2021-2022_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Социальная педагогика
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Социальная педагогика  
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.05.07
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол.наук, Кайгородцева О.В. _________________
 
Социальная педагогика  
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 26.04.2022 г.  № 16

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у бакалавров основ социальной педагогики при подготовке к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, безопасности жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вожатская практика
2.1.2
История образования и педагогической мысли
2.1.3
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.1.4
Теория и методика физической культуры
2.1.5
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.1.6
Психолого-педагогическая практика
2.1.7
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.1.8
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
2.1.9
Основы психодиагностики
2.1.10
Современные образовательные технологии
2.1.11
Возрастная и педагогическая психология
2.1.12
Ознакомительная практика
2.1.13
Педагогика
2.1.14
Возрастная анатомия и физиология
2.1.15
Общая психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Междисциплинарная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Знает:

- психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

- основы социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации;

- современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

- подходы к выбору и особенности использования педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения в контексте задач инклюзии;

- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в образовательном процессе;

 
ОПК-6.5: Умеет:

- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;

- выбирать и реализовывать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания в контексте задач инклюзивного образования, адресной помощи обучающимся, оценивать их результативность;

- формировать мотивацию к обучению, вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания;

 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.4: Знает:

- индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;

 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Социальная педагогика как наука и учебная дисциплина
0
 
1.1
Лекция 1. Социальная педагогика как часть общей педагогики, ориентированной на анализ социальных основ воспитания

/Лек/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
Термин и понятие «социальная педагогика». Объект и предмет социальной педагогики. Задачи и функции социальной педагогики. Соци¬альная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь со¬циальной педагогики с педагогикой и социологией. Социальная педагогика как область практической деятельности взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. Социальная педагогика как учебная дисциплина. Понятийный аппарат социальной педагогики. 
0
 
1.2
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
4
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
1.3
Итоговый тестовый контроль /Ср/
3
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Социализация личности
0
 
2.1
Семинарское занятие 3. Понятие социализации личности

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
Соотношение понятий развитие личности и социализация. Человек в процессе социализации. Составляющие процесса социализации. Усвоение социальных ролей как составляющая процесса социализации. Этапы, институты, агенты, факторы социализации. Средства и механизмы социализации.

0
 
2.2
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
2.3
Итоговый тестовый контроль /Ср/
3
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Социальные отклонения в теории социальной педагогики
0
 
3.1
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
3
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
3.2
Итоговый тестовый контроль /Ср/
3
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Социально-педагогическая поддержка разных категорий детей в образовательных учреждениях
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
4.1
Лекция 4. Технологии социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации

/Лек/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
Понятие «социальная адаптация». Типы адаптированного процесса. Значение социальной адаптации как научной и прикладной проблемы. Взаимосвязь адаптации и социализации. Влияние среды на развитие ребенка. Проблема адаптации. Социальная дезадаптация, её причины, предупреждение и преодоление. Социальная реабилитация ребенка. Понятие социально-педагогической виктимологии. Направления и формы работы с различными группами людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации.  
0
 
4.2
Семинарское занятие 8. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
Нормативно-правовые основы получения образования детьми-инвалидами в образовательных учреждениях. Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе. Содержание и механизмы деятельности ПМПК в условиях реализации ФГОС инклюзивного образования. Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Основы образовательной технологии тьюторского сопровождения.
0
 
4.3
Семинарское занятие 11. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема. Химическая зависимость несовершеннолетних (алкоголизм, наркомания, токсикомания). Виды нехимической зависимости (граффити, лудомания, интернет-зависимость и т.д.) Агрессия. Буллинг. Превенция и интервенция девиантного поведения подростков. Методы и формы профилактики и коррекции девиантных форм поведения. Медиация в образовательной организации. Основное содержание медиативного подхода в образовании. Техники медиации. Восстановительный подход. Восстановительная медиация. Конфликты в образовательной среде. Способы профилактики конфликтов. Алгоритм помощи при буллинге.

0
 
4.4
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
5
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
4.5
Итоговое семинарское занятие. Подготовить реферат «Технологии социально-педагогической поддержки разных категорий детей в образовательных учреждениях» /Ср/
20
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
4.6
Итоговое контрольное задание по профилактике девиантного поведения /Ср/
12
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
4.7
Итоговый тестовый контроль /Ср/
3
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-8.4
5
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Виды работ

1. Контрольная работа: 24-40 б.

а) Дано более 85% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой. При отстаивании своей точки зрения приводит не менее трех аргументов, делая анализ, формулируя обобщения и выводы. Устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями- 3б.

б) Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой. Пытается отстаивать свою точку зрения, приводит 1-2 аргумента. Пытается устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями- 2б.

в) Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто не в полном объеме, частично соответствует программе дисциплины. При ответе не отстаивает свою точку зрения- 1б.

2. Тестирование: 20б.-40б.

а) Дано более 85% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой - 2б.

б) Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой- 1 б.

в) Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто не в полном объеме, частично соответствует программе дисциплины- 0 б.

3. Программа развития: 17б. - 20б.

Шкалы оценивания

а) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание педагогических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает педагогические идеи, соотносит их с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется педагогической терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 13-15 баллов;

б) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание педагогических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного педагогического события; корректно пользуется педагогической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 10-12 баллов;

в) студент умеет работать с педагогическими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется педагогической терминологией – 6-9 баллов

г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание педагогических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется педагогической терминологией, допускает ошибки –  5 баллов;

д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает педагогические процессы и факты, практически не пользуется педагогической терминологией – менее 5 баллов;

е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.

ИТОГО по текущему контролю - min - 61 б.; max - 100 б.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется, при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Контрольная работа: 24-40 б.

2. Тестирование: 20б.-40б.

3. Программа развития: 17б. - 20б.

ИТОГО по текущему контролю - min - 61 б.; max - 100 б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
отв. ред. : С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева
Социальная педагогика: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л1.2
под ред. : В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой
Социальная педагогика: учеб. для бакалавров
Москва: Юрайт, 2012
0
 
Л1.3
под ред. М. А. Галагузовой
Социальная педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Владос, 2003
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Альжев Д. В.
Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/81049
 
Л2.2
Василькова Т. А., Василькова Ю. В.
Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов
Москва: КНОРУС, 2010
0
 
Л2.3
Наумчик В. Н., Паздников М. А.
Социальная педагогика: проблема "трудных" детей. Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, аспирантов пед. вузов
Минск: Адукацыя i выхаванне, 2005
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК  : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики