МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проектирование урока по требованиям ФГОС
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Канд. пед. наук, старший преподаватель, Константинова Е.А.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Канд. пед. наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
Проектирование урока по требованиям ФГОС
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 17.05.2023 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у обучающихся знаний и умений по проектированию современного урока, позволяющих применять их в профессиональной деятельности учителя.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная и педагогическая психология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Междисциплинарная практика
Организация деятельности детского общественного объединения
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
Технологии внеклассной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.5: Умеет
- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках ООП, разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемых учебных дисциплин;
- разрабатывать цели, планируемые результаты, содержание, организационно-методический инструментарий, диагностические средства оценки результативности основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ;
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.5: Умеет:
- определять и реализовывать формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;
ОПК-3.6: Умеет:
- планировать и проводить учебные занятия по ФК и БЖ;
- формировать универсальные учебные действия;
ПК-4: Способен проектировать и реализовывать содержание образования в предметной области (ФК и БЖ) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю, в соответствии с уровнем развития современной науки и с учетом возрастных особенностей обучающихся
ПК-4.3: Знает:
- содержание преподаваемой дисциплины и средств реализации дополнительного образования в объеме, необходимом для построения образовательной программы;
- требования примерных образовательных программ по учебному предмету;
- программы и учебники по преподаваемому предмету;
- современные технологии и методики обучения в предметной области;
- перечень и содержательные характеристики учебной документации по вопросам организации и реализации образовательного процесса;
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
ПК-4.4: Умеет:
- составлять образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС на основе современных знаний о технологиях и методиках обучения;
- планировать этапы их реализации в ведущих направлениях проектирования учебного содержания, средств реализации дополнительного образования;
- проектировать образовательную среду в осуществлении дополнительного образования в соответствии с ФГТ;
- проектировать содержание обучения по предмету в соответствии с уровнем развития научного знания и с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;
- разрабатывать технологическую карту урока;
- критически анализировать учебные материалы предметной области с точки зрения их научности, психолого-педагогической и методической целесообразности использования;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Дидактические основы урока
Лекция 1. Дидактика урока: история и современность* /Лек/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
Семинар 1
Дидактика урока: история и современность
Урок в классической дидактике. Понятие урока, его типы и виды. Урок на современном этапе образования. Принципы организации деятельности учителя и обучающихся на уроке.
/Пр/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
Семинар 6
Формирование универсальных учебных действий
Функции и виды универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры. Формирование универсальных учебных действий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
/Пр/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений) /Ср/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу /Ср/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Выполнение контрольной работы по темам «Современные образовательные технологии на уроке», «Содержание учебной документации по вопросам организации и реализации образовательного процесса», «Этапы проектирования современного урока», «Методика разработки плана-конспекта урока по физической культуре». /Ср/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
Раздел 2. Раздел 2. Проектирование урока
Лекция 3. Этапы проектирования современного урока* /Лек/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
Семинар 3
Этапы проектирования современного урока
Целеполагание и планирование результатов учебной деятельности. Отбор содержания урока и организационно-методический инструментарий. Диагностические средства оценки результатов обучения. Рефлексия и анализ современного урока.
/Пр/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
Семинар 4
Планирование урока
Предварительная (подготовительная) работа при подготовке к написанию конспекта и созданию урока. Поурочное планирование. Основные требования к конспекту урока. Особенности планирования разных частей урока: подготовительной (вводной), основной, заключительной.
Технологическая карта урока
/Пр/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений) /Ср/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу /Ср/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Выполнение контрольной работы по темам «Современные образовательные технологии на уроке», «Содержание учебной документации по вопросам организации и реализации образовательного процесса», «Этапы проектирования современного урока», «Методика разработки плана-конспекта урока по физической культуре». /Ср/
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студенту необходимо принять участие в дискуссии на семинарах, выполнить контрольную работу (включает письменные ответы на вопросы, разработку 2 технологических карт урока), пройти тестирование.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется студентам по выполненным заданиям в течение семестра. Минимальное количество баллов для получения зачета - 61 из 100.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Дискуссия на семинарах 4 х 10 баллов = 40 баллов
Выполнение письменной контрольной работы (письменные ответы на вопросы 10 баллов, технологическая карта урока 2 х 15 = 30 баллов) 40 баллов
Тестирование 20 баллов
Итого за текущий контроль 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Дрозд К. В., Плаксина И. В.
Проектирование образовательной среды: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры
6.1.2. Дополнительная литература
Секреты успеха уроков физкультуры: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/74301
Педагогика физической культуры и спорта. Курс лекций: учеб. пособие для студентов по программе бакалавриата по направлению подгот. 49.03.01 "Физ. культура"
Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2014
https://www.iprbookshop.ru/65962
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
Электронный деканат СибГУФК : ies.sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 413, 414
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ