2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Методика обучения безопасности жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Методика обучения безопасности жизнедеятельности 
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.07.02
 
экзамены 6 зачеты 5 курсовые работы 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
35
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
94
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
15
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
40
40
Практические
26
26
28
28
54
54
Итого ауд.
46
46
48
48
94
94
Кoнтактная рабoта
46
46
48
48
94
94
Сам. работа
54
54
33
33
87
87
Часы на контроль
8
8
27
27
35
35
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Голубь Е.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, доц., Мельникова Ю.А. _________________
 
Методика обучения безопасности жизнедеятельности 
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 25.04.2023 г.  № 10

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов, использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей на следующих объектах профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы психодиагностики 
2.1.2
Современные образовательные технологии 
2.1.3
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.4
Возрастная и педагогическая психология
2.1.5
Педагогика 
2.1.6
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.1.7
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Основы охраны труда
2.1.10
Правовые основы профессиональной деятельности 
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.2
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.2.3
Основы школьного туризма
2.2.4
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.5
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
2.2.6
Социальная педагогика  
2.2.7
Технологии внеклассной работы
2.2.8
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях 
2.2.9
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.10
Междисциплинарная практика
2.2.11
Противодействие терроризму
2.2.12
Информационная безопасность
2.2.13
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: Знает:

- историю преподаваемого предмета и его место в мировой науке и культуре;

- преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС И ООП;

 
ОПК-3.6: Умеет:

- планировать и проводить учебные занятия по ФК и БЖ;

- формировать универсальные учебные действия;

 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.4: Знает:

- современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплин ФК и БЖ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- основы методики преподавания БЖ и ФК, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в предметных областях ФК и БЖ;

 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.2: Знает:

- виды и содержание планирования в педагогической деятельности;

 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
УК-2.3: Знает:

- методы планирования образовательного процесса по БЖ и ФК;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел I. Общие теоретические вопросы методики обучения основам безопасности жизнедеятельности.
0
 
1.1
Тема 1. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования по курсу основ безопасности жизнедеятельности.  /Лек/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Подходы к определению содержания образования: традиционный и личностно-ориентированный. Линейные, концентрические, спиральные и смешанные способы построения учебного материала. Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
0
 
1.2
Тема 2. Структура и содержание школьного курса ОБЖ.  /Лек/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ. Требования к знаниям и умениям выпускников по предмету ОБЖ. 
0
 
1.3
Тема 3. Основные формы организации обучения основам безопасности жизнедеятельности.   /Лек/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Основные формы организации обучения основам безопасности жизнедеятельности. Урок ОБЖ: типы уроков, их классификация и структура. Нетрадиционные формы проведения уроков ОБЖ. Внеурочные формы организации обучения ОБЖ.
0
 
1.4
Тема 4. Методы и приемы обучения ОБЖ.  /Лек/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Характеристика методов обучения по курсу ОБЖ. Понятие «Прием обучения». Наблюдение. Работа с учебником, учебной литературой. Анализ конкретной ситуации (АКС).
0
 
1.5
Тема 5. Методические приемы активизации познавательного процесса у учащихся на уроках ОБЖ.  /Лек/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Активное обучение и его роль в развитии личности. Активные методы обучения как приемы активизации познавательного процесса. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
0
 
1.6
Тема 6. Средства обучения.Учебник ОБЖ.  /Лек/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Понятие, характеристика средств обучения. Учебник ОБЖ как обучающая система. Роль и место учебника в учебном процессе
0
 
1.7
Тема 7. Использование современных педагогических технологий в обучении основам безопасности жизнедеятельности.  /Лек/
4
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Педагогические технологии (понятие, качества, научные основы). Классификация педагогических технологий. Технологии развивающего обучения. Технологии проектирования. Игровые технологии. Технологии проблемного обучения. Технологии модульного обучения. Технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Технологии интеграции в образовании. Технология витагенного образования.
0
 
1.8
Тема 8. Учебно-материальная база по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.  /Лек/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Учебно-материальная база по основам безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету ОБЖ. Средства оснащения кабинета ОБЖ.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.9
Тема 9. Подготовка учителя к уроку ОБЖ.  /Лек/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Проведение урока. Подготовка учителя к уроку ОБЖ. Выбор методов обучения. Проведение урока. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке. Анализ урока.
0
 
1.10
Тема 10. Педагогическая диагностика и контроль.  /Лек/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
6
Диагностическая деятельность педагога, цель и задачи. Виды контроля по временному признаку организации контрольно-диагностических средств. Методы контроля. Способы проверки домашних работ. 
0
 
1.11
Тема 3. Связь курса ОБЖ с другими предметами общеобразовательной школы.  /Пр/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Интегративный характер курса ОБЖ. Интеграция курса ОБЖ в образовательные области учебного плана школы: филологию, искусство, технологию, естествознание, обществознание, физическую культуру, математику и информатику. Знания по проблемам безопасности в содержании школьных предметов.
0
 
1.12
Тема 4. Планирование учебной работы по основам безопасности жизнедеятельности.  /Пр/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Понятие цели обучения безопасности жизнедеятельности. Отражение социального заказа образованию и личностных потребностей человека в процессе целеполагания обучения безопасности жизнедеятельности. Способы постановки учебных целей. Таксономия целей обучения: познавательные, аффективные, психомоторные (по Б. Блуму). Планирование учебной работы по безопасности жизнедеятельности, виды планов (комплексный, перспективный, тематический, поурочный). 
0
 
1.13
Тема 5. Основные параметры педагогической технологии.  /Пр/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии. Идеи, вокруг которых концентрируются педагогические технологии. Характерные признаки основных технологий обучения, отличающие их от традиционной дидактики. Основные общедидактические технологии.
0
 
1.14
Тема 6. Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса.  /Пр/
4
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Теоретико-психологические основы личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Основные типы и формы взаимодействия педагогов и школьников.
0
 
1.15
Тема 7. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.  /Пр/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Роль форм познавательной деятельности в процессе обучения. Характеристика форм познавательной деятельности учащихся.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.16
Тема 8. Содержание учебного материала. Значение учебного материала в образовательном процессе.  /Пр/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Определение состава понятия «содержание учебного материала». Требования к отбору учебного материала. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования по курсу основ безопасности жизнедеятельности. Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. Структура и содержание школьного курса ОБЖ. (*эвристическая беседа).
0
 
1.17
Тема 9. Методология практической педагогической деятельности.  /Пр/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Методология практической педагогической деятельности. Учитель и наука. Овладение методологической культурой. Современные концепции воспитания. Современные подходы к воспитанию. Закономерности и принципы воспитания.
0
 
1.18
Тема 10. Методические приемы активизации познавательного процесса.  /Пр/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Приемы обучения и их воспитывающее влияние на учащихся. Алгоритм работы при введении в образовательный процесс методических приемов активизации познавательного процесса. Виды приемов обучения и воспитания. Методы активного обучения.
0
 
1.19
Тема 11. Организация и методика проведения занятий в 5 – 9 классах по разделу: «Природа и безопасность человека».  /Пр/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Методические подходы к преподаванию данного раздела. Характеристика отдельных этапов урока. Основное содержание тем раздела: «Природа и безопасность человека».
0
 
1.20
Тема 12. Организация и методика проведения занятий по разделу: «Образ жизни и индивидуальная безопасность».  /Пр/
2
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
Методические подходы к преподаванию раздела. Характеристика отдельных этапов урока. Основное содержание тем раздела: «Образ жизни и индивидуальная безопасность».
0
 
1.21
Педагогическое проектирование.

1. Создать глоссарий по основным  понятиям темы.

2. Подобрать один из методов обучения проектированию и провести его в группе.

/Ср/

4
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
0
 
1.22
Инновации в образовании.

1. Соотнести понятия «творчество», «инновация», «креативность», «новшество», «нововведе¬ние».

2. Проанализировать с учетом выделенных критериев одну инновационную образовательную технологию.

3. Разработать анкету для педагогов  по выявлению их отношения к инновациям.

/Ср/

6
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.23
Информационно-технологическое сопровождение  образовательного процесса.

1. Составить перечень периодических изданий по методике преподавания БЖ, на каждое издание представить краткую аннотацию.

2. Представить программу дополнительного образования педагогов в области информационных технологий.

3. Подготовить сообщение «Основные положения Закона «Об образовании», определяющие профессиональную деятельность учителя».

/Ср/

8
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
0
 
1.24
Методология практической педагогической деятельности.

1.Составить таблицу «Закономерности и принципы воспитания».

3. Подготовить сообщение «Новые идеи в области воспитания», используя материалы периодических изданий и нормативные документы.

/Ср/

4
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
0
 
1.25
Проблемное обучение в курсе ОБЖ.

1. Провести сравнительный анализ традиционного, модульного, проблемного обучения.

2. Разработать ряд проблемных ситуаций (из курса ОБЖ) с вариантами поиска решения.

/Ср/

4
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
0
 
1.26
Модульное обучение в курсе ОБЖ.

1. Раскрыть дидактические принципы, на которых проектируется модульное обучение.

2. На основе учебника по ОБЖ (класс по выбору) разделить учебную информацию на модули.

/Ср/

4
ОПК-3.3 ОПК-3.6 УК-2.2 УК-2.3
5
0
 
 
Раздел 2. Раздел II. Методические основы обучения основам безопасности жизнедеятельности.
0
 
2.1
Тема 1. Характеристика структурных компонентов урока ОБЖ.  /Лек/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Характеристика  урока усвоения новых знаний. Цель урока как сознательно пла¬нируемая установка на оптимальное решение. Содержание учебного материала на уроке. Формы оценки и контроля качества знаний. Критерии ведения и анализа урока ОБЖ. Структура урока усвоения новых знаний. Восприятие и осознание нового материала. Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.2
Тема 2. Методика планирования и проведения занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности учащихся на ступени начального общего образования.   /Лек/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Цели, задачи, ожидаемые результаты обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе. Содержание занятий по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся младшего школьного возраста. Формы, методы, приемы обучения младших школьников основам безопасности жизнедеятельности на уроках и во внеурочное время.
0
 
2.3
Тема 3. Методика проведения занятий по основам безопасности жизнедеятельности на ступени среднего (полного) общего образования.  /Лек/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Цели, содержание, ожидаемые результаты образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. Учет возрастных особенностей при планировании, проведении занятий, использовании методов контроля на ступени среднего (полного) общего образования. Методика проведения занятий по гражданской обороне. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов.
0
 
2.4
Тема 4. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера, организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения на основной ступени общего образования. Цели, содержание, особенности организации и проведения занятий.  /Лек/
2
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Планирование и проведение занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Формирование у учащихся потребности соблюдать нормы здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья.
0
 
2.5
Тема 5. Методика проведения урока обобщения и систематизации знаний.  /Лек/
2
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Повторение как способ усовершенствования и закрепления знаний. Характеристика основных этапов урока. Основные средства обобщения и систематизации знаний.
0
 
2.6
Тема 6. Методика проведения комбинированного урока.  /Лек/
2
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Общая характеристика комбинированного урока. Структура комбинированного урока. Характеристика синтетического урока. Значение современной методики урока в структуре учебно-воспитательного процесса.
0
 
2.7
Тема 1. Организация и методика проведения занятий в 10 – 11 классах по разделу: «Поведение и действия при стихийных бедствиях».  /Пр/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
5
Методические подходы к преподаванию раздела. Характеристика отдельных этапов урока. Основное содержание тем раздела: «Поведение и действия при стихийных бедствиях».
0
 
2.8
Тема 2. Организация и методика проведения занятий по разделу: «Безопасность населения в ЧС». /Пр/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Методические подходы к преподаванию данного раздела. Характеристика отдельных этапов урока. Основное содержание тем раздела: «Безопасность населения в ЧС».
0
 
2.9
Тема 3. Организация и методика проведения занятий в 5-7 классах по разделу: «Дорожно-транспортная безопасность».  /Пр/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Методические подходы к преподаванию данного раздела. Характеристика отдельных этапов урока. Основное содержание тем раздела: «Дорожно-транспортная безопасность».
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.10
Тема 4. Технологии активных методов обучения на уроках безопасности жизнедеятельности.  /Пр/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Модульная технология в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Технология задачного подхода в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Технология проблемного обучения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Технология проектного обучения основам безопасности жизнедеятельности. Технология применения структурно-логических схем в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Игровая технология в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Технология проведения тренинговых занятий в курсе ОБЖ. (*дискуссия).
0
 
2.11
Тема 5. Современный урок по ОБЖ. .  /Пр/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Урок как основная форма организации обучения. Требования к уроку ОБЖ. Структура современного урока ОБЖ. Типология уроков ОБЖ и их структура. Нестандартные уроки. Подготовка учителя к уроку
0
 
2.12
Тема 6. Моделирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в профильной школе.  /Пр/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Методологические подходы к организации профильного обучения по ОБЖ в школе. Актуальные проблемы реализации профильного обучения в школе и в повседневной педагогической практике. Примерные программы профильной школы по безопасности жизнедеятельности.
0
 
2.13
Тема 7. Разработка элективных курсов по безопасности жизнедеятельности.  /Пр/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Структура программы элективных курсов. Элективные курсы: «Проблемы безопасности на современном этапе», «Автономное существование в природных условиях», «Безопасность на дорогах и природной среде», «Социальная безопасность».
0
 
2.14
Тема 8. Организация взаимодействия с силовыми структурами и городскими организациями в обучении безопасности жизнедеятельности.  /Пр/
4
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
Особенности взаимодействия со структурами и учебными центрами, Министерством обороны РФ, МВД, ГИБДД, антитеррористическими центрами, органами здравоохранения и социального развития. Виды занятий, проводимых представителями силовых структур. Особенности допризывной и военно-прикладной подготовки. Городские организации как база проведения занятий и экскурсий по ОБЖ
0
 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.15
Формы организации познавательной деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ.

1. Разработка интегрированного урока основ безопасности жизнедеятельности с географией, биологией, химией, историей.

2. Составление списка тем рефератов по основам безопасности жизнедеятельности для организации научно-исследовательской работы в общеобразовательной школе.

3. Составление каталога наглядных пособий, видеофильмов по основам безопасности жизнедеятельности для разных классов.

4. Разработка заданий для проведения программных практических занятий для учащихся 5-9 классов.

5. Составление программы факультатива (кружка) «Школа безопасности».

6. Составление занимательных форм контроля по темам курса ОБЖ для начальной и основной школы (кроссворды, головоломки, ребусы и т.д.).

7. Составление методической разработки классного часа по одной из актуальных проблем безопасности жизнедеятельности.

8. Составление плана-конспекта проведения родительского собрания по одной из актуальных проблем безопасности жизнедеятельности.

/Ср/

24
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
5
0
 
стр. 12
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.16
Формы организации познавательной деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ.

1. Разработка интегрированного урока основ безопасности жизнедеятельности с географией, биологией, химией, историей.

2. Составление списка тем рефератов по основам безопасности жизнедеятельности для организации научно-исследовательской работы в общеобразовательной школе.

3. Составление каталога наглядных пособий, видеофильмов по основам безопасности жизнедеятельности для разных классов.

4. Разработка заданий для проведения программных практических занятий для учащихся 5-9 классов.

5. Составление программы факультатива (кружка) «Школа безопасности».

6. Составление занимательных форм контроля по темам курса ОБЖ для начальной и основной школы (кроссворды, головоломки, ребусы и т.д.).

7. Составление методической разработки классного часа по одной из актуальных проблем безопасности жизнедеятельности.

8. Составление плана-конспекта проведения родительского собрания по одной из актуальных проблем безопасности жизнедеятельности.

/Ср/

8
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
0
 
2.17
Методика преподавания занятий по разделам курса ОБЖ.

1. Составить ситуационные задачи для изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-11 классах.

2. Методическая разработка урока с использованием одной из педагогических технологий в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» и обоснование ее применения.

3. Составление тестовых заданий по основным разделам курса ОБЖ.

4. Составление конспекта тренингового занятия по формированию навыков поведения в ситуациях криминогенного характера.

/Ср/

25
ОПК-6.4 ОПК-3.3 ОПК-3.6
6
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля в 5 СЕМЕСТРЕ студент  должен:

- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 13 семинарских занятий),

 
стр. 13
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
- выполнить разноуровневые задания,

- пройти тест для самоконтроля.

В рамках текущего контроля в 6 СЕМЕСТРЕ студент должен:

- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 14 семинарских занятий),

- пройти тест для самоконтроля,

- выполнить практико-ориентированные задания,

- выполнить курсовую работу.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в виде зачета, защиты курсовой работы и экзамена.

ЗАЧЕТ выставляется при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.

Промежуточная аттестация (КУРСОВАЯ РАБОТА) проводится в форме защиты курсовой работы.

Темы курсовых работ (примерная тематика):

1. Использование дидактических игр в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.

2. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

3. Нетрадиционные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности как средство создания здоровьесберегающей среды в классе.

4. Формирование потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников.

5. Самостоятельная работа учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности как важнейший путь развития их познавательных способностей.

6. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.

7. Компетентностный подход в организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.

8. Проблемные ситуации в обучении основам безопасности жизнедеятельности как средство стимулирования активности школьника.

9. Способы реализации индивидуально-личностного подхода в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.

10. Интерактивные технологии обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.

11. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе по основам безопасности жизнедеятельности.

12. Средства массовой информации и массовой коммуникации в развитии пропаганды безопасности жизнедеятельности.

13. Организация внеклассной работы с обучающимися по безопасности жизнедеятельности.

14. Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.

Оценку "отлично" получают те студенты, которые на промежуточной аттестации (защита курсовой работы) набрали 87-100 баллов;

оценку "хорошо" - 73-86 баллов;

оценку "удовлетворительно" - 61-72 балла;

оценку "неудовлетворительно" - 60 баллов и менее.

Промежуточная аттестация (ЭКЗАМЕН) проводится в форме устного собеседования. Экзаменационный билет включает 2 вопроса.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

1. Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности, функции учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

2. Виды обучения, их характеристика.

3. Характеристика частных закономерностей по уровням обучения, дидактические принципы обучения.

4. Характеристика междисциплинарного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, принципы отбора содержания.

5. Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Способы постановки учебных целей.

6. Общая характеристика учебных общеобразовательных программ по курсу ОБЖ.

7. Структура и содержание учебного предмета ОБЖ в школе.

8. Планирование учебного процесса по безопасности жизнедеятельности. Виды планов.

9. Классификация методов в методике обучения безопасности жизнедеятельности.

10. Словесные методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.

11. Наглядные и практические методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.

12. Метод анализа конкретных ситуаций, его сущность, педагогическая ценность

 
стр. 14
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
13. Активные методы обучения безопасности жизнедеятельности.

14. Игровые методы в обучении безопасности жизнедеятельности, их классификация. Функции, этапы, процедура проектирования игровой деятельности.

15. Формы учебной работы по безопасности жизнедеятельности, их характеристика.

16. Урок безопасности жизнедеятельности как основная форма учебной работы.

17. Формы работы на уроках безопасности жизнедеятельности, методика их организации.

18. Организация лекционно-семинарской работы в обучении безопасности жизнедеятельности.

19. Учебные дискуссии, ролевые игры, пресс-конференции в обучении безопасности жизнедеятельности.

20. Учебники безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними.

21. Наглядные и технические средства обучения безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними. Кабинет ОБЖ.

22. Особенности личностно-ориентированного обучения.

23. Технология обучения в сотрудничестве в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

24. Модульная технология обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.

25. Технология анализа и решения конкретных ситуаций в обучении безопасности жизнедеятельности.

26. Проблемная технология обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.

27. Проектная технология обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе. Типология проектов.

28. Игровая технология в обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе. Деловые и организационные игры.

29. Технология контроля качества знаний учащихся. Понятие о диагностике обучения.

30. Классификация педагогических тестов и тестовых заданий.

31. Воспитание культуры безопасности школьников в содержании среднего образования.

32. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе (1-4 классы).

33. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе общеобразовательной школы.

34. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе общеобразовательной школы.

35. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе общеобразовательной школы.

36. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе общеобразовательной школы.

37. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе общеобразовательной школы.

38. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе общеобразовательной школы.

39. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе общеобразовательной школы.

40. Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности

Оценку "отлично" получают те студенты, которые в течение семестра и на промежуточной аттестации набрали 87-100 баллов;

оценку "хорошо" - 73-86 баллов;

оценку "удовлетворительно" - 61-72 балла;

оценку "неудовлетворительно" - 60 баллов и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Промежуточная аттестация проводится в форме ЗАЧЕТА (5 семестр) по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Дискуссия (устные ответы на семинарах) - 13 х 4 б. = max - 52 б

2. Разноуровневые задания - 6 х 6 б= max - 36 б

3. Тест - max - 12 б

ИТОГО по текущему контролю - min - 61 б.; max - 100 б.

Промежуточная аттестация в форме КУРСОВОЙ РАБОТЫ (6 семестр)

К дифференцированному зачету по курсовой работе обучающийся допускается  при наличии от 40 до 60 баллов по текущему контролю.

Оценка курсовой работы включает формальные и содержательные критерии.

Формальные критерии:

- соблюдение сроков сдачи выполненной работы;

- правильность оформления;

- грамотность структурирования работы;

- наличие ссылок и научного аппарата;

- наличие иллюстрационного материала;

- использование современной и зарубежной литературы.

Содержательные критерии:

 
стр. 15
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
- актуальность темы;

- сбалансированность разделов работы;

- правильная формулировка целей и задач исследования;

- соответствие заявленной теме;

- степень самостоятельности;

- наличие элементов научной новизны;

- практическая ценность работы;

- знание новейшей литературы.

На промежуточной аттестации (защита курсовой работы) обучающемуся может быть выставлено 21-40 баллов.

Защита курсовой работы включает оценивание по следующим критериям:

- умение подать материал;

- владение терминологией;

- свободную ориентацию в проблеме исследования;

- умение убеждать и отвечать на вопросы;

- культура выступления (речевая культура, коммуникативная компетентность, владение аудиторией).

Оценка по курсовой работе формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации

ИТОГО: 100 баллов

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ (6 семестр):

1. Дискуссия (устные ответы на семинарах) -  14 х 2 б. =max - 28 б

2. Практико-ориентированные задания -  4 х 5 б. =max - 20 б

3. Тест - max - 12 б

ИТОГО по текущему контролю - max - 60 б.

Промежуточная аттестация (ЭКЗАМЕН - 6 семестр):

Вопрос 1 - 20 баллов

Вопрос 2 - 20 баллов

ИТОГО: 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Бочарова Н. И., Бочаров Е. А.
Методика обучения безопасности жизнедеятельности. Обучение выживанию: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2019
0
 
Л1.2
Чугайнова Л. В.
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие
Соликамск: Изд-во СГПИ, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/86552
 
Л1.3
Константинов Ю. С., Глаголева О. Л.
Методика обучения: уроки ориентирования: учеб. пособие для сред. проф. образования
Москва: Юрайт, 2017
29
 
Л1.4
под ред. Л. А. Михайлова
Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. для студентов вузов по направлению подготовки "Пед. образование" (профиль "безопасность жизнедеятельности")
Москва: Академия, 2013
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Михайлова Д. А.
Методика обучения предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности": учеб. пособие для студентов по образов. программе "Безопасность жизнедеятельности" направления подгот. 44.03.01 "Пед. образование"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
0
 
стр. 16
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.2
авт.-сост. Ю. А. Маренчук ; Северо-Кавказский федерал. ун-т
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/66053
 
Л2.3
Кисляков П. А.
Студенческая олимпиада по безопасности жизнедеятельности: метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/33861
 
Л2.4
Крючек Н. А., Латчук В. Н.
Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учеб.-метод. пособие для проведения занятий с населением
Москва: ЭНАС, 2017
0
 
Л2.5
Миронов С. К., Миронов В. К., Карташёва Т. А.
Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 10 - 11 классы: к любому из действующих учеб. по основам безопасности жизнедеятельности
Москва: Экзамен, 2011
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК  : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики