МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд.пед.наук, ст.преп., Константинова Е.А.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 17.05.2023 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у обучающихся системного представления об организации ученического самоуправления в детских и молодежных сообществах, необходимого для его будущей профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Технологии внеклассной работы
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Организация деятельности детского общественного объединения
Психолого-педагогическая практика
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
Технологии досуговой деятельности
Ассистивные технологии в образовании
Возрастная и педагогическая психология
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.2: Знает:
- основы организации деятельности ученических органов самоуправления;
ОПК-7.5: Умеет:
- оказать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления;
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3: Знает:
- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, состоянию здоровья, этническим и религиозным признакам и др.);
УК-3.6: Умеет:
- управлять учебными группами с целью вовлечения занимающихся в процесс обучения и воспитания;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Основы детского самоуправления
Основы организации деятельности ученических органов самоуправления* /Лек/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Организация деятельности детских и молодежных организаций /Лек/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Организация деятельности детских и молодежных организаций
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Виды и уровни управления. Принципы управления. Задачи и направления деятельности.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Специфические условия и требования к деятельности детских и молодежных организаций
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Функции и органы самоуправления. Условия работы детских и молодежных организаций. Требования к организации работы детского сообщества. Этические нормы и правила в детском коллективе.
Воспитание личности в процессе детского самоуправления
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Условия и факторы воспитания личности в детском сообществе. Развитие самостоятельности и активности у детей в процессе самоуправления. Формирование активной жизненной позиции у детей и молодежи в процессе самоуправления.
Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений) /Ср/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу /Ср/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Выполнение контрольной работы по темам и заданиям, указанных в контрольной работе /Ср/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Раздел 2. Раздел 2. Организация деятельности с детьми и молодежью в различных сообществах
Технология помощи и поддержки в деятельности ученических органов самоуправления* /Лек/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Планирование и организация работы с детьми и молодежью в сообществах по месту жительства, учёбы, работы, отдыха, временного пребывания /Лек/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Общение в организации работы с детьми и молодёжью /Лек/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Социально-педагогическое сопровождение детских и молодёжных организаций и объединений
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Специфика и сущность сопровождения детских организаций различных видов и уровней. Задачи и направления деятельности детских и молодежных организаций и объединений.
Социально-педагогическая деятельность с неформальными детскими и молодёжными группами и объединениями
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Понятие и виды неформальных объединений. Характеристика видов неформальных объединений
Организация работы с младшими школьниками
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста. Задачи и направления работы детских организаций и объединений. Специфика работы с детьми младшего школьного возраста.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Организация работы с подростками
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Возрастные психологические особенности подростков. Задачи и направления деятельности детских и молодежных сообществ. Специфика работы с детьми подросткового возраста.
Организация работы со старшеклассниками
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Возрастные психологические особенности юношеского возраста. Задачи и направления деятельности молодежных организаций и объединений. Специфика работы с детьми подросткового возраста. Пребывание старшеклассников в различных сообществах.
Волонтёрская деятельность: специфика работы с волонтёрскими отрядами.
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Понятия «волонтерство» и «добровольчество». Добровольчество как социальное явление. Виды волонтерских отрядов. Специфика работы волонтерских отрядов. Управление волонтерскими отрядами. Самоуправление в волонтерских отрядах.
Организация и развитие молодёжного самоуправления
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Понятие молодёжного самоуправления. Виды и уровни молодёжного самоуправления. Организация молодёжного самоуправления.
Общение в организации работы с детьми и молодёжью
/Пр/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Психологические особенности общения с различными категориями групп людей. Формирование толерантных отношений у детей и молодёжи в процессе общения с различными группами. Понятие и специфика толерантных отношений. Формирование толерантного сознания. Особенности общения в детской и молодежной среде. Соблюдение этических норм и правил в процессе общения.
Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений) /Ср/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу /Ср/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
Выполнение контрольной работы по темам и заданиям, указанных в контрольной работе /Ср/
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студенту необходимо принять участие в дискуссии на семинарах (11 семинаров), решить ситуационные задачи, разработать конспект (сценарий) КТД, выполнить контрольную работу (письменные ответы на вопросы и разработка плана мероприятий по поддержке самоуправления в ученических коллективах). Бонус за посещение - 5 баллов.
5.2. Промежуточная аттестация
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Формой промежуточной аттестации является зачёт. Зачёт получают обучающиеся, набравшие от 61 до 100 баллов в рамках текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль
Дискуссия на семинарах 11 семинаров по 4 балла - 44 балла
Решение ситуационных задач - 4*4 =16 баллов
Контрольная работа (всего 30 баллов):
- письменные ответы на вопросы (10 баллов)
- разработка плана мероприятий по поддержке самоуправления в ученических коллективах (20 баллов)
Разработка конспекта (сценария) КТД - 5 баллов
Бонус за посещение - 5 баллов
Итого 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Истратова О. Н., Эксакусто Т. В.
Психология эффективного общения и группового взаимодействия: учеб. пособие
Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018
https://www.iprbookshop.ru/87753
Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития учащихся: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/57632
Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход: монография
Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2013
https://www.iprbookshop.ru/55804
6.1.2. Дополнительная литература
сост. О. М. Чусовитина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Детский спортивный фестиваль как форма организации летнего досуга детей и подростков: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
Загвязинский В. И., Емельянова И. Н.
Теория обучения и воспитания: учеб. для бакалавров по направлению подготовки "Психол.- пед. образование"
Психология самопознания и саморазвития: учеб. по направлению подгот. 050400 Психол.-пед. образование
Москва: ФЛИНТА [и др.], 2016
под общ. ред. А. С. Обухова
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Ученическое самоуправление образовательного учреждения: кн. соврем. руководителя
Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 413, 414
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ