МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психолого-педагогическая практика
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд.пед.наук, ст.преп., Константинова Е.А.;ст.преп., Величко О.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
Психолого-педагогическая практика
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формировать у обучающихся первичные профессиональные умения и навыки, связанные с психолого-педагогической деятельностью педагога для решения задач обучения и воспитания в сфере образования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Ассистивные технологии в образовании
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Современные образовательные технологии
Возрастная и педагогическая психология
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Проектирование урока по требованиям ФГОС
Теория и методика физической культуры
История образования и педагогической мысли
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Технологии внеклассной работы
Коммуникативная компетентность педагога
Междисциплинарная практика
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.7: Имеет опыт:
- использования дидактических и методических приемов разработки и технологий реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- использования ИКТ при разработке основных и дополнительных образовательных программ;
- организации и проведения досуговых мероприятий;
- реализации компетентностей ИКТ: общепользовательских, общепедагогических, предметно-педагогических;
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.8: Имеет опыт:
- применения образовательных технологий организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;
- использования современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы на занятии и во внеурочной деятельности;
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
ОПК-3.9: Имеет опыт:
- организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.6: Имеет опыт:
- реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
- применения технологий создания воспитывающей образовательной среды, способствующих духовно-нравственному развитию личности
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.5: Умеет:
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
- выбирать и реализовывать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания в контексте задач инклюзивного образования, адресной помощи обучающимся, оценивать их результативность;
- формировать мотивацию к обучению, вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания;
ОПК-6.6: Умеет:
- применить стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
- применять инструментарий и методы диагностики показателей уровня и динамики развития ребенка;
ОПК-6.8: Имеет опыт:
- составления психолого-педагогической характеристики личности;
- применения методов разработки (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития обучающегося;
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.6: Умеет:
- общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
- создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей и педагогических работников;
- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
- поддерживать в детских группах деловую, дружелюбную атмосферу;
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.6: Имеет опыт:
- осуществления профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;
- педагогической рефлексии;
- развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирования гражданской позиции способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.4: Умеет:
- применять технологии развития лидерских качеств и умений;
- планировать, организовывать и координировать работу в коллективе;
УК-3.5: Умеет:
- эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды;
УК-3.7: Имеет опыт:
- управления учебными группами с целью вовлечения занимающихся в процесс обучения и воспитания;
- анализа реального состояния дел в учебной группе, поддержания в коллективе деловой, дружелюбной атмосферы;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел I. Организационная работа.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Составление индивидуального плана работы студента на период практики /Пр/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 ОПК-2.7 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Диагностика личности и группы. /Пр/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Разработка индивидуального плана работы студента на период практики /Ср/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Раздел 2. Раздел. II. Учебно-исследовательская работа
Посещение и наблюдение учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. /Пр/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Заполнение протоколов наблюдения личности обучающегося /Ср/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Заполнение протоколов наблюдения за группой /Ср/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Написание характеристики личности /Ср/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Раздел 3. Раздел III Учебно-методическая работа
Разработка и проведение воспитательного мероприятия. /Пр/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Составление характеристики личности и группы. /Пр/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Заполнение дневника по результатам прохождения практики. /Пр/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Разработка сценария воспитательного мероприятия /Ср/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Заполнение рефлексивной карты /Ср/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
Составление аналитического отчета по результатам практики /Ср/
ОПК-8.6 ОПК-4.6 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.7 ОПК-3.8 ОПК-3.9 ОПК-6.5 ОПК-6.6 ОПК-6.8 ОПК-7.6
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения программы практики.
В рамках текущего контроля обучающийся должен выполнить следующие виды работ:
-Индивидуальный план на неделю. План оценивается за каждую неделю при своевременном заполнении плана.
-Протокол наблюдения
-Разработка и анализ воспитательного мероприятия
-Характеристика личности (группы)
-Программа профилактики
-Коррекционно-развивающая программа
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по психолого-педагогической практике проводится в форме защиты результатов практики (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ)
с учетом следующих позиций:
- уровень сформированности профессиональных умений;
- оценка группового руководителя;
- качество ведения дискуссии;
- оформление отчетной документации.
Оценку "отлично" получают те студенты, которые на промежуточной аттестации (защита результатов практики) набрали 87-100 баллов;
оценку "хорошо" - 73-86 баллов;
оценку "удовлетворительно" - 61-72 балла;
оценку "неудовлетворительно" - 60 баллов и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
-Индивидуальный план на неделю. План оценивается за каждую неделю при своевременном заполнении плана (4*4балла=16 баллов.
-Протокол наблюдения (5*2 балла=10 баллов)
-Разработка и анализ воспитательного мероприятия (до 6 баллов).
-Характеристика личности (группы) (2*6 баллов=12 баллов)
-Программа профилактики (до 8 баллов)
-Коррекционно-развивающая программа (до 8 баллов)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (дифференцированный зачет):
- определение уровня сформированности профессиональных умений - до10 баллов
- оценка группового руководителя - до 10 баллов
- качество ведения дискуссии - до10 баллов
- оформление отчетной документации - до 10 баллов
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2023
https://www.iprbookshop.ru/126302
Психология и педагогика: учеб. для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/71046
6.1.2. Дополнительная литература
Психология и педагогика: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/79812
Психология и педагогика: учеб. для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/81550
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ