43.03.02 Туризм
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Протокол от 12.05.2022 г. № 8
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
________
- методы маркетингового исследования туристского рынка, потребителей, конкурентов;
- осуществлять маркетинговые исследования туристского рынка, потребителей, конкурентов, в т.ч. с целью обоснования и разработки системы новых экскурсионных маршрутов;
- формирования каналов сбыта туристских продуктов и услуг, а также их продвижения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
ции
Подготовка устного сообщения на выбранную тему.
Выполнение письменной работы
Подготовка устного сообщения на выбранную тему.
Выполнение письменной работы
Для допуска к промежуточной аттестации студент в течение семестра должен набрать как минимум 40 баллов в рамках текущего контроля.
Текущий контроль осуществляется на семинарах.
Доклад оценивается по 5-балльной шкале.
Не менее 85% максимально возможного количества баллов обучающийся умеет самостоятельно работать с научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал, демонстрирует его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать (5 баллов)
Не менее 65% максимально возможного количества баллов обучающийся умеет самостоятельно работать с научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал, демонстрирует (с незначительными ошибками) его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы (3-4 балла)
Не менее 40% максимально возможного количества баллов обучающийся умеет работать с научными источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные
ошибки; корректно пользуется научной терминологией или
обучающийся, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется научной терминологией, допускает ошибки (1-2 балла)
Менее 40% максимально возможного количества баллов обучающийся слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией или
доклад не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат (0 баллов)
Шкала оценки презентации
Не менее 85% максимально возможного количества баллов тема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы. Представляемая информация систематизирована, последовательна и логически связана. Использовано более 5 профессиональных терминов. Широко использованы информационные технологии (PowerPoint). Отсутствуют ошибки в представляемой информации. Ответы на вопросы полные с привидением примеров и/или пояснений (5 баллов)
Не менее 65% максимально возможного количества баллов тема раскрыта. Проведен анализ проблемы без привлечения
дополнительной литературы. Не все выводы сделаны и/или обоснованы Представляемая информация систематизирована и последовательна. Использовано более 2 профессиональных терминов. Использованы информационные технологии (PowerPoint). Не более 2 ошибок в представляемой информации. Ответы на вопросы полные и/или частично полные (4 балла)
Не менее 55% максимально возможного количества баллов тема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы. Представляемая информация не систематизирована и/или не последовательна. Использован 1-2 профессиональный термин. Использованы информационные технологии (PowerPoint) частично. 3-4 ошибки в представляемой информации. Только ответы на элементарные вопросы (3 балла)
Не менее 40% максимально возможного количества баллов тема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы. Представляемая информация не систематизирована и/или не последовательна. Не использованы профессиональные термины. Использованы информационные технологии (PowerPoint) частично. 5-6 ошибок в представляемой информации. Только ответы на элементарные вопросы (1-2 балла)
Менее 40% максимально возможного количества баллов тема не раскрыта. Отсутствуют выводы. Представляемая
Шкала оценки письменной работы
Не менее 85% максимально возможного количества баллов обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно (5 баллов)
Не менее 65% максимально возможного количества баллов обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и предыдущий ответ, но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет (3-4 балла)
Не менее 40% максимально возможного количества баллов обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки (1-2 балла)
Менее 40% максимально возможного количества баллов обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. В ответе выявлены такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом (0 баллов)
Контрольная работа включает шесть заданий теоретического и практического характера по основным темам, предусмотренным рабочей учебной программой по дисциплине. Первое и второе задания всех вариантов контрольной работы должно показать знание обучающимся основных теоретических вопросов, выполнение которых предполагает умение оперировать понятиями и категориями. Во втором задании студенту необходимо заполнить таблицу, характеризуя определенный теоретический материал. Третье задание предполагает решение задач. Задания с четвертого по шестое предполагают разбор проблемных ситуаций из хозяйственной практики туристских организаций, проведение сравнительного анализа, описание экономического процесса.
Шкала оценки контрольной работы
1 раздел
-студент умеет самостоятельно работать с экономическими источниками; умеет оперировать понятиями и категориями; ответы на теоретические вопросы лаконичны и точны; имеются ссылки на литературные источники; описана связь между понятиями и терминами (1,5)
-студент умеет самостоятельно работать с экономическими источниками; слабо оперирует понятиями и категориями; ответы на теоретические вопросы объемны; отсутствуют ссылки на литературные источники; не в полной мере описана связь между понятиями и терминами (1 балл)
-студент умеет самостоятельно работать с экономическими источниками; слабо оперирует понятиями и категориями; ответы на теоретические вопросы обьемны; отсутствуют ссылки на литературные источники; не описана связь между понятиями и терминами (0,5 балла)
2 раздел
-содержание соответствует заданию, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена аккуратно без помарок (2,5 балла)
содержание соответствует заданию, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных терминов; в оформлении таблицы имеются помарки (2 балла)
-в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют (1,5 балла)
-таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют; таблица оформлена небрежно (1 балл)
-таблица не заполнена (0,5 балла)
3 раздел
-составлен правильный алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом, сформулированы выводы (5 баллов)
-составлен правильный алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задача решена нерациональным способом или
допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ, выводы сформулированы неточно (4 балла)
-составлен правильный алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задача решена не полностью, выводы отсутствуют (3 балла)
-задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задача решена не полностью или в общем виде, выводы отсутствуют (2 балла)
-задача решена не правильно (1 балл)
-задача не решена (9 баллов)
4 раздел
-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может
-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (4 балла)
- в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с незначительными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, корректно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы )3 балла)
-в ответе приводится не полный разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с серьезными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, мало пользуется терминологией (2 балла)
-в ответе отсутствует разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с серьезными ошибками, студент не пользуется базами данных, информационно- справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, практически не пользуется терминологией (1 балл)
5 раздел
-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать (5 баллов)
-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (4 балла)
- в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с незначительными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, корректно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (3 балла)
-в ответе приводится не полный разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с серьезными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, мало пользуется терминологией (2 балла)
-в ответе отсутствует разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с серьезными ошибками, студент не пользуется базами данных, информационно- справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, практически не пользуется терминологией (1 балл)
6 раздел
-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать (5 баллов)
-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (4 балла)
- в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с незначительными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, корректно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (3 балла)
-в ответе приводится не полный разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с серьезными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, мало пользуется терминологией (2 балла)
-в ответе отсутствует разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных явлений с серьезными ошибками, студент не пользуется базами данных, информационно- справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, практически не пользуется терминологией (1 балл)
Перечень примерных вопросов для промежуточной аттестации:
1.Становление теории и практики маркетинга.
2.Индустрия туризма и ее структура.
3.Понятие туристского рынка и его составляющие.
4.Сущность и специфика маркетинга в туризме.
5.Современные тенденции развития маркетинга туристских предприятий.
6.Эволюция концепций маркетинга.
7.Уровни и координация маркетинга в туризме.
9.Типы и виды маркетинга.
10.Типология спроса.
11.Сущность маркетинговой информационной системы туристского предприятия.
12. Методы сбора маркетинговой информации.
13.Система анализа маркетинговой информации предприятия туризма.
14.Сущность, содержание и формы маркетинговых исследований.
15.Состав и факторы макро- и микросреды предприятия.
16.Методика проведения STEP и SWOT анализа.
17.Маркетинговые исследования туристского рынка.
18.Маркетинговые исследования конкурентов предприятия сферы туризма.
19.Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг.
20.Стратегическое маркетинговое планирование деятельности предприятия сферы туризма.
21.Текущее планирование маркетинговой деятельности предприятия туризма.
22.Сегментация туристского рынка.
23.Выбор целевого рынка туристских услуг.
24.Позиционирование туристского продукта.
25.Сущность понятия «маркетинг-микс» туристского предприятия.
26.Понятие и структура туристского продукта.
27.Разработка и внедрение на рынок нового туристского продукта.
28.Способы организации туристского продукта.
29. Критерии оценки потенциальных партнеров.
30.Цена в комплексе маркетинга предприятий сферы туризма.
31.Основные этапы ценообразования туристского продукта.
32.Методы ценообразования.
33.Понятие взаимозависимости и взаимозаменяемости товаров и показатели измерения взаимосвязи между ними.
34.Проведение политики повышения цен.
35.Основные факторы, влияющие на дифференциацию цен.
36.Каналы сбыта туристского продукта.
37.Сбытовая стратегия туристского предприятия.
38.Понятие товара и критерии его классификации.
39.Основные характеристики товарного ассортимента и подходы его формирования.
40.Жизненный цикл товара (услуги) и его стадии. Направления товарной политики на отдельных стадиях ЖЦТ.
41.Товарные стратегии: инновация, дифференциация, диверсификация, элиминация.
42.Понятие качество товара, конкурентоспособность товара, конкурентное преимущество товара.
43.Сущность маркетинговых коммуникаций туристского предприятия.
44.Характеристика средств стимулирования сбыта.
45.Разработка коммуникационной стратегии предприятия индустрии туризма.
46.Служба маркетинга туристского предприятия.
47.Организационная структура службы маркетинга.
48. Аудит маркетинга предприятий сферы туризма.
49.Система маркетингового контроля предприятия сферы туризма.
50.Контроллинг в системе маркетинга туристского предприятия.
51.Маркетинг глобализации деятельности турфирм.
52.Специфика международного маркетинга в России.
Критерии оценки знаний при промежуточном контроле
Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
Собеседование по теме занятия 2,5 2,5х2=5
Письменная работа 5 5х2= 10
Тест 5 5х2 = 10
Доклад 5 5х2=10
Мультимедийная презентация 5 5х4=20
Кейс-задание 5 5х1=5
Итого 60
Промежуточная аттестация
(экзамен) Теоретический вопрос 20 20х1=20
Ситуационное задание 20 20х1=20
Итого 40
Всего 100