44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- нормативные и педагогические закономерности и принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
- понятие универсальных учебных действий;
- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;
- основы проектирования и реализации воспитательных программ;
- виды современных педагогических средств, обеспечивающих создание воспитывающей образовательной среды с учетом своеобразия социальной ситуации развития обучающихся;
- формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;
- определять и реализовывать формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;
- психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
- основы социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации;
- современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- подходы к выбору и особенности использования педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения в контексте задач инклюзии;
- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в образовательном процессе;
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
- выбирать и реализовывать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания в контексте задач инклюзивного образования, адресной помощи обучающимся, оценивать их результативность;
- формировать мотивацию к обучению, вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания;
ции
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
Шкала оценки за ответы на одном семинарском занятии:
2 балла – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), дал ответы на дополнительные вопросы; владеет понятийным аппаратом;
1 балл - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
2. Тест - min – 12б, max - 20б
Шкала оценивания тестовых заданий
17-20 баллов - 80-100% правильных ответов
13-16 баллов - 60-79% правильных ответов
9-12 балла - 50-59% правильных ответов
3. Доклад с презентацией: min – 5б, max - 10б
9-10 баллов - доклад построен логично, содержание слайдов соответствует проблеме, тема раскрыта достаточно полно, оформление презентации логично, эстетично, докладчик изъяснялся кратко, четко, уложился в регламент.
7-8 баллов - доклад частично полностью раскрывает проблему, содержание слайдов перенасыщено текстовой информацией, нелогичный переход между слайдами, оформление презентации затрудняет зрительное восприятие информации, докладчик изъяснялся четко, регламент доклада нарушен.
5- 6 баллов - доклад построен не логично, частично раскрывает проблему, в содержании слайдов обнаруживаются существенные ошибки, оформление презентации не соответствует излагаемому материалу, текст слайдов не читается, фон не сочетается с текстом и графическими изображениями, докладчик изъяснялся нечетко, регламент доклада нарушен.
4. Педагогический проект - min – 3 б, max - 6 б
Шкалы оценивания
а) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание педагогических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает педагогические идеи, соотносит их с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется
б) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание педагогических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного педагогического события; корректно пользуется педагогической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 5 баллов;
в) студент умеет работать с педагогическими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется педагогической терминологией – 4 баллов
г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание педагогических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется педагогической терминологией, допускает ошибки – 3 баллов;
д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает педагогические процессы и факты, практически не пользуется педагогической терминологией – менее 2 баллов;
е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Технология выявления детей, нуждающихся в разработке индивидуального образовательного маршрута.
2. Технология разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП).
3. Особенности организации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагогом-психологом.
4. Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
7. Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования.
8. Условия и принципы организации инклюзивной образовательной среды.
9. Кадровое обеспечение инклюзивной образовательной среды.
10. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики: общая характеристика
11. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.
12. Критерии и параметры оценки результатов инклюзивной практики.
13. Нормативно-правовая документация, регулирующая организацию инклюзивного процесса в образовательном учреждении.
14. Должностные обязанности специалистов в инклюзивной образовательной среде.
15. Психолого-педагогические технологии и условия сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.
16. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нормальным развитием в инклюзивной образовательной среде.
17. Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся в инклюзивной образовательной среде.
18. Диагностика инклюзивной образовательной среды и ее субъектов.
19. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с нарушениями зрения.
20. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с нарушениями слуха.
21. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).
22. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
23. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с ЗПР.
24. Социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды для детей с умственной отсталостью.
25. Технология деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк): состав ПМПк, задачи и этапы деятельности.
Шкалы оценивания
1. Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
Шкала оценки за ответ :
17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
10-12 баллов - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в
2. Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 11 б.; max - 20 б.
Шкала оценки за ответ :
17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
11-12 баллов - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
1. Собеседование на семинарском занятии - min – 20б, max - 24 б.
2. Тест - min – 12б, max - 20б
3. Доклад с презентацией: min – 5б, max - 10б
4. Педагогический проект - min – 3 б, max - 6 б
ИТОГО по текущему контролю - min - 40 б.; max - 60 б.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
1. Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
2. Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 11 б.; max - 20 б.
ИТОГО по промежуточной аттестации - min - 21 б.; max - 40 б.
ОЦЕНКА по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов
удовлетворительно - 61-72 балла
хорошо - 73-86 баллов
отлично - 87-100 баллов