2021-2022_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_История образования и педагогической мысли
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
История образования и педагогической мысли
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.05.04
 
зачеты 6
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
4
4
6
6
10
10
Кoнтактная рабoта
4
4
6
6
10
10
Сам. работа
32
32
26
26
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол.наук, Кайгородцева О.В. _________________
 
История образования и педагогической мысли
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 26.04.2022 г.  № 16

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у бакалавров основ истории образования при подготовке к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, безопасности жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психолого-педагогическая практика
2.1.2
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.1.3
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
2.1.4
Основы психодиагностики
2.1.5
Современные образовательные технологии
2.1.6
Возрастная и педагогическая психология
2.1.7
Ознакомительная практика
2.1.8
Педагогика
2.1.9
Возрастная анатомия и физиология
2.1.10
История
2.1.11
Общая психология
2.1.12
Культурология
2.1.13
Становление российской государственности
2.1.14
Философия
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Социальная педагогика  
2.2.2
Междисциплинарная практика
2.2.3
Социология 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Знает:

- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;

 
ОПК-8.3: Знает:

- роль и место образования в жизни личности и общества;

- классические и инновационные педагогические концепции и теории;

- основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;

 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.6: Знает:

- периодизацию истории педагогической науки, социальную сущность, структуру и функции;

- основные исторические формы взаимодействия человека и общества;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Предмет истории образования и педагогической мысли 
0
 
1.1
Лекция 1. Предмет истории образования и педагогической мысли

/Лек/

2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
Методологические основания истории педагогики. Антропологический подход в истории педагогики. Роль религии в истории педагогики.
0
 
1.2
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
4
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Раздел 2. Раздел 2. Воспитание и педагогическая мысль в античном мире 
0
 
2.1
Лекция 2. Воспитание и школа в славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве (X – XVIIвв)

/Лек/

2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
Воспитание и обучение у древних славян. Воспитание и обучение в Киевской Руси. Воспитание и обучение в 14–16 в.в. Образование в Русском государстве в 17 веке. Педагогическая мысль к концу 17 века. 
0
 
2.2
Семинарское занятие 1. Воспитание и педагогическая мысль в античном мире и Византии

/Пр/

2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции. Значение поэтов и философов в истории воспитания. Особенности римского воспитания. Влияние Византии на развитие просвещения. Зарождение христианства традиций воспитания.
0
 
2.3
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
4
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Воспитание и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения 
0
 
3.1
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
4
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
3.2
Подготовить реферат /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве 
0
 
4.1
Семинарское занятие 2. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве

/Пр/

2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
Воспитание и обучение у древних славян. Воспитание и обучение в Киевской Руси. Педагогика Православия в 11-17 в.в. Летописные известия о просвещении в Киевской Руси. Образование в Русском государстве в 17 веке. Педагогическая мысль к концу 17 века.
0
 
4.2
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
4
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Воспитание и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америки в 17-18 в.в. 
0
 
5.1
Семинарское занятие 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америки в 17-18 в.в.

/Пр/

2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
Педагогические идеи Я.А.Коменского.  Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу 18 века. Концепция воспитания и образования Д.Локка. Педагогическая концепция Ж.-Ж.Руссо. Школа и просвещение в США в эпоху европейского Просвещения.
0
 
5.2
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
4
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Школа и педагогическая мысль в России в 18 века 
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
6.1
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
0
 
6.2
Подготовить реферат /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
 
Раздел 7. Раздел 7. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в 19 веке
0
 
7.1
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
0
 
 
Раздел 8. Раздел 8. Школа и педагогическая мысль в России в 19 веке 
0
 
8.1
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
0
 
 
Раздел 9. Раздел 9. Зарубежная школа и педагогика в конце 19  начале 20 в.в. 
0
 
9.1
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
0
 
9.2
Подготовить реферат /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
 
Раздел 10. Раздел 10. Школа и педагогика в России в конце 19 начале 20 в.в. 
0
 
10.1
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
0
 
 
Раздел 11. Раздел 11. Школа и педагогика в Западной Европе и США (1918 – 1939 г.г.). 
0
 
11.1
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
0
 
11.2
Подготовить реферат /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
 
Раздел 12. Раздел 12. Школа и педагогика в России 1917 – 1945 г.г. 
0
 
12.1
Подготовить реферат /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
 
Раздел 13. Раздел 13. Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и США после второй мировой войны
0
 
13.1
Подготовить реферат /Ср/
2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
5
0
 
13.2
Творческое индивидуальное задание  «Исторический подход в изучении педагогических явлений» /Ср/
14
ОПК-8.2 ОПК-8.3 УК-5.6
6
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Виды работ

1. Контрольная работа: 24-40 б.

 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
а) Дано более 85% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой. При отстаивании своей точки зрения приводит не менее трех аргументов, делая анализ, формулируя обобщения и выводы. Устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями- 3б.

б) Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой. Пытается отстаивать свою точку зрения, приводит 1-2 аргумента. Пытается устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями- 2б.

в) Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто не в полном объеме, частично соответствует программе дисциплины. При ответе не отстаивает свою точку зрения- 1б.

2. Тестирование: 10б.-20б.

а) Дано более 85% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой - 2б.

б) Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой- 1 б.

в) Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто не в полном объеме, частично соответствует программе дисциплины- 0 б.

3. Реферат: 10б. - 15б.

Шкалы оценивания

а) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание педагогических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает педагогические идеи, соотносит их с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется педагогической терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 13-15 баллов;

б) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание педагогических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного педагогического события; корректно пользуется педагогической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 10-12 баллов;

в) студент умеет работать с педагогическими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется педагогической терминологией – 6-9 баллов

г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание педагогических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется педагогической терминологией, допускает ошибки –  5 баллов;

д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает педагогические процессы и факты, практически не пользуется педагогической терминологией – менее 5 баллов;

е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.

4. Доклад с презентацией: 7б.-10.

а) Доклад построен логично, содержание слайдов соответствует проблеме, тема раскрыта достаточно полно, оформление презентации логично, эстетично, докладчик изъяснялся кратко, четко, уложился в регламент- 10б.

б) Доклад частично полностью раскрывает проблему, содержание слайдов перенасыщено текстовой информацией, нелогичный переход между слайдами, оформление презентации затрудняет зрительное восприятие информации, докладчик изъяснялся четко, регламент доклада нарушен- 7 б.

в) Доклад построен не логично, частично раскрывает проблему, в содержании слайдов обнаруживаются существенные ошибки, оформление презентации не соответствует излагаемому материалу, текст слайдов не читается, фон не сочетается с текстом и графическими изображениями, докладчик изъяснялся нечетко, регламент доклада нарушен- 5б.

5. Кроссворд - 10б.- 15б.

Кроссворд оценивается по следующей схеме:

а) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; достаточно подробно использует изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; правильно называет авторов педагогических идей и концепций, соотносит их с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется педагогической терминологией– 12-15 баллов;

б) студент умеет самостоятельно работать с педагогическими источниками; свободно, достаточно подробно использует изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание педагогических процессов и фактов по указанной теме; корректно пользуется педагогической терминологией– 7-11баллов;

в) студент умеет работать с педагогическими источниками, указанными преподавателем; может использовать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется педагогической терминологией – 4-6 баллов

г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание педагогических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется педагогической терминологией, допускает ошибки – менее 4 баллов;

д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает педагогические процессы и факты, практически не пользуется педагогической терминологией – менее 2 баллов;

е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.

ИТОГО по текущему контролю - min - 61 б.; max - 100 б.

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется, при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Контрольная работа: 24-40 б.

2. Тестирование: 10б.-20б.

3. Реферат: 10б. - 15б.

4. Доклад с презентацией: 7б.-10.

5. Кроссворд - 10б.- 15б.

ИТОГО по текущему контролю - min - 61 б.; max - 100 б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Джуринский А. Н.
История образования и педагогической мысли: учебник
Саратов: Вузов. образование, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/65722
 
Л1.2
Князев Е. А.
История педагогики и образования: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2017
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Латышина Д. И.
История отечественной педагогики и образования: учеб. для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2015
0
 
Л2.2
Бекасова С. Н.
История педагогики в России (Мировое педагогическое наследие): учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2013
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК  : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
6.3.2.3
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики