2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.06.04
 
зачеты 9
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, ст.преп., Константинова Е.А. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
 
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
 
Протокол от 25.04.2023 г.  № 10

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 17.05.2023 г.  № 9

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у обучающихся системного представления об организации ученического самоуправления в детских и молодежных сообществах, необходимого для его будущей профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.1.2
Технологии внеклассной работы
2.1.3
Вожатская практика
2.1.4
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.1.5
Организация деятельности детского общественного объединения
2.1.6
Психолого-педагогическая практика
2.1.7
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
2.1.8
Технологии досуговой деятельности
2.1.9
Ассистивные технологии в образовании
2.1.10
Социальная психология
2.1.11
Возрастная и педагогическая психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.2: Знает:

- основы организации деятельности ученических органов самоуправления;

 
ОПК-7.5: Умеет:

- оказать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления;

 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.3: Знает:

- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, состоянию здоровья, этническим и религиозным признакам и др.);

 
УК-3.6: Умеет:

- управлять учебными группами с целью вовлечения занимающихся в процесс обучения и воспитания;

- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Основы детского самоуправления 
0
 
1.1
Основы организации деятельности ученических органов самоуправления* /Лек/
2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
1.2
Организация деятельности детских и молодежных организаций /Лек/
2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
1.3
Организация деятельности детских и молодежных организаций

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Виды и уровни управления. Принципы управления. Задачи и направления деятельности.
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.4
Специфические условия и требования к деятельности детских и молодежных организаций

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Функции и органы самоуправления. Условия работы детских и молодежных организаций. Требования к организации работы детского сообщества. Этические нормы и правила в детском коллективе.
0
 
1.5
Воспитание личности в процессе детского самоуправления

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Условия и факторы воспитания личности в детском сообществе. Развитие самостоятельности и активности у детей в процессе самоуправления. Формирование активной жизненной позиции у детей и молодежи  в процессе самоуправления. 
0
 
1.6
Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений) /Ср/
6
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
1.7
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу /Ср/
4
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
1.8
Выполнение контрольной работы по темам и заданиям, указанных в контрольной работе /Ср/
6
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Организация деятельности с детьми и молодежью в различных сообществах
0
 
2.1
Технология помощи и поддержки в деятельности ученических органов самоуправления* /Лек/
2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
2.2
Планирование и организация работы с детьми и молодежью в сообществах по месту жительства, учёбы, работы, отдыха, временного пребывания /Лек/
2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
2.3
Общение в организации работы с детьми и молодёжью /Лек/
2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
2.4
Социально-педагогическое сопровождение детских и молодёжных организаций и объединений

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Специфика и сущность сопровождения детских организаций различных видов и уровней. Задачи и направления деятельности детских и молодежных организаций и объединений.
0
 
2.5
Социально-педагогическая деятельность с неформальными детскими и молодёжными группами и объединениями

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Понятие и виды неформальных объединений. Характеристика видов неформальных объединений
0
 
2.6
Организация работы с младшими школьниками

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста. Задачи и направления работы детских организаций и объединений. Специфика работы с детьми младшего школьного возраста.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.7
Организация работы с подростками

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Возрастные психологические особенности подростков. Задачи и направления деятельности детских и молодежных сообществ. Специфика работы с детьми подросткового возраста.
0
 
2.8
Организация работы со старшеклассниками

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Возрастные психологические особенности юношеского возраста. Задачи и направления деятельности молодежных организаций и объединений. Специфика работы с детьми подросткового возраста. Пребывание старшеклассников в различных сообществах.
0
 
2.9
Волонтёрская деятельность: специфика работы с волонтёрскими отрядами.

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Понятия «волонтерство» и «добровольчество». Добровольчество как социальное явление. Виды волонтерских отрядов. Специфика работы волонтерских отрядов. Управление волонтерскими отрядами. Самоуправление в волонтерских отрядах.
0
 
2.10
Организация и развитие молодёжного самоуправления

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Понятие молодёжного самоуправления. Виды и уровни молодёжного самоуправления. Организация молодёжного самоуправления.
0
 
2.11
Общение в организации работы с детьми и молодёжью

/Пр/

2
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
Психологические особенности общения с различными категориями групп людей. Формирование толерантных отношений у детей и молодёжи в процессе общения с различными группами. Понятие и специфика толерантных отношений. Формирование толерантного сознания. Особенности общения в детской и молодежной среде. Соблюдение этических норм и правил в процессе общения. 
0
 
2.12
Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений) /Ср/
6
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
2.13
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу /Ср/
4
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
2.14
Выполнение контрольной работы по темам и заданиям, указанных в контрольной работе /Ср/
6
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
2.15
Подготовка к зачету /Ср/
4
УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.2 ОПК-7.5
9
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студенту необходимо принять участие в дискуссии на семинарах (11 семинаров), решить ситуационные задачи, разработать конспект (сценарий) КТД, выполнить контрольную работу (письменные ответы на вопросы и разработка плана мероприятий по поддержке самоуправления в ученических коллективах). Бонус за посещение - 5 баллов.
 
5.2. Промежуточная аттестация
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Формой промежуточной аттестации является зачёт. Зачёт получают обучающиеся, набравшие от 61 до 100 баллов в рамках текущего контроля.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

Дискуссия на семинарах 11 семинаров по 4 балла - 44 балла

Решение ситуационных задач - 4*4 =16 баллов

Контрольная работа (всего 30 баллов):

- письменные ответы на вопросы (10 баллов)

- разработка плана мероприятий по поддержке самоуправления в ученических коллективах (20 баллов)

Разработка конспекта (сценария) КТД - 5 баллов

Бонус за посещение - 5 баллов

Итого 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Истратова О. Н., Эксакусто Т. В.
Психология эффективного общения и группового взаимодействия: учеб. пособие
Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/87753
 
Л1.2
Иванова И. В.
Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития учащихся: учеб.-метод. пособие
Калуга: Изд-во КГУ, 2013
1
https://www.iprbookshop.ru/57632
 
Л1.3
Юдина А. И.
Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход: монография
Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2013
1
https://www.iprbookshop.ru/55804
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
сост. О. М. Чусовитина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Детский спортивный фестиваль как форма организации летнего досуга детей и подростков: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
0
 
Л2.2
Загвязинский В. И., Емельянова И. Н.
Теория обучения и воспитания: учеб. для бакалавров по направлению подготовки "Психол.- пед. образование"
Москва: Юрайт, 2016
0
 
Л2.3
Минюрова С. А.
Психология самопознания и саморазвития: учеб. по направлению подгот. 050400 Психол.-пед. образование
Москва: ФЛИНТА [и др.], 2016
0
 
Л2.4
под общ. ред. А. С. Обухова
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2015
0
 
Л2.5
Дик Н. Ф.
Ученическое самоуправление образовательного учреждения: кн. соврем. руководителя
Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК  : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 413, 414
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики