2021-2022_43_03_02 Туризм очно 2019_plx_Маркетинг туризма
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Маркетинг туризма
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
43.03.02 Туризм очно 2019.plx

43.03.02 Туризм

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.12
 
экзамены 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
15
самостоятельная работа
41
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Туристско-экскурсионная деятельность
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
42
42
42
42
Итого ауд.
52
52
52
52
Кoнтактная рабoта
52
52
52
52
Сам. работа
41
41
41
41
Часы на контроль
15
15
15
15
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
PhD, доц., Сусикова Татьяна Степановна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
PhD, Зав.каф., Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Маркетинг туризма
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
 
43.03.02 Туризм
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 26.03.2022 г.  № 8

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2022 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся для решения проектной и технологической профессиональных задач при выполнении работы в следующих областях профессиональной деятельности: 04 – культура, искусство (в сфере экскурсионной деятельности); 04.005 – экскурсовод
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Исследовательская практика
2.1.2
Организация туристской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-4: Способен осуществлять исследование туристского рынка, организовывать продажи и продвижение туристского продукта
 
ОПК-4.1: Знает:

- методы маркетингового исследования туристского рынка, потребителей, конкурентов;

 
ОПК-4.2: Умеет:

- осуществлять маркетинговые исследования туристского рынка, потребителей, конкурентов, в т.ч. с целью обоснования и разработки системы новых экскурсионных маршрутов;

 
ОПК-4.3: Имеет опыт:

- формирования каналов сбыта туристских продуктов и услуг, а также их продвижения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Понятие и сущность маркетинга
0
 
1.1
Маркетинг как инструмент развития сферы  туризма в условиях рыночной экономики /Лек/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Основные определения маркетинга. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства.  Предпосылки обращения предпринимателей к методологии и инструментарию маркетинга. Ключевые  понятия маркетинга (нужда, потребность, запросы, спрос). Эволюция маркетинга как науки. Базисные характеристики маркетинга. Аспекты маркетинга, отражающие его качество. Индустрия туризма и ее структура. Классификация туристских предприятий. Специфика маркетинга услуг. Общие характерные особенности услуг. Особенности туристского маркетинга. Современные тенденции развития маркетинга предприятий в сфере туризма.
0
 
1.2
Эволюция концепций маркетинга /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Базисные характеристики маркетинга. Аспекты маркетинга, отражающие его качество. Индустрия туризма и ее структура. Классификация туристских предприятий.
0
 
1.3
Эволюция маркетинга как науки  /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Специфика маркетинга услуг. Общие характерные особенности услуг. Особенности туристского маркетинга
0
 
стр. 5
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
1.4
Система маркетинга предприятия сферы туризма, ее особенности /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Современные тенденции развития маркетинга предприятий в сфере туризма
0
 
1.5
Понятие и сущность маркетинга /Ср/
8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к семинарским занятиям. Подготовка устного сообщения на выбранную тему. Выполнение письменной работы

0
 
 
Раздел 2. Маркетинговые исследования в  туризме
0
 
2.1
Маркетинговые исследования рынка услуг /Лек/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Назначение маркетинговых исследований, принципы их проведения. Содержание процесса маркетингового исследования. Количественные и качественные исследования.  Эпизодическое, описательное  и сплошное маркетинговое исследование. Структура отчета о результатах маркетинговых исследований. Формы организации и маркетингового исследования. Основные направления маркетинговых исследований туристского предприятия. Понятие конъюнктуры рынка, этапы его исследования. Емкость туристского рынка. Понятие конкуренции и характеристика ее основных видов. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы в сфере туризма. Модель пяти сил конкуренции М.Портера. Модель поведения потребителя туристского продукта. Факторы, влияющие на потребителей туруслуги. Методы оценки степени удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей
0
 
2.2
Целевой маркетинг туруслуг /Лек/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие сегментации туристского рынка.  Цель и задачи сегментирования. Критерии и принципы сегментации рынка. Виды сегментации. Разновидности и этапы сегментирования туристского рынка. Понятие и критерии выбора целевого рынка туристских услуг. Методы поиска оптимального количества целевых сегментов туристского рынка. Типы целевых туристских рынков. Факторы, влияющие на выбор стратегии охвата туристского рынка. Построение карты восприятия. Позиционирование туристского продукта, основные подходы к позиционированию. Ошибки позиционирования. Направления дифференцирования услуги
0
 
2.3
Понятие среды маркетинга предприятий туризма /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Среда маркетинга:  внутренняя и внешняя. Фоновое и деловое окружение. Поставщики, конкуренты, потребители.
0
 
стр. 6
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
2.4
Методы сбора маркетинговой информации /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Назначение маркетинговых исследований, принципы их проведения. Содержание процесса маркетингового исследования. Количественные и качественные исследования.  Эпизодическое, описательное  и сплошное маркетинговое исследование
0
 
2.5
Организация социологического исследования /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Методы социологического исследования, Опрос, интервью, анкетирование. Требования к составлению анкеты. Понятие пилотажного опроса. Расчет объема выборки. Геенральная совокупность.
0
 
2.6
Маркетинг-микс /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие конъюнктуры рынка, этапы его исследования. Емкость туристского рынка. Понятие конкуренции и характеристика ее основных видов. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы в сфере туризма. Модель пяти сил конкуренции М.Портера
0
 
2.7
Бенчмаркинг как вид маркетинговых исследований /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Модель поведения потребителя туристского продукта. Факторы, влияющие на потребителей туруслуги. Методы оценки степени удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей
0
 
2.8
Изучение покупателя в процессе маркетингового исследования /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Модель поведения потребителя туристского продукта. Факторы, влияющие на потребителей туруслуги. Методы оценки степени удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей.
0
 
2.9
Технология процесса сегментирования рынка /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие сегментации туристского рынка.  Цель и задачи сегментирования. Критерии и принципы сегментации рынка. Виды сегментации
0
 
2.10
Маркетинговые исследования конкурентов /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Разновидности и этапы сегментирования туристского рынка. Понятие и критерии выбора целевого рынка туристских услуг. Методы поиска оптимального количества целевых сегментов туристского рынка. Типы целевых туристских рынков. Факторы, влияющие на выбор стратегии охвата туристского рынка. Построение карты восприятия. 
0
 
2.11
Позиционирование товара (услуги) на рынке туризма /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Позиционирование туристского продукта, основные подходы к позиционированию. Ошибки позиционирования. Направления дифференцирования услуги
0
 
2.12
Маркетинговые исследования в  туризме /Ср/
16
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к семинарским занятиям.

Подготовка устного сообщения на выбранную тему.

Выполнение письменной работы

0
 
 
Раздел 3. Комплекс маркетинга в туризме
0
 
стр. 7
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
3.1
Политика цен на предприятиях сферы туризма /Лек/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие и функции цены. Виды цен в туризме. Уровни ценообразования на туристском предприятии. Характеристика основных этапов ценообразования на предприятиях индустрии туризма. Внутренние и внешние факторы ценообразования. Методы ценообразования. Прямые и косвенные затраты. Ценовые стратегии туристского предприятия. Тактика ценообразования. График безубыточности для определения целевой цены товара. Зависимость эластичности спроса от цены и расходов потребителя
0
 
3.2
Продвижение туристских услуг /Лек/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Сбытовая стратегия туристского предприятия, основные этапы ее разработки. Способы распространения товаров и услуг в сфере туризма: прямой и опосредованный сбыт. Понятие и функции каналов распределения. Тактические и стратегические задачи распределения. Характеристика уровней каналов сбыта туристского предприятия. Подходы к определению числа посредников турфирмы. Понятие и виды вертикальных маркетинговых систем. Особенности агентского и лицензионного соглашений. Электронная коммерция. Глобальные зарубежные и российские распределительные системы
0
 
3.3
Товар (услуга) в системе комплекса маркетинга предприятий сферы туризм /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие товара.  Отличия товара от услуги. Классификация услуг. Свойства товара: потребительная стоимость, меновая стоимость, стоимость.
0
 
3.4
Сбытовая политика и организация товародвижения /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Сбытовая стратегия туристского предприятия, основные этапы ее разработки. Способы распространения товаров и услуг в сфере туризма: прямой и опосредованный сбыт
0
 
3.5
Основные форы маркетинговых коммуникаций в сфере туризма /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие и функции каналов распределения. Тактические и стратегические задачи распределения. Характеристика уровней каналов сбыта туристского предприятия. Подходы к определению числа посредников турфирмы
0
 
3.6
Разработка рекламы турфирмы /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие и функции рекламы. Основные рекламные средства. Средства массовой информации.
0
 
3.7
Мультимедиа технологии в среде интернета /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие мультимедиа технологии. Социальные сети и их роль в продвижении туристских услуг. Значение интернета в деятельности турфирм.
0
 
3.8
Разработка плана и определение затрат на маркетинговые мероприятия /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
План проведения маркетинговых мероприятий. Основные виды финансовых источников. Понятие эффекта и эффективности.
0
 
стр. 8
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
3.9
Организация службы маркетинга на предприятиях сферы туризма /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие и виды вертикальных маркетинговых систем. Особенности агентского и лицензионного соглашений
0
 
3.10
Аудит маркетинга предприятий сферы туризма /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Понятие аудита. Аудит и бухгалтерский учет. Основные документы при проведении аудита. Сроки проведения аудита.
0
 
3.11
Международный маркетинг /Пр/
2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Электронная коммерция. Глобальные зарубежные и российские распределительные системы.
0
 
3.12
Комплекс маркетинга в туризме /Ср/
17
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
7
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к семинарским занятиям.

Подготовка устного сообщения на выбранную тему.

Выполнение письменной работы

0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль и промежуточная аттестация успеваемости по дисциплине осуществляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности обучающихся и Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Для допуска к промежуточной аттестации студент в течение семестра должен набрать как минимум 40 баллов в рамках текущего контроля.

Текущий контроль осуществляется на семинарах.

Доклад оценивается по 5-балльной шкале.

Не менее 85% максимально возможного количества баллов  обучающийся умеет самостоятельно работать с научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал, демонстрирует его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать (5 баллов)

Не менее 65% максимально возможного количества баллов обучающийся умеет самостоятельно работать с научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал, демонстрирует (с незначительными ошибками) его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы (3-4 балла)

Не менее 40% максимально возможного количества баллов обучающийся умеет работать с научными источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные

ошибки; корректно пользуется научной терминологией или

обучающийся, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется научной терминологией, допускает ошибки (1-2 балла)

Менее 40% максимально возможного количества баллов обучающийся слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией или

доклад не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат  (0 баллов)

Шкала оценки презентации

Не менее 85% максимально возможного количества баллов  тема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы. Представляемая информация систематизирована, последовательна и логически связана. Использовано более 5 профессиональных терминов. Широко использованы информационные технологии (PowerPoint). Отсутствуют ошибки в представляемой информации. Ответы на вопросы полные с привидением примеров и/или пояснений (5 баллов)

Не менее 65% максимально возможного количества баллов тема раскрыта. Проведен анализ проблемы без привлечения

дополнительной литературы. Не все выводы сделаны и/или обоснованы Представляемая информация систематизирована и последовательна. Использовано более 2 профессиональных терминов. Использованы информационные технологии (PowerPoint). Не более 2 ошибок в представляемой информации. Ответы на вопросы полные и/или частично полные (4 балла)

Не менее 55% максимально возможного количества баллов тема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы. Представляемая информация не систематизирована и/или не последовательна. Использован 1-2 профессиональный термин. Использованы информационные технологии (PowerPoint) частично. 3-4 ошибки в представляемой информации. Только ответы на элементарные вопросы (3 балла)

Не менее 40% максимально возможного количества баллов  тема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы. Представляемая информация не систематизирована и/или не последовательна. Не использованы профессиональные термины. Использованы информационные технологии (PowerPoint) частично. 5-6 ошибок в представляемой информации. Только ответы на элементарные вопросы (1-2 балла)

Менее 40% максимально возможного количества баллов тема не раскрыта. Отсутствуют выводы. Представляемая 

 
стр. 9
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
информация логически не связана. Не использованы профессиональные термины. Не использованы информационные технологии (PowerPoint). Больше 4 ошибок в представляемой информации. Нет ответов на вопросы  (0 баллов)

Шкала оценки письменной работы

Не менее 85% максимально возможного количества баллов  обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно (5 баллов)

Не менее 65% максимально возможного количества баллов обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и предыдущий ответ, но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет (3-4 балла)

Не менее 40% максимально возможного количества баллов обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки (1-2 балла)

Менее 40% максимально возможного количества баллов обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. В ответе выявлены такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом (0 баллов)

Контрольная работа включает шесть заданий теоретического и практического характера по основным темам, предусмотренным рабочей учебной программой по дисциплине. Первое и второе задания всех вариантов контрольной работы должно показать знание обучающимся основных теоретических вопросов, выполнение которых предполагает умение оперировать понятиями и категориями. Во втором задании студенту необходимо заполнить таблицу, характеризуя определенный теоретический материал. Третье задание предполагает решение задач.  Задания с четвертого по шестое предполагают разбор проблемных ситуаций из хозяйственной практики туристских организаций, проведение сравнительного анализа, описание экономического процесса.

Шкала оценки контрольной работы

1 раздел

-студент умеет самостоятельно работать с экономическими источниками; умеет оперировать понятиями и категориями; ответы на теоретические вопросы лаконичны и точны; имеются ссылки на литературные источники; описана связь между понятиями и терминами (1,5)

-студент умеет самостоятельно работать с экономическими источниками; слабо оперирует понятиями и категориями; ответы на теоретические вопросы объемны; отсутствуют ссылки на литературные источники; не в полной мере описана связь между понятиями и терминами (1 балл)

-студент умеет самостоятельно работать с экономическими источниками; слабо оперирует понятиями и категориями; ответы на теоретические вопросы обьемны; отсутствуют ссылки на литературные источники; не описана связь между понятиями и терминами (0,5 балла)

2 раздел

-содержание соответствует заданию, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена аккуратно без помарок (2,5 балла)

содержание соответствует заданию, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных терминов; в оформлении таблицы имеются помарки (2 балла)

-в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют (1,5 балла)

-таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют; таблица оформлена небрежно (1 балл)

-таблица не заполнена (0,5 балла)

3 раздел

-составлен правильный алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом, сформулированы выводы (5 баллов)

-составлен правильный алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задача решена нерациональным способом или

допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ, выводы сформулированы неточно (4 балла)

-составлен правильный алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задача решена не полностью, выводы отсутствуют (3 балла)

-задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задача решена не полностью или в общем виде, выводы отсутствуют (2 балла)

-задача решена не правильно  (1 балл)

-задача не решена (9 баллов)

4 раздел

-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может 

 
стр. 10
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать (5 баллов)

-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (4 балла)

- в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с незначительными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, корректно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы )3 балла)

-в ответе приводится не полный разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с серьезными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, мало пользуется терминологией (2 балла)

-в ответе отсутствует разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с серьезными ошибками, студент не пользуется базами данных, информационно- справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, практически не пользуется терминологией (1 балл)

5 раздел

-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать (5 баллов)

-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (4 балла)

- в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с незначительными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, корректно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (3 балла)

-в ответе приводится не полный разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с серьезными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, мало пользуется терминологией (2 балла)

-в ответе отсутствует разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с серьезными ошибками, студент не пользуется базами данных, информационно- справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, практически не пользуется терминологией (1 балл)

6 раздел

-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать (5 баллов)

-в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с приведением конкретных примеров, ответ носит развернутый характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, грамотно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (4 балла)

- в ответе приводится разбор проблемной ситуации, описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с незначительными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, корректно пользуется терминологией; может самостоятельно делать выводы (3 балла)

-в ответе приводится не полный разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с серьезными ошибками, ответ носит описательный характер, студент пользуется базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, мало пользуется терминологией (2 балла)

-в ответе отсутствует разбор проблемной ситуации, не описан экономический процесс, ответ на задание представляет анализ определенных  явлений  с серьезными ошибками, студент не пользуется базами данных, информационно- справочными и поисковыми системами, указанными преподавателем, практически не пользуется терминологией (1 балл)

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме  ответов на экзаменационные вопросы.

Перечень примерных вопросов для промежуточной аттестации:

1.Становление теории и практики маркетинга.

2.Индустрия туризма и ее структура.

3.Понятие туристского рынка и его составляющие.

4.Сущность и специфика маркетинга в туризме.

5.Современные тенденции развития маркетинга туристских предприятий.

6.Эволюция концепций маркетинга.

7.Уровни и координация маркетинга в туризме.

 
стр. 11
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
8.Модель системы маркетинга туристского предприятия.

9.Типы и виды маркетинга.

10.Типология спроса.

11.Сущность маркетинговой информационной системы туристского предприятия.

12. Методы сбора маркетинговой информации.

13.Система анализа маркетинговой информации предприятия туризма.

14.Сущность, содержание и формы маркетинговых исследований.

15.Состав и факторы макро- и микросреды предприятия.

16.Методика проведения STEP и  SWOT анализа.

17.Маркетинговые исследования туристского рынка.

18.Маркетинговые исследования конкурентов предприятия сферы туризма.

19.Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг.

20.Стратегическое маркетинговое планирование деятельности предприятия сферы туризма.

21.Текущее планирование маркетинговой деятельности предприятия туризма.

22.Сегментация туристского рынка.

23.Выбор целевого рынка туристских услуг.

24.Позиционирование туристского продукта.

25.Сущность понятия «маркетинг-микс» туристского предприятия.

26.Понятие и структура туристского продукта.

27.Разработка и внедрение на рынок нового туристского продукта.

28.Способы организации туристского продукта.

29. Критерии оценки потенциальных партнеров.

30.Цена в комплексе маркетинга предприятий сферы туризма.

31.Основные этапы ценообразования туристского продукта.

32.Методы ценообразования.

33.Понятие взаимозависимости и взаимозаменяемости товаров и показатели измерения взаимосвязи между ними.

34.Проведение политики повышения цен.

35.Основные факторы, влияющие на дифференциацию цен.

36.Каналы сбыта туристского продукта.

37.Сбытовая стратегия туристского предприятия.

38.Понятие товара и критерии его классификации.

39.Основные характеристики товарного ассортимента и подходы его формирования.

40.Жизненный цикл товара (услуги) и его стадии. Направления товарной политики на отдельных стадиях ЖЦТ.

41.Товарные стратегии: инновация, дифференциация, диверсификация, элиминация.

42.Понятие качество товара, конкурентоспособность товара, конкурентное преимущество товара.

43.Сущность маркетинговых коммуникаций туристского предприятия.

44.Характеристика средств стимулирования сбыта.

45.Разработка коммуникационной стратегии предприятия индустрии туризма.

46.Служба маркетинга туристского предприятия.

47.Организационная структура службы маркетинга.

48. Аудит маркетинга предприятий сферы туризма.

49.Система маркетингового контроля предприятия сферы туризма.

50.Контроллинг в системе маркетинга туристского предприятия.

51.Маркетинг глобализации деятельности турфирм.

52.Специфика международного маркетинга в России.

Критерии оценки знаний при промежуточном контроле

Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

Собеседование по теме занятия 2,5 2,5х2=5

Письменная работа 5 5х2= 10

Тест 5 5х2 = 10

Доклад 5 5х2=10

Мультимедийная презентация 5 5х4=20

Кейс-задание 5 5х1=5

Итого 60

Промежуточная аттестация

(экзамен) Теоретический вопрос 20 20х1=20

Ситуационное задание 20 20х1=20

Итого 40

Всего 100

 
стр. 12
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Гончарова И. В., Морозов М. А., Морозова Н. С., Розанова Т. П.
Маркетинг туризма: учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Туризм", "Гостиничное дело"
Москва: Федерал. Агентство по туризму, 2014
0
 
Л1.2
Кнышова Е. Н.
Маркетинг туризма: учеб. пособие для студентов ссузов
Москва: Форум [и др.], 2012
2
 
Л1.3
Кнышова Е. Н.
Маркетинг туризма: учеб. пособие для студентов ссузов
Москва: Форум [и др.], 2010
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
система тестирования;
6.3.1.3
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.3
sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5, 13 ДЗ, 21 л/а манеж, 26 л/а манеж).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики