МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
канд.пед.наук, доц., Чусовитина О.М.;канд.пед.наук, доц., Кривошеева О.Р.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол.наук, доц., Кайгородцева О.В. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
получение опыта профессиональной деятельности с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Организация деятельности детского общественного объединения
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психолого-педагогическая практика
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
Технологии досуговой деятельности
Ассистивные технологии в образовании
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Современные образовательные технологии
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Возрастная и педагогическая психология
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Безопасность жизнедеятельности
Правовые основы профессиональной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Обеспечение безопасности образовательной организации
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Технологии внеклассной работы
Дорожно-транспортная безопасность
Коммуникативная компетентность педагога
Междисциплинарная практика
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
Противодействие терроризму
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.4: Имеет опыт:
- соблюдения нравственных, этических и правовых норм, определяющих особенности социально-правового статуса педагога и деятельности в профессиональной педагогической сфере;
- их реализации в условиях реальной профессионально-педагогической практики;
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.7: Имеет опыт:
- использования дидактических и методических приемов разработки и технологий реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- использования ИКТ при разработке основных и дополнительных образовательных программ;
- организации и проведения досуговых мероприятий;
- реализации компетентностей ИКТ: общепользовательских, общепедагогических, предметно-педагогических;
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.10: Имеет опыт:
- проектирования и реализации воспитательных программ;
- организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
ОПК-3.9: Имеет опыт:
- организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.6: Имеет опыт:
- реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
- применения технологий создания воспитывающей образовательной среды, способствующих духовно-нравственному развитию личности
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.7: Имеет опыт:
- применения приемов взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;
- применения приемов предупреждения и продуктивного разрешения межличностных конфликтов;
- оказания помощи в организации деятельности ученических органов самоуправления;
- управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.5: Умеет:
- осуществлять педагогическое целеполагание и решать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;
- оценивать результативность собственной педагогической деятельности;
ОПК-8.6: Имеет опыт:
- осуществления профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;
- педагогической рефлексии;
- развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирования гражданской позиции способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.4: Умеет:
- применять технологии развития лидерских качеств и умений;
- планировать, организовывать и координировать работу в коллективе;
УК-3.5: Умеет:
- эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды;
УК-3.7: Имеет опыт:
- управления учебными группами с целью вовлечения занимающихся в процесс обучения и воспитания;
- анализа реального состояния дел в учебной группе, поддержания в коллективе деловой, дружелюбной атмосферы;
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.4: Имеет опыт:
- организации внеклассных и массовых мероприятий с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала;
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1.Организационная работа
Организация воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря. /Пр/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Участие в разработке программы детского оздоровительного лагеря /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Разработка план-сетки на смену /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Раздел 2. Раздел 2. Учебно-методическая работа
Разработка сценария общелагерного мероприятия (не менее 1) /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Разработка конспекта отрядного мероприятия (не менее 10) /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Разработка КТД (не менее 4) /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Раздел 3. Раздел 3. Педагогическая работа
Разработка сценария общелагерного мероприятия (не менее 1) /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Разработка конспекта отрядного мероприятия (не менее 10) /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Разработка КТД (не менее 4) /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Раздел 4. Раздел 4. Диагностическая работа
Психологическая диагностика коллектива детей в отряде. /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Раздел 5. Раздел 5. Аналитическая работа
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Самоанализ проведенных открытых мероприятий (не менее 7) /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Проведение анализа дня (ежедневно в течение всей смены) /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
Составление анализа смены /Ср/
ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 ОПК-1.4 УК-8.4 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.10 ОПК-7.7
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В процессе практике студент должен:
1. Подготовить характеристику отряда;
2. Разработка КТД;
3. Разработать сценарий общелагерного мероприятия;
4. Разработать сценарий открытого отрядного мероприятия;
5. Разработать программу работы лагеря;
6. Разработать конспект отрядного мероприятия
7. Разработать план отрядных и общелагерных мероприятий на смену;
8. Провести самоанализ проведения мероприятий, анализ дня, анализ смены.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в форме защиты результатов практики
1. Оценка документации по практике (до 8 баллов)
2. Оценка руководителя с базы практики (до 8 баллов)
3. Уровень сформированности профессиональных компетенций (до 8 баллов)
4. Оценка руководителя практики от университета по итогам текущего контроля (до 8 баллов)
5. Собеседование по практике (до 8 баллов)
Итого до 40 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
1. Характеристика отряда (до 2 баллов);
2. Разработка КТД (КДТ 1 -7 баллов, КДТ 2 – 7 баллов, итого 14 баллов);
3. Открытое отрядное мероприятие (до 7 баллов);
4. Программа работы лагеря (до 4 баллов);
5. Конспект отрядного мероприятия (до 3 баллов);
6. Сценарий общелагерного мероприятия (сумма двух шкал по двум компетенциям 2x10=20 баллов);
7. План отрядных и общелагерных мероприятий на смену (до 4 баллов;)
8. Самоанализ проведения мероприятий, анализ дня, анализ смены (до 6 баллов).
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Итого: до 60 баллов.
Промежуточная аттестация:
1. Оценка документации по практике (до 8 баллов)
2. Оценка руководителя с базы практики (до 8 баллов)
3. Уровень сформированности профессиональных компетенций (до 8 баллов)
4. Оценка руководителя практики от университета по итогам текущего контроля (до 8 баллов)
5. Собеседование по практике (до 8 баллов)
Итого: до 40 баллов.
Итоговая оценка выставляется по сумме баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее
удовлетворительно - 61-72
хорошо - 73-86
отлично - 87-100
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
сост. О. М. Чусовитина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Материалы для работы вожатого в детском оздоровительном лагере: учеб. пособие для студентов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
Кудашов В. Ф., Михайлова Е. Я.
Организация современных спортивно-массовых зрелищных мероприятий: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Организация летнего отдыха детей и подростков: учеб. пособие для приклад. бакалавриата
6.1.2. Дополнительная литература
под ред. П. И. Пидкасистого
Педагогика. Базовый курс: учеб. пособие для бакалавров по дисциплине "Педагогика и психология" (ч. 1 "Педагогика") по непедагог. специальностям
Технологии воспитания: учеб.-метод. пособие
Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: учеб.-метод. сб.
Москва: Пед. о-во России, 2003
Игры и забавы во время каникул и праздников
Санкт-Петербург: Союз, 2003
Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю.
Коллективно-творческие дела. Интересные встречи. Песни. Аттракционы. Развлечения. Игры. Соревнования: учеб. пособие по орг. дет. досуга в дет. оздоров.лагерях и шк.
Москва: Пед. о-во России, 2002
Дневник вожатого: практ. пособие
Москва: Пед. о-во России, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ