МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Организация деятельности детского общественного объединения
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доц, Мельникова Ю.А. _________________
Организация деятельности детского общественного объединения
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Дисциплина направлена на изучение студентами целей и задач деятельности детских общественных объединений, изучение содержания и особенностей организаций деятельности детского общественного объединения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Ассистивные технологии в образовании
Современные образовательные технологии
Возрастная и педагогическая психология
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Проектирование урока по требованиям ФГОС
Теория и методика физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Технологии внеклассной работы
Коммуникативная компетентность педагога
Междисциплинарная практика
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.4: Знает:
- особенности различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой;
- методы организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
- основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий в рамках основных и дополнительных образовательных программ;
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1: Знает:
- закономерности формирования и развития детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
- психолого-педагогические закономерности, принципы, особенности, этические и правовые нормы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3: Знает:
- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, состоянию здоровья, этническим и религиозным признакам и др.);
УК-3.6: Умеет:
- управлять учебными группами с целью вовлечения занимающихся в процесс обучения и воспитания;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Правовые и психолого-педагогические основы детского общественного движения
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Лекция 1. Воспитательные организации в социализации детей и подростков
/Лек/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Воспитательные организации, виды. Функции воспитательных организаций в процессе воспитания. Социальное воспитание в воспитательных организациях. Коллектив в воспитательных организациях.
Лекция 2. Специфика детских общественных объединений (ДОО)
/Лек/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Формы общественных объединений. Официальные и неформальные детские и подростковые объединения. Детские и молодежные объединения как разновидность общественных объединений.
Семинарское занятие 1. Воспитательные организации в социализации детей и подростков
/Пр/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Воспитательные организации, виды. Функции воспитательных организаций в процессе воспитания. Социальное воспитание в воспитательных организациях. Коллектив в воспитательных организациях.
Семинарское занятие 2. Специфика детских общественных объединений (ДОО)
/Пр/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Формы общественных объединений. Официальные и неформальные детские и подростковые объединения. Детские и молодежные объединения как разновидность общественных объединений. Специфика детских организаций: создание по инициативе взрослых, разновозрастность, воспитывающая среда, сотрудничество со взрослыми.
Семинарское занятие 3. Нормативно-правовая база деятельности детских общественных организаций
/Пр/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи. Нормативно-правовая база деятельности детских общественных организаций. Молодежные объединения в ФЗ РФ "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Подготовка к семинарским занятиям и участие в них /Ср/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Деловая игра «Создание детской организации» /Ср/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Раздел 2. Раздел 2. Педагогическая деятельность по формированию и развитию детского общественного объединения
Лекция 3. Технологии работы с неформальными подростковыми группами
/Лек/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Неформальные подростковые объединения. Классификация неформальных подростково - молодежных объединений. Воспитательная работы с неформальными группами.
Лекция 4. Технологии организации групповой деятельности в ДОО
/Лек/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Коллективная творческая деятельность: виды и алгоритм. Мозговой штурм. Метод синектики. Дискуссия. Тренинг. Деловая игра.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Лекция 5. Технологии организации досуга в ДОО
/Лек/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Понятие досуга. Особенности детского и молодежного досуга. Клубная деятельность как форма организации досуга. Организованные формы досуга молодых людей. Коллектив как инструмент развития творческой индивидуальности.
Семинарское занятие 4. История возникновения и развития детских и молодежных движений в России
/Пр/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
История возникновения и развития детских и молодежных движений в России Развитие скаутского движения в России. Возникновение коммунистических союзов молодежи. ВЛКСМ и его деятельность. Монополизм комсомола в вопросах молодежи. Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Любительские объединения, клубы по интересам, молодежные центры.
Семинарское занятие 5. Технологии работы с неформальными подростковыми группами
/Пр/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Примеры формальных и неформальных молодежных объединений в России, специфика их деятельности. Примеры политических, социально-ориентированных, национальных, экологических, религиозных и др. детских и молодежных объединений в России. Общероссийские, межрегиональные и региональные (местные) организации. Примеры их социальной активности.
Семинарское занятие 6. Технологии организации групповой деятельности в ДОО
/Пр/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Воспитательные возможности детской общественной организации, специфика деятельности по формированию и развитию детско-подросткового сообщества. Коллективная творческая деятельность: виды и алгоритм. Мозговой штурм. Метод синектики. Дискуссия. Тренинг. Деловая игра. Другие технологии (квест, акция, фестиваль, ток-шоу, дебаты, флешмоб).
Семинарское занятие 7. Технологии организации досуга в ДОО
/Пр/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Определение досуга. Виды, формы, сферы и инфраструктуру досуга молодежи. Технология организации досуговых программ. Коллектив как инструмент развития творческой индивидуальности: этапы развития, условия создания и сплочения, организация самоуправления. Формы и методы проведения творческих занятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей.
Семинарское занятие 8. Технологии работы с волонтерами
/Пр/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
Понятие и признаки волонтерской деятельности. Классификации волонтерской деятельности. Основные этапы организации волонтерского движения. Требования к организации волонтерской деятельности подростков и молодежи.
Подготовка к семинарским занятиям и участие в них /Ср/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Творческое задание «Знакомство с опытом деятельности детских формирований в конкретном образовательном учреждении» /Ср/
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Обучающийся должен принять участие в собеседовании на семинарах, изучить опыт деятельности детских формирований, создать и защитить модель детской организации, выполнить контрольную работу, тест.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Виды работ:
Собеседование на семинарах - 8 семинаров *4 балла= 32б.
Создание и защита модели детской организации=20б.
Контрольная работа= 10б.
Изучение опыта деятельности детских формирований=10б.
Тест - итоговый 14 вопросов*2балла = 28б.
Итого по текущему контролю - 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Педагогика досуга: развитие социально-культурного творчества молодежи: учеб. пособие для студентов вузов
Кемерово: Изд-во КемГИК, 2019
https://www.iprbookshop.ru/95567
Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. для академ. бакалавриата
6.1.2. Дополнительная литература
сост. : Р. А. Литвак, Е. В. Криницына ; Челябинская гос. акад. культуры и искусства
Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Челябинск: Изд-во Челяб. акад. культуры и искусства, 2011
https://www.iprbookshop.ru/56503
Организация социокультурных проектов для детей и молодежи: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Золотарева А. В., Криницкая Г. М., Пикина А. Л.
Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 413, 414
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ