44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- историю преподаваемого предмета и его место в мировой науке и культуре;
- преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС И ООП;
- планировать и проводить учебные занятия по ФК и БЖ;
- формировать универсальные учебные действия;
- современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплин ФК и БЖ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- основы методики преподавания БЖ и ФК, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в предметных областях ФК и БЖ;
- виды и содержание планирования в педагогической деятельности;
- методы планирования образовательного процесса по БЖ и ФК;
ции
1. Создать глоссарий по основным понятиям темы.
2. Подобрать один из методов обучения проектированию и провести его в группе.
/Ср/
1. Соотнести понятия «творчество», «инновация», «креативность», «новшество», «нововведе¬ние».
2. Проанализировать с учетом выделенных критериев одну инновационную образовательную технологию.
3. Разработать анкету для педагогов по выявлению их отношения к инновациям.
/Ср/
1. Составить перечень периодических изданий по методике преподавания БЖ, на каждое издание представить краткую аннотацию.
2. Представить программу дополнительного образования педагогов в области информационных технологий.
3. Подготовить сообщение «Основные положения Закона «Об образовании», определяющие профессиональную деятельность учителя».
/Ср/
1.Составить таблицу «Закономерности и принципы воспитания».
3. Подготовить сообщение «Новые идеи в области воспитания», используя материалы периодических изданий и нормативные документы.
/Ср/
1. Провести сравнительный анализ традиционного, модульного, проблемного обучения.
2. Разработать ряд проблемных ситуаций (из курса ОБЖ) с вариантами поиска решения.
/Ср/
1. Раскрыть дидактические принципы, на которых проектируется модульное обучение.
2. На основе учебника по ОБЖ (класс по выбору) разделить учебную информацию на модули.
/Ср/
1. Разработка интегрированного урока основ безопасности жизнедеятельности с географией, биологией, химией, историей.
2. Составление списка тем рефератов по основам безопасности жизнедеятельности для организации научно-исследовательской работы в общеобразовательной школе.
3. Составление каталога наглядных пособий, видеофильмов по основам безопасности жизнедеятельности для разных классов.
4. Разработка заданий для проведения программных практических занятий для учащихся 5-9 классов.
5. Составление программы факультатива (кружка) «Школа безопасности».
6. Составление занимательных форм контроля по темам курса ОБЖ для начальной и основной школы (кроссворды, головоломки, ребусы и т.д.).
7. Составление методической разработки классного часа по одной из актуальных проблем безопасности жизнедеятельности.
8. Составление плана-конспекта проведения родительского собрания по одной из актуальных проблем безопасности жизнедеятельности.
/Ср/
1. Разработка интегрированного урока основ безопасности жизнедеятельности с географией, биологией, химией, историей.
2. Составление списка тем рефератов по основам безопасности жизнедеятельности для организации научно-исследовательской работы в общеобразовательной школе.
3. Составление каталога наглядных пособий, видеофильмов по основам безопасности жизнедеятельности для разных классов.
4. Разработка заданий для проведения программных практических занятий для учащихся 5-9 классов.
5. Составление программы факультатива (кружка) «Школа безопасности».
6. Составление занимательных форм контроля по темам курса ОБЖ для начальной и основной школы (кроссворды, головоломки, ребусы и т.д.).
7. Составление методической разработки классного часа по одной из актуальных проблем безопасности жизнедеятельности.
8. Составление плана-конспекта проведения родительского собрания по одной из актуальных проблем безопасности жизнедеятельности.
/Ср/
1. Составить ситуационные задачи для изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-11 классах.
2. Методическая разработка урока с использованием одной из педагогических технологий в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» и обоснование ее применения.
3. Составление тестовых заданий по основным разделам курса ОБЖ.
4. Составление конспекта тренингового занятия по формированию навыков поведения в ситуациях криминогенного характера.
/Ср/
- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 13 семинарских занятий),
- пройти тест для самоконтроля.
В рамках текущего контроля в 6 СЕМЕСТРЕ студент должен:
- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 14 семинарских занятий),
- пройти тест для самоконтроля,
- выполнить практико-ориентированные задания,
- выполнить курсовую работу.
ЗАЧЕТ выставляется при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
Промежуточная аттестация (КУРСОВАЯ РАБОТА) проводится в форме защиты курсовой работы.
Темы курсовых работ (примерная тематика):
1. Использование дидактических игр в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
2. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
3. Нетрадиционные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности как средство создания здоровьесберегающей среды в классе.
4. Формирование потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников.
5. Самостоятельная работа учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности как важнейший путь развития их познавательных способностей.
6. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
7. Компетентностный подход в организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
8. Проблемные ситуации в обучении основам безопасности жизнедеятельности как средство стимулирования активности школьника.
9. Способы реализации индивидуально-личностного подхода в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
10. Интерактивные технологии обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.
11. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе по основам безопасности жизнедеятельности.
12. Средства массовой информации и массовой коммуникации в развитии пропаганды безопасности жизнедеятельности.
13. Организация внеклассной работы с обучающимися по безопасности жизнедеятельности.
14. Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Оценку "отлично" получают те студенты, которые на промежуточной аттестации (защита курсовой работы) набрали 87-100 баллов;
оценку "хорошо" - 73-86 баллов;
оценку "удовлетворительно" - 61-72 балла;
оценку "неудовлетворительно" - 60 баллов и менее.
Промежуточная аттестация (ЭКЗАМЕН) проводится в форме устного собеседования. Экзаменационный билет включает 2 вопроса.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену:
1. Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности, функции учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Виды обучения, их характеристика.
3. Характеристика частных закономерностей по уровням обучения, дидактические принципы обучения.
4. Характеристика междисциплинарного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, принципы отбора содержания.
5. Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Способы постановки учебных целей.
6. Общая характеристика учебных общеобразовательных программ по курсу ОБЖ.
7. Структура и содержание учебного предмета ОБЖ в школе.
8. Планирование учебного процесса по безопасности жизнедеятельности. Виды планов.
9. Классификация методов в методике обучения безопасности жизнедеятельности.
10. Словесные методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.
11. Наглядные и практические методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.
12. Метод анализа конкретных ситуаций, его сущность, педагогическая ценность
14. Игровые методы в обучении безопасности жизнедеятельности, их классификация. Функции, этапы, процедура проектирования игровой деятельности.
15. Формы учебной работы по безопасности жизнедеятельности, их характеристика.
16. Урок безопасности жизнедеятельности как основная форма учебной работы.
17. Формы работы на уроках безопасности жизнедеятельности, методика их организации.
18. Организация лекционно-семинарской работы в обучении безопасности жизнедеятельности.
19. Учебные дискуссии, ролевые игры, пресс-конференции в обучении безопасности жизнедеятельности.
20. Учебники безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними.
21. Наглядные и технические средства обучения безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними. Кабинет ОБЖ.
22. Особенности личностно-ориентированного обучения.
23. Технология обучения в сотрудничестве в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
24. Модульная технология обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.
25. Технология анализа и решения конкретных ситуаций в обучении безопасности жизнедеятельности.
26. Проблемная технология обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.
27. Проектная технология обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе. Типология проектов.
28. Игровая технология в обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе. Деловые и организационные игры.
29. Технология контроля качества знаний учащихся. Понятие о диагностике обучения.
30. Классификация педагогических тестов и тестовых заданий.
31. Воспитание культуры безопасности школьников в содержании среднего образования.
32. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе (1-4 классы).
33. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе общеобразовательной школы.
34. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе общеобразовательной школы.
35. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе общеобразовательной школы.
36. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе общеобразовательной школы.
37. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе общеобразовательной школы.
38. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе общеобразовательной школы.
39. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе общеобразовательной школы.
40. Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности
Оценку "отлично" получают те студенты, которые в течение семестра и на промежуточной аттестации набрали 87-100 баллов;
оценку "хорошо" - 73-86 баллов;
оценку "удовлетворительно" - 61-72 балла;
оценку "неудовлетворительно" - 60 баллов и менее.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Дискуссия (устные ответы на семинарах) - 13 х 4 б. = max - 52 б
2. Разноуровневые задания - 6 х 6 б= max - 36 б
3. Тест - max - 12 б
ИТОГО по текущему контролю - min - 61 б.; max - 100 б.
Промежуточная аттестация в форме КУРСОВОЙ РАБОТЫ (6 семестр)
К дифференцированному зачету по курсовой работе обучающийся допускается при наличии от 40 до 60 баллов по текущему контролю.
Оценка курсовой работы включает формальные и содержательные критерии.
Формальные критерии:
- соблюдение сроков сдачи выполненной работы;
- правильность оформления;
- грамотность структурирования работы;
- наличие ссылок и научного аппарата;
- наличие иллюстрационного материала;
- использование современной и зарубежной литературы.
Содержательные критерии:
- сбалансированность разделов работы;
- правильная формулировка целей и задач исследования;
- соответствие заявленной теме;
- степень самостоятельности;
- наличие элементов научной новизны;
- практическая ценность работы;
- знание новейшей литературы.
На промежуточной аттестации (защита курсовой работы) обучающемуся может быть выставлено 21-40 баллов.
Защита курсовой работы включает оценивание по следующим критериям:
- умение подать материал;
- владение терминологией;
- свободную ориентацию в проблеме исследования;
- умение убеждать и отвечать на вопросы;
- культура выступления (речевая культура, коммуникативная компетентность, владение аудиторией).
Оценка по курсовой работе формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации
ИТОГО: 100 баллов
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ (6 семестр):
1. Дискуссия (устные ответы на семинарах) - 14 х 2 б. =max - 28 б
2. Практико-ориентированные задания - 4 х 5 б. =max - 20 б
3. Тест - max - 12 б
ИТОГО по текущему контролю - max - 60 б.
Промежуточная аттестация (ЭКЗАМЕН - 6 семестр):
Вопрос 1 - 20 баллов
Вопрос 2 - 20 баллов
ИТОГО: 100 баллов