2021-2022_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Физиология физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиология физической культуры
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.01.06
 
экзамены 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
55
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
55
55
55
55
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Ефимова Т.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Физиология физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 12.04.2022 г.  № 9

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой _____________Кудря О.Н.

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой _____________Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой _____________Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой _____________Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой _____________Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к педагогической деятельности для решения профессиональных задач по проведению занятий по физической культуре на основе знаний о функционировании организма в покое и при мышечной деятельности и функциональных возможностей обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия и физиология 
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.3
Биохимия человека
2.1.4
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.5
Легкая атлетика
2.1.6
Лыжная подготовка
2.1.7
Ознакомительная практика
2.1.8
Гимнастика
2.1.9
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Врачебно-педагогический контроль
2.2.2
Физкультурно-оздоровительная деятельность
2.2.3
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.4
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.2.5
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.6
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
2.2.7
Мониторинг физического состояния человека
2.2.8
2.2.9
2.2.10
2.2.11
2.2.12
История физической культуры
2.2.13
Основы национальной безопасности и обороны государства
2.2.14
2.2.15
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.16
Плавание
2.2.17
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.18
Спортивные игры
2.2.19
Дорожно-транспортная безопасность
2.2.20
Междисциплинарная практика
2.2.21
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
2.2.22
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.23
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.24
Информационная безопасность
2.2.25
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.26
Обеспечение безопасности образовательной организации
2.2.27
Основы школьного туризма
2.2.28
Пожарная безопасность
2.2.29
Противодействие терроризму
2.2.30
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.31
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
2.2.32
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.33
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.3: Знает:

- достижения в области возрастной физиологии, школьной гигиены, физиологии ФК, гигиены ФКиС;

 
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся 
 
ПК-3.10: Умеет:

- использовать методы измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма;

- пользоваться контрольно-измерительными приборами;

 
ПК-3.16: Имеет опыт:

- применения методов измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма;

 
ПК-3.4: Знает:

- методы оценки функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола;

- механизмы, обеспечивающие компенсаторно-приспособительные реакции организма человека в возрастном аспекте и причинно-следственные взаимосвязи между различными проявлениями жизнедеятельности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта
0
 
1.1
Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта /Лек/
2
ПК-1.3
3
Содержание лекции 1. Введение в предмет. Адаптация к мышечной деятельности и различным условиям среды. Введение в дисциплину. Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма человека. Адаптация организма к различным условиям внешней среды. Содержание лекции 2. Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений. Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений и движений. Физиологические особенности циклических, ациклических, ситуационных и упражнений оцениваемых по качественному значению. Содержание лекции 3. Физиологические особенности состояний организма при спортивной деятельности*. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Содержание лекции 4. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков и развития физических качеств*. Физиологические закономерности формирования двигательных навыков. Физиологические основы развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. 
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.2
Физиологические основы развития физических качеств /Пр/
2
ПК-1.3 ПК-3.4 ПК-3.10
3
Собеседование по вопросам: Биологические факторы, определяющие развитие силы. Относительная и абсолютная максимальная сила мышц. Максимальная произвольная сила (МПС) и физиологические факторы, её определяющие. Понятие о силовом дефиците. Факторы, определяющие скрытый период двигательной реакции, время одиночного движения и темп движений. Скоростно-силовые качества (мощность). Факторы, лимитирующие гибкость. Активная и пассивная гибкость. Выносливость и ее виды. Максимальное потребление кислорода. Функциональные изменение в организме при развитии выносливости. Ловкость как проявление координационных способностей нервной системы. Лабораторная работа. Физиологическая характеристика силы, быстроты и гибкости. Лабораторная работа. Физиологическая характеристика выносливости.
0
 
1.3
Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта /Ср/
25
ПК-1.3 ПК-3.4
3
Теоретическое изучение темы. Выполнение контрольной работы Написание реферата
0
 
 
Раздел 2. Физиологические основы занятий по физической культуре
0
 
2.1
Физиологическая характеристика занятия по физической культуре /Лек/
2
ПК-1.3
3
Содержание лекции 5. Физиологические основы проведения занятий по физической культуре и оздоровительной физической культуре* Физиологическая характеристика урока физической культуры. Физиологические основы занятий физической культурой с женщинами, детьми и подростками. Физиологические основы оздоровительной физической культуры. Значение современных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и их влияние на организм школьников.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.2
Физиологические основы занятий по физической культуре и оздоровительной физической культуре /Пр/
2
ПК-1.3 ПК-3.4 ПК-3.16
3
1 часть занятия 1) Собеседование по вопросам: 1. Особенности развития функциональных систем у детей различных возрастных периодов. 2. Особенности развития физических качеств у детей различных возрастных периодов. 3. Физиологическое обоснование нагрузок на уроках физической культуры. 4. Хронометрирование урока физической культуры. Регистрируемые параметры и их оценка. 2) Выполнение лабораторной работы 13 ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 2 часть занятия 1) Собеседование по вопросам: Физиологическая характеристика жизни современного человека и особенности ее влияния на здоровье. Гипокинезия и гиподинамия и их влияние на организм человека. Физиологические особенности влияния массовых форм физичес­ких упражнений на организм человека. Физиологическая характеристика физического воспитания дошкольников. Физиологическая характеристика физического воспитания школьников. Двигательная активность лиц зрелого и пожилого возраста. Физиологическая характеристика использования физических упражнений и других форм активного отдыха в процессе  производства и режима дня. 2) Выполнение лабораторной работы ОЦЕНКА УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
0
 
2.3
Физиологические основы занятий по физической культуре  /Ср/
30
ПК-1.3
3
Теоретическое изучение темы Выполнение контрольной работы Написание реферата
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Собеседование

а) 5 баллов выставляется если:

- уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);

- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем.

- уверенно владеет понятийным аппаратом;

- уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы

б) 3 балла выставляется, если:

- в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;

- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
- владеет понятийным аппаратом;

в) 1 балл выставляется при условии, если:

- в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;

- не смог ответить на дополнительные вопросы

г) 0 баллов ставится, если:

- ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос.

- отказался отвечать на вопросы

Реферат

а) Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата) - 10 баллов

б) Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата) - 7 баллов

в) Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

г) Оформление реферата не соответствует стандартам; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата) - 0 баллов

Контрольная работа

Контрольная работа оценивается следующим образом:

а) 40 баллов - Соответствие требованиям по информации и оформлению

б) 30 баллов - Частичное соответствие требованиям по информации и оформлению

в) 20 баллов - Допустимое соответствие требованиям по информации и оформлению

г) 0 баллов - Недопустимое соответствие требованиям по информации и оформлению

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в виде собеседования по двум вопросам:

2×20=40

Собеседование каждого из вопросов оценивается следующим образом:

а) 20 баллов выставляется если:

- уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);

- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем.

- уверенно владеет понятийным аппаратом;

- уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы

б) 15 балла выставляется, если:

- в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;

- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.

- владеет понятийным аппаратом;

в) 10 балл выставляется при условии, если:

- в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;

- не смог ответить на дополнительные вопросы

г) 0 баллов ставится, если:

- ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос.

- отказался отвечать на вопросы

34-40 баллов - отлично

27-33 - хорошо

20-26 - удовлетворительно

менее 20 - неудовлетворительно

Вопросы для подготовки к экзамену

    1. Понятие об адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам и ее основные функциональные эффекты. Функциональные резервы организма и возможности их использования.

    2. Физиологическая классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы, по типу мышечной работы, по силе или мощности сокращений, по энергетической стоимости упражнений.

    3. Физиологическая классификация спортивных упражнений по В.С.Фарфелю. Классификация упражнений избранного вида спорта.

    4. Физиологическая характеристика максимальной и субмаксимальной зон относительной мощности циклических видов спорта (продолжительность, механизмы энергообеспечения, изменения висцеральных систем, механизмы утомления и факторы, лимитирующие работоспособность). Гравитационный шок, механизмы развития, способы предупреждения и ликвидации.

    5. Физиологическая характеристика большой и умеренной зоны относительной мощности циклических видов спорта (продолжительность, механизмы энергообеспечения, изменения висцеральных систем, механизмы утомления и факторы, лимитирующие работоспособность). Гипогликемический шок, механизмы развития, способы предупреждения и ликвидации.

    6. Физиологическая характеристика стереотипных физических упражнений, выполнение которых оценивается в баллах (с примерами из разных видов спорта).

    7. Физиологическая характеристика ситуационных движений (спортивные игры и единоборства).

    8. Физиологическая характеристика ациклических упражнений (силовые и скоростно-силовые упражнения). Позы и статические усилия. Феномен статического усилия (Д.Линдгард). Натуживание и его влияние  на дыхание, кровообращение, мышечную силу. Взрывные усилия.

    9. Физиологическая характеристика предстартового состояния (механизмы возникновения, особенности функциональных изменений).

    10. Разновидности предстартового состояния и способы управления ими.

    11. Физиологическая характеристика разминки (механизмы и особенности функциональных сдвигов, общая и специальные части разминки, сохранение эффектов разминки). Ее особенности в избранном виде спорта.

    12. Физиологические закономерности и механизмы врабатывания. Факторы, его определяющие.

    13. «Мертвая точка» и «второе дыхание», механизмы возникновения этих состояний. Пути преодоления «мертвой точки».

    14. Устойчивое состояние (понятие о кислородном запросе, потребление кислорода и кислородном долге). Виды устойчивого состояния и механизмы их возникновения.

    15. Утомление, как биологический процесс (острое и хроническое, общее и локальное утомление). Признаки утомления. Чувство усталости. Компенсированное и некомпенсированное утомление.

    16. Современные представления о механизмах утомления и теории, объясняющие его возникновение.

    17. Основные факторы утомления при упражнениях разного характера и мощности (циклические, ациклические и ситуационные упражнения, движения, оцениваемые в баллах). Проявления утомления в избранном виде спорта.

    18. Восстановление и восстановительный период. Их физиологические закономерности. Кислородный долг (его компоненты) и восстановление энергетических запасов организма.

    19. Особенности восстановления после спортивных упражнений различного характера. Средства повышения эффективности процессов восстановления. Активный отдых (И.М.Сеченов).

    20. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (условно-рефлекторные механизмы, двигательный динамический стереотип, экстраполяция, двигательная память, сенсорная афферентация).

    21. Фазы формирования двигательного навыка, автоматизация движений спортсмена. Соматический и вегетативный компоненты двигательного навыка. Особенности формирования двигательного навыка в различных видах спорта.

    22. Физиологические механизмы физического качества сила. Максимальная произвольная сила, центральные и периферические факторы, ее определяющие, влияние эмоций и мотиваций. Типы гипертрофии мышц. Физиологическое обоснование тренировки мышечной силы в избранном виде спорта.

    23. Физиологические основы тренировки скоростно-силовых качеств. Взрывная сила и ее механизмы. Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений.

    24. Физиологические механизмы физического качества скорости (быстроты) движений и его проявлений (скрытый период двигательной реакции, время одиночного движения, темп движений).

    25. Определение физического качества выносливость. Виды выносливости, роль генетических и средовых факторов в их развитии. Особенности проявления выносливости в избранном виде спорта.

    26. Аэробная выносливость и кислородтранспортная система. Изменения в системах внешнего дыхания, крови и кровообращения, системе микроциркуляции мышц. Максимальное потребление кислорода (величины, методы определения).

 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
    27. Физиологические основы развития физических качеств ловкость и гибкость.

    28. Морфофункциональные показатели тренированности спортсменов в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных (тестирующих) и предельных (соревновательных) нагрузок.

    29. Факторы, определяющие и лимитирующие максимальное потребление кислорода. Порог анаэробного обмена и его использование в тренировочном процессе.

    30. Физиологические закономерности занятий физической культурой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обратимости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.

    31. Морфофункциональные особенности женского организма, лимитирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Менструальный цикл и его фазы (морфофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).

    32. Влияние больших физических нагрузок на растущий и зрелый женский организм. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз менструального цикла.

    33. Особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств в детском, подростковом и юношеском возрасте. Возрастные особенности динамики состояний организма при спортивной деятельности.

    34. Физиологические основы отбора и ориентации юных спортсменов. Значение генетического фактора и условий среды в прогнозировании спортивных результатов.

    35. Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность (физические механизмы теплоотдачи и физиологические механизмы ее усиления).

    36. Физиологические проявления тепловой адаптации спортсменов. Потери воды и солей в условиях повышенной температуры и влажности воздуха и их восполнение.

    37. Физиологические особенности мышечной работы человека в условиях низкой температуры воздуха (лыжный и конькобежный спорт): изменения функций организма и особенности акклиматизации.

    38. Влияние горных условий на организм человека. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления

    39. Горная акклиматизация (адаптация к высоте) – изменения в составе крови, функции дыхания и кровообращения.

    40. Спортивная работоспособность в среднегорье при выполнении скоростно-силовых упражнений и упражнений на выносливость и после возвращения на уровень моря.

    41. Влияние биоритмов (циркадианных и др.) на работоспособность спортсменов. Физиологические изменения в организме при смене временных поясов.

    42. Влияние водной среды на спортивную работоспособность (факторы, действующие на организм, особенности терморегуляции и функции сенсорных систем, систем внешнего дыхания и кровообращения).

    43. Гипокинезия и ее влияние на организм человека. Физиологическое обоснование величин физических нагрузок в зрелом и пожилом возрасте.

    44. Физиологическая характеристика влияния разных форм физической культуры (ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах и др.) на организм в зрелом и пожилом возрасте.

    45. Физиологическая характеристика использования физических упражнений и других форм активного отдыха в процессе производства и режима дня (производственная и утренняя гимнастика, ритмическая и атлетическая гимнастика и др.) в зрелом и пожилом возрасте.

    46. Физиологическая характеристика урока физической культуры.

Для выставления оценки по промежуточной аттестации баллы текущего контроля и промежуточной аттестации суммируются и полученные баллы могут быть минимальными и максимальными по каждой оценке согласно пятибалльной системе, которые представлены следующим образом:

87-100 баллов - отлично

73-86 балла - хорошо

61-72 балла – удовлетворительно

60 балла и менее - неудовлетворительно

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки

Текущий контроль

При условии максимального набора баллов за виды работ БРС выглядит следующим образом (60 баллов):

Собеседование 2×5 баллов = 10

Реферат 1×10 баллов =10

Контрольная работа 1×40 баллов=40

Итого 60 баллов

При условии минимального набора баллов за виды работ БРС выглядит следующим образом (40 баллов):

Контрольная работа 1×40 баллов = 40

Итого 40 баллов

Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в виде собеседования по двум вопросам:

При максимальном наборе баллов:  2×20=40 баллов

При минимальном наборе баллов: 2Х10= 20 баллов

Оценка по дисциплине выставляется как сумма баллов текущего контроля и промежуточной аттестации

87-100 баллов - отлично

 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
73-86 балла - хорошо

61-72 балла – удовлетворительно

60 балла и менее - неудовлетворительно

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
1
 
Л1.2
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2017
1
 
Л1.3
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Сов. спорт, 2012
38
 
Л1.4
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2016
1
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
 
Э2
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
 
Э3
официальный сайт вуза : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
- научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
6.3.2.2
- Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран Механический прибор для измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая, кистевой динамометр механический - 6, спирометр - 4, становый динамометр – 1, велоэргометр – 1, степ-платформа - 2
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405,407,502,602, учебный корпус №4 - ауд. 102,305,312, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229,422, дворец здоровья - ауд. 13, легкоатлетический манеж - 21,26.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики