44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- нормативные и педагогические закономерности и принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
- понятие универсальных учебных действий;
- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;
- основы проектирования и реализации воспитательных программ;
- виды современных педагогических средств, обеспечивающих создание воспитывающей образовательной среды с учетом своеобразия социальной ситуации развития обучающихся;
- формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;
- определять и реализовывать формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;
- научные представления о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;
- методы контроля знаний обучающихся;
- нормативно-правовые, этические, психологические и педагогические закономерности, принципы и методические особенности осуществления контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, выявления и психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении в мониторинговом режиме;
- психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
- основы социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации;
- современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- подходы к выбору и особенности использования педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения в контексте задач инклюзии;
- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в образовательном процессе;
- роль и место образования в жизни личности и общества;
- классические и инновационные педагогические концепции и теории;
- основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
ции
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
3. Составление таблицы № 1 «Исторические корни педагогической технологии»
/Ср/
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
- Составление таблицы №2 «Классификация современных образовательных технологий»;
- Подготовка реферата на одну из предлагаемых тем
/Ср/
- принять участие в дискуссии на семинарских занятиях (17 семинаров),
- выполнить практические задания (3 задания).
Вопросы к экзамену по дисциплине
1. Современные подходы к определению понятия «педагогическая технология» в отечественной и зарубежной литературе. Сущность педагогических технологий.
2. Признаки педагогических технологий, уровни, аспекты, методологические требования.
3. Классификация современных педагогических технологий.
4. Взаимосвязь и взаимообусловленность понятий «методика», «педагогическая технология», «дидактика», «методология».
5.Значимость педагогических технологий в свете реализации новых образовательных стандартов. Реализация системно-деятельностного подхода.
6. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
7.Педагогическая оценка ребенка, ее влияние на его развитие. Традиционные формы педагогической оценки. Современная технология оценивания.
8. Педагогическая технология как элемент педагогического мастерства.
9. Основные и дополнительные элементы педагогической технологии.
10. Технология создания ситуации успеха.
11. Технологии организации самостоятельной работы обучающихся.
12. Педагогические задачи, их назначение. Технология решения педагогических задач.
13. Технология педагогического требования.
14. Технология работы с группой Н.Е. Щурковой.
15. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса.
16. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
17. Технологии личностно-ориентированного обучения.
18. Игровые технологии.
19. Активные методы обучения.
20. Технология проблемного обучения. Технология проблемно-диалогического обучения Е.Л. Мельниковой.
21. Метод кейсов.
22. Информационно-коммуникационные технологии.
23. Технология модульного обучения.
24. Технология развития критического мышления.
25. Технология проектного обучения.
26. Технология проектирования учебного занятия.
27. Вариативность конспектов учебного занятия. Технологическая карта учебного занятия.
28. Технология работы с текстом (технология продуктивного чтения).
29. Технологии дистанционного образования.
30. Традиционная педагогическая технология. Традиционная форма обучения.
31. Педагогика (технология) сотрудничества.
32. Технология гуманно-личностного обучения Ш.А. Амонашвили.
33. Технология установления педагогически целесообразных отношений.
34. Планирование работы классного руководителя.
35. Планирование работы учителя-предметника.
36. Технологии педагогической диагностики и контроля в образовательном процессе.
37. Технологии воспитания.
38. Авторские педагогические технологии (Вальдорфская педагогика, технология Дальтонплан и др.)
39. Технология витагенного обучения.
40. Дидактоцентрическая (репродуктивная) технология: достоинства и недостатки.
41. Специфика технологий деятельностного типа.
42. Технология адаптивного обучения.
44. Интерактивные образовательные технологии.
45. Диалог «педагог-воспитанник» как технология педагогической коррекции.
46. Дополнительные формы организации обучения (Обучение в сотрудничестве (Collaborative Learning), кооперативное обучение (Cooperative Learning).
47. Технология «Справедливые сообщества» (Л. Колберг), технология «Саммерхилл» (А. Нилл).
48. Технология педагогической поддержки (О.С. Газман).
49. Технология «Информационное зеркало».
50. Технология воспитательных дел. Виды воспитательных дел.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
Собеседование по вопросу экзаменационного билета - (до 40 баллов)
1.Устное собеседование на семинарском занятии (17*3= 51 балл).
2.Выполнение практических заданий - (3*3=9 баллов)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
Собеседование по вопросу экзаменационного билета - (2*20= 40 баллов)