2021-2022_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.08.01
 
зачеты 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
4
4
8
8
12
12
Кoнтактная рабoта
4
4
8
8
12
12
Сам. работа
32
32
60
60
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
доцент, Тё С.Э. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
к.п.н., доцент, Кайгородцева О.В. _________________
 
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 11.04.2023 г.  № 9

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Казызаеа А.С.

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаеа А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаеа А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаеа А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаеа А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовить обучающихся к педагогической деятельности для решения профессиональных задач, обеспечивающих формирование личности обучающихся средствами физической культуры в процессе занятий физической культурой и спортом
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.1.2
Проектирование урока по требованиям ФГОС
2.1.3
Современные средства оценивания результатов обучения 
2.1.4
Психолого-педагогическая практика
2.1.5
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
2.1.6
Технологии досуговой деятельности 
2.1.7
Проектная деятельность педагога
2.1.8
Возрастная и педагогическая психология
2.1.9
Педагогика 
2.1.10
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.11
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.2
Технологии внеклассной работы
2.2.3
Междисциплинарная практика
2.2.4
Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Знает:

- нормативно-правовые, дидактические и методические основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ;

- требования ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования;

 
ОПК-2.5: Умеет

- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках ООП, разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемых учебных дисциплин;

- разрабатывать цели, планируемые результаты, содержание, организационно-методический инструментарий, диагностические средства оценки результативности основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ;

 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.4: Умеет:

- реализовывать современные формы и методы воспитательной работы, используя их в учебной и внеучебной деятельности;

- реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

- формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира;

- формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;

- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

 
ПК-4: Способен проектировать и реализовывать содержание образования в предметной области (ФК и БЖ) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю, в соответствии с уровнем развития современной науки и  с учетом возрастных особенностей обучающихся
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
ПК-4.1: Знает:

- принципы, логику действий и этапы педагогического проектирования;

- требования ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю;

 
ПК-4.2: Знает:

- основы проектирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды;

 
ПК-4.4: Умеет:

- составлять образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС на основе современных знаний о технологиях и методиках обучения;

- планировать этапы их реализации в ведущих направлениях проектирования учебного содержания, средств реализации дополнительного образования;

- проектировать образовательную среду в осуществлении дополнительного образования в соответствии с ФГТ;

- проектировать содержание обучения по предмету в соответствии с уровнем развития научного знания и с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;

- разрабатывать технологическую карту урока;

- критически анализировать учебные материалы предметной области с точки зрения их научности, психолого-педагогической и методической целесообразности использования;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. 1. Современное состояние дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
0
 
1.1
1.2. Законодательные и нормативные основы дополнительного физкультурного образования /Лек/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
3
1.Законодательные и программно-нормативные документы, регламентирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций. 2. Федеральные законы: «Об образовании в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ». 3.  Приказы министерства образования и науки РФ, министерства спорта РФ. 4. СанПиН
0
 
1.2
1.1.Физкультурно-спортивная организация как система. Понятие физкультурно- спортивной организации /Ср/
32
ОПК-2.2
3
Подготовить сообщение об организации физкультурно-спортивной работы на конкретном примере (по выбору студента)
0
 
 
Раздел 2. 2. Основы спортивной подготовки в системе дополнительного образования
0
 
2.1
2.4. Методика проведения оздоровительной тренировки в организациях дополнительного физкультурного образования.   /Пр/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Провести основную часть тренировки оздоровительной направленности
0
 
2.2
2.4. Методика проведения оздоровительной тренировки в организациях дополнительного физкультурного образования /Ср/
12
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Разработать комплекс упражнений оздоровительной направленности
0
 
2.3
2.5. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в организациях дополнительного физкультурного образования /Ср/
12
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Разработать комплекс упражнений по общей физической подготовке
0
 
2.4
2.6. Физкультурно-оздоровительная работа в оздоровительных лагерях /Ср/
10
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Провести фрагмент физкультурно-оздоровительного мероприятия 
0
 
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Раздел 3. 3. Планирование деятельности физкультурно-спортивной организации и физкультурно-массовой работы в учреждениях дополнительного образования детей
0
 
3.1
3.1. Содержание, структура и условия реализации дополнительных

современных технологий и методики  обучения в предметной области общеобразовательных программ.

/Лек/

2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
3
1. Различие содержания понятий «планирование» и «программирование» спортивной тренировки. 2. Технология планирования спортивной подготовки. 
0
 
3.2
3.2. Оперативное и текущее планирование в организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.  /Пр/
2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.4
4
Характеристика основных документов планирования процесса спортивной подготовки. Последовательность оформления плана тренировочных занятий с учётом этапа, вида спортивной подготовки, возраста и уровня подготовленности занимающихся. Требования к плану тренировочных занятий. Последовательность оформления плана-конспекта тренировочного занятия с учётом возрастных особенностей развития и уровня подготовленности занимающихся. Требования к плану-конспекту тренировочного занятия.
0
 
3.3
3.3. Содержание, структура и условия реализации дополнительных современных технологий и методики  обучения в предметной области общеобразовательных программ /Ср/
4
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Составить опорный конспект по принципам планирования и положениям, которые необходимо соблюдать в процессе планирования в области физической культуры и спорта
0
 
3.4
3.2.Оперативное и текущее планирование в организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности /Ср/
4
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Дать характеристику  документам планирования тренировочного процесса в организации дополнительного образования, разрабатываемых тренером
0
 
3.5
3.4. Оперативное и текущее планирование в организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности /Ср/
4
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Дать характеристику организационно-методическим документам тренировочного процесса в организации дополнительного образования. Заполнить таблицу  (наименование документа, его назначение, структура, краткое содержание)
0
 
3.6
3.5. Планирование спортивных соревнований /Пр/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Ознакомиться с требованиями к составлению положения о соревнованиях
0
 
3.7
3.5. Планирование спортивных соревнований /Ср/
8
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Разработать положение о соревнованиях
0
 
3.8
3.6. Методические особенности проведения педагогического контроля в организациях дополнительного физкультурного образования /Пр/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Составить опорный конспект по видам педагогического контроля
0
 
3.9
3.6. Методические особенности проведения педагогического контроля в организациях дополнительного физкультурного образования /Ср/
6
ОПК-2.5 ОПК-4.4
4
Разработать программу комплексного контроля в организациях дополнительного образования
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Средствами текущего контроля являются:

 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1. Устные ответы на семинарских занятиях

2. Контрольная работа, включающая в себя:

- составление положения о проведении классификационных соревнований по виду спорта для группы начальной подготовки 1 года обучения (задание 1)

- ответ на вопросы (задание 2)

- составление конспекта урока физической культуры (задание 3)

- разработка спортивно-массового мероприятия (задание 4)

- разработка тематического плана прохождения программного материала спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения (задание 5)

- разработка рабочего плана тренировочных занятий СОГ по футболу (задание 6)

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и набравший 61-100 баллов, получает зачет. 
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Распределение баллов по видам работ

Устные ответы на семинарских занятиях 2х5=10 баллов

Контрольная работа 90 баллов, в том числе:

- составление положения о проведении классификационных соревнований по виду спорта для группы начальной подготовки 1 года обучения (задание 1) 15 баллов

- ответ на вопросы (задание 2) 10 баллов

- составление конспекта урока физической культуры (задание 3) 10 баллов

- разработка спортивно-массового мероприятия (задание 4) 20 баллов

- разработка тематического плана прохождения программного материала спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения (задание 5) 15 баллов

- разработка рабочего плана тренировочных занятий СОГ по футболу (задание 6) 20 баллов

Итого    61-100 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Кудашова Л. Т., Кудашов В. Ф., Войнова С. Е.
Формирование основ организационно-управленческой деятельности студентов: учеб. пособие по направлению 51.03.05 "Режиссура театрализ. представлений и праздников"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
Л1.2
Мухина М. П.
Физкультурное образование школьников: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
70
 
Л1.3
Мельникова Ю. А., Мельников К. В.
Технология планирования образовательного и тренировочного процесса по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования: учеб.-метод. пособие
Омск: СибГУФК, 2020
15
 
Л1.4
под ред. Ю. Д. Железняк
Теория и методика обучения предмету "Физическая культура": учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033100 - Физ. культура
Москва: Академия, 2010
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
сост. : Ю. А. Мельникова, М. П. Мухина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Планирование физкультурного образования в общеобразовательных организациях: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
10
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- браузер
6.3.1.2
- текстовый редактор
6.3.1.3
- программа для просмотра pdf-файлов
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 222, 229).  
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики