомственные). Локальные нормативные акты образовательного учреждения.

0
 
2.2
Лекция 4.  Особенности деятельности  специалистов сопровождения в инклюзивной образовательной среде.

/Лек/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных и других образовательных организаций процесса получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Должностные обязанности тьютора в ИОУ. Технология психологического сопровождения педагога. Особенности деятельности учителя-предметника и классного руководителя.

0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.3
Лекция 5.  Психолого-педагогические технологии и условия сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

/Лек/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Материально-технические, организационно-педагогические, социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды: для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ОДА), расстройствами аутистического спектра (РАС), ЗПР, умственной отсталостью.

0
 
2.4
Семинарское занятие 7.  Нормативно-правовое и информационное обеспечение инклюзивной образовательной среды.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Нормативно-правовая документация, регулирующая организацию инклюзивного процесса в образовательном учреждении. Уровни документов законодательства об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: международные (подписанные и ратифицированные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция, законы, кодексы и др.); правительственные (постановления, распоряжения); ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации: приказы, распоряжения, решения коллегии, письма); региональные (правительственные и ведомственные). Локальные нормативные акты образовательного учреждения.
0
 
2.5
Семинарское занятие 8.  Должностные обязанности специалистов в инклюзивной образовательной среде.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Должностные обязанности тьютора в ИОУ. Технология психологического сопровождения педагога. Задачи и принципы технологии. Сущность и алгоритм реализации технологии.  Этапы реализации технологии сопровождения педагога: диагностический, формирующий, поддержка в условиях реальных педагогических ситуаций, оценочно-рефлексивный.
0
 
2.6
Семинарское занятие 9.  Психолого-педагогические технологии и условия сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Технология деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк): состав ПМПк, задачи и этапы деятельности. Материально-технические, организационно-педагогические, социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды: для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ОДА), расстройствами аутистического спектра (РАС), ЗПР, умственной отсталостью.

0
 
2.7
Семинарское занятие 10.  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нормальным развитием в инклюзивной образовательной среде.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Технологии групповой (со всем классом и в группах) и индивидуальной работы. Роль учителя в совместном групповом обучении. Управление рисками: игнорирование, активное отторжение или чрезмерная помощь.

0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.8
Семинарское занятие 11.  Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся в инклюзивной образовательной среде.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Этапы ППС родителей ребенка с ОВЗ (диагностический, информационный, просветительский, практический, аналитический): задачи и содержание работы. Психологический клуб как форма психолого-педагогического сопровождения родителей в инклюзивной практике. Планирование примерных тем проведения родительских собраний, касающихся вопросов инклюзивной практики.

0
 
2.9
Семинарское занятие 12.  Диагностика инклюзивной образовательной среды и ее субъектов.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
Методы и методики диагностики детского коллектива ИОУ. Методы и методики диагностики профессиональной компетентности специалистов ИОУ. Диагностика индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Критерии и показатели результативности инклюзивного образования.
0
 
2.10
Подготовка к семинарским занятиям и участие в них /Ср/
12
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
0
 
2.11
Подготовка доклада с мультимедийной презентацией к теме «Психолого-педагогические технологии и условия сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде» /Ср/
25
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
8
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
1. Собеседование на семинарском занятии  - min – 20б, max - 24 б.

Шкала оценки за ответы на одном семинарском занятии:

2 балла – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), дал ответы на дополнительные вопросы; владеет понятийным аппаратом;

1 балл  - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

2. Тест  - min – 12б, max - 20б

Шкала оценивания тестовых заданий

17-20 баллов - 80-100% правильных ответов

13-16 баллов - 60-79% правильных ответов

9-12 балла - 50-59% правильных ответов

3. Доклад с презентацией: min – 5б, max - 10б

9-10 баллов - доклад построен логично, содержание слайдов соответствует проблеме, тема раскрыта достаточно полно, оформление презентации логично, эстетично, докладчик изъяснялся кратко, четко, уложился в регламент.

7-8 баллов - доклад частично полностью раскрывает проблему, содержание слайдов перенасыщено текстовой информацией, нелогичный переход между слайдами, оформление презентации затрудняет зрительное восприятие информации, докладчик изъяснялся четко, регламент доклада нарушен.

5- 6 баллов - доклад построен не логично, частично раскрывает проблему, в содержании слайдов обнаруживаются существенные ошибки, оформление презентации не соответствует излагаемому материалу, текст слайдов не читается, фон не сочетается с текстом и графическими изображениями, докладчик изъяснялся нечетко, регламент доклада нарушен.

4. Педагогический проект - min – 3 б, max - 6 б

Шкалы оценивания

а) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание педагогических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает педагогические идеи, соотносит их с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется 

 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
педагогической терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 6баллов;

б) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание педагогических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного педагогического события; корректно пользуется педагогической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 5 баллов;

в) студент умеет работать с педагогическими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется педагогической терминологией – 4 баллов

г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание педагогических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется педагогической терминологией, допускает ошибки –  3 баллов;

д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает педагогические процессы и факты, практически не пользуется педагогической терминологией – менее 2 баллов;

е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов. 

 
5.2. Промежуточная аттестация
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Технология выявления детей, нуждающихся в разработке индивидуального образовательного маршрута.

2. Технология разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП).

3. Особенности организации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагогом-психологом.

4. Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

7. Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования.

8. Условия и принципы организации инклюзивной образовательной среды.

9. Кадровое обеспечение инклюзивной образовательной среды.

10. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики: общая характеристика

11. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

12. Критерии и параметры оценки результатов инклюзивной практики.

13. Нормативно-правовая документация, регулирующая организацию инклюзивного процесса в образовательном учреждении.

14. Должностные обязанности специалистов в инклюзивной образовательной среде.

15. Психолого-педагогические технологии и условия сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

16. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нормальным развитием в инклюзивной образовательной среде.

17. Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся в инклюзивной образовательной среде.

18. Диагностика инклюзивной образовательной среды и ее субъектов.

19. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с нарушениями зрения.

20. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с нарушениями слуха.

21. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).

22. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

23. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с ЗПР.

24. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с умственной отсталостью.

25. Технология деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк): состав ПМПк, задачи и этапы деятельности.

Шкалы оценивания

1. Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

Шкала оценки за ответ :

17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);  использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);  анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.

10-12 баллов  - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в 

 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

2. Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 11 б.; max - 20 б.

Шкала оценки за ответ :

17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);  использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);  анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.

11-12 баллов  - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Собеседование на семинарском занятии  - min – 20б, max - 24 б.

2. Тест  - min – 12б, max - 20б

3. Доклад с презентацией: min – 5б, max - 10б

4. Педагогический проект - min – 3 б, max - 6 б

ИТОГО по текущему контролю - min - 40 б.; max - 60 б.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):

1. Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

2. Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 11 б.; max - 20 б.

ИТОГО по промежуточной аттестации - min - 21 б.; max - 40 б.

ОЦЕНКА по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:

неудовлетворительно - 60 и менее баллов

удовлетворительно - 61-72 балла

хорошо - 73-86 баллов

отлично - 87-100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Липунова О. В.
Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/86450
 
Л1.2
Глухов В. П.
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций: учеб. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/75801
 
Л1.3
под ред. В. И. Лубовского
Специальная психология: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений
Москва: Академия, 2003
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Липунова О. В.
Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/85900
 
стр. 12
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.2
Ворошнина О. Р., Наумов А. А., Токаева Т. Э.
Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учеб. для студентов вузов
Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/70628
 
Л2.3
Литош Н. Л.
Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Москва: СпортАкадемПресс, 2002
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК  : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
7.6
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики