2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Возрастная и педагогическая психология
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Возрастная и педагогическая психология
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.05.03
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
18
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
86
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
20
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
20
20
30
30
Практические
30
30
26
26
56
56
Итого ауд.
40
40
46
46
86
86
Кoнтактная рабoта
40
40
46
46
86
86
Сам. работа
68
68
8
8
76
76
Часы на контроль
18
18
18
18
Итого
108
108
72
72
180
180
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Канд. пед. наук, доцент, Бакурова Т.П.;Канд. пед. наук, старший преподаватель, Константинова Е.А. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Канд.пед.наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
 
Возрастная и педагогическая психология
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 25.04.2023 г.  № 10

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формировать у студентов представление о закономерностях  психического развития, формирования личности человека и организации образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.2.2
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни 
2.2.3
Основы психодиагностики 
2.2.4
Современные образовательные технологии 
2.2.5
Социальная психология
2.2.6
Методика обучения безопасности жизнедеятельности 
2.2.7
Организация деятельности детского общественного объединения
2.2.8
Психолого-педагогическая практика
2.2.9
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
2.2.10
Технологии досуговой деятельности 
2.2.11
Вожатская практика
2.2.12
Научно-исследовательская работа
2.2.13
Проектирование урока по требованиям ФГОС
2.2.14
Теория и методика физической культуры
2.2.15
История образования и педагогической мысли
2.2.16
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
2.2.17
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.18
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.19
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
2.2.20
Социальная педагогика  
2.2.21
Технологии внеклассной работы
2.2.22
Коммуникативная компетентность педагога
2.2.23
Междисциплинарная практика
2.2.24
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
2.2.25
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Знает:

- психологические закономерности и принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

- теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;

 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Знает

- основные принципы деятельностного подхода;

 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.2: Знает:

- законы развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

- основы мотивации обучения;

 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
ОПК-7.1: Знает:

- закономерности формирования и развития детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

- психолого-педагогические закономерности, принципы, особенности, этические и правовые нормы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;

 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Знает:

- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности;

- теории социализация личности;

- законы развития личности и проявления личностных свойств;

 
ОПК-8.2: Знает:

- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;

 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.3: Знает:

- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, состоянию здоровья, этническим и религиозным признакам и др.);

 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Знает:

- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, основы их психодиагностики;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические аспекты возрастной психологии
0
 
1.1
1.1. Общая характеристика возрастной психологии как науки.

/Лек/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2
2
Предмет возрастной психологии. Детство как предмет научного изучения. Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Социализация личности. Влияние образования на развитие. Созревание и развитие. Социокультурный фон развития.
0
 
1.2
1.2. Проблема движущих сил, источников и условий психического развития (интерактивная)

/Лек/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2
2
Понятие о психическом развитии человека. Детерминанты развития. Условия и факторы психического развития. Основные закономерности психического развития и их проявление при спонтанном и  формирующем развитии. Биогенетический подход: теория созревания  А.Гезелла, психоаналитическая теория З. Фрейда, генетические основы развития. Возраст и развитие. Пол и развитие. Кризисы и задачи развития, сензитивные периоды развития. Социогенетический подход. Культурно- историческая теория Л.С. Выготского.  Ведущая деятельность. Понятие о социальной ситуации развития.  Стадии психосоциального развития в концепции Э.Эриксона. Теория психического развития Д.Б. Эльконина.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.3
1.3. Психологическое понятие возраста и проблема периодизации возрастного развития

О /Лек/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2
2
бщее представление о возрасте. Периодизация психического развития: принципы построения. Типы и виды возрастных классификаций.
0
 
1.4
1.1. Подходы к решению основных проблем возрастной психологии в теориях психического развития

/Пр/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2
2
Вопросы для рассмотрения: 1. Классификация теорий. 2. Общая характеристика теорий социального научения. 3. Общая характеристика психоаналитических теорий развития. 4. Особенности подхода к психическому развитию в гуманистической психологии. 5.  Принципы, особенности и закономерности культурно-исторической теории.
0
 
1.5
1.2. Содержание и структура возрастных кризисов

/Пр/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2
2
Вопросы для рассмотрения: 1. Основные положения концепции возрастных кризисов в отечественной психологии. 2. Кризис одного года, трех и семи лет, психологическое содержание. 3. Кризис младшего подросткового возраста, начала взрослой жизни, середины жизни.
0
 
1.6
1.3. Методы возрастной психологии

/Пр/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2
2
Вопросы для рассмотрения: 1.Принципы психологического исследования 2. Классификация методов 3.Методы измерения и оценки психического состояния человека, их использование для решения задач в области образования.
0
 
1.7
1.1. Взаимосвязь возрастной психологии  с другими разделами психологии (конспект, таблица). /Ср/
6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2
2
0
 
1.8
1.2. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского  – (тематический конспект научных  статей) /Ср/
6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2
2
0
 
1.9
1.3. Типы и виды возрастных классификаций (заполнение таблицы) /Ср/
6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2
2
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Особенности психического развития в разные возрастные периоды
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.1
2.1. Психическое развитие в период дошкольного и младшего школьного возраста

/Лек/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
Основные закономерности развития в первые годы жизни. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития. Специфика развития в младенческом возрасте. Особенности развития в раннем детстве, дошкольном возрасте. Физическое и моторное развитие в дошкольном возрасте. Особенности когнитивного развития. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Младший школьный возраст: основные характеристики и закономерности развития. Готовность к обучению в школе как основа перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
0
 
2.2
2.2. Подростковый возраст в свете разных концепций

/Лек/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
3
Общая характеристика развития в подростковом возрасте. Понятие «подростковый возраст» в различных психологических теориях. Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста. Возникновение и развитие чувства взрослости в подростковом возрасте. Задачи развития в подростковом возрасте как выражение биологических, психических и социальных аспектов взросления. Особенности общения подростка. Роль и значение самопознания в подростковом возрасте. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
0
 
2.3
2.3. Психологические особенности юношеского возраста.

/Лек/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
3
Различные подходы к определению юности. Общие закономерности личностного развития в юности. Становление мировоззрения. Личностное и профессиональное самоопределение как основные новообразования юношеского возраста. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения. Взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и особенностей интеллектуального развития в юношеском возрасте. Специфика обучения. Проблема самовыражения и самоутверждения в юношеском возрасте.
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.4
2.4. Особенности зрелого возраста.

/Лек/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
3
Теории психического развития об особенностях развития взрослых. Акмеология как раздел психологии развития. Психосоциальное развитие в ранней взрослости. Родительский и профессиональный цикл как основные циклы развития. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости. Этапы взрослости. Специфика профессиональной самореализации в зрелости. Кризисы на этапе взрослости. Психологический смысл кризиса середины жизни. Особенности динамики познавательных процессов в зрелом возрасте. Возраст и проблемы смысла жизни. Биологические и социальные факторы старения.  Изменение системы социальных связей и отношений в пожилом возрасте. Ведущий тип деятельности в пожилом возрасте. Приобретение жизненной мудрости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Старость как социальная и психологическая проблема.
0
 
2.5
2.1. Психосоциальное развитие в младенчестве и раннем детстве

/Пр/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
Вопросы для рассмотрения: 1.Динамика психического развития младенца. Кризис 1 года. 2.Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте. 3. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Кризис 3 лет.
0
 
2.6
2.2. Характеристика ведущей деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте

/Пр/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
Вопросы для рассмотрения: 1. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. 2. Психологические новообразования дошкольного возраста. 3. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. 4. Новообразования младшего школьного возраста
0
 
2.7
2.3. Развитие самосознания и социальное развитие подростка

/Пр/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
Вопросы для рассмотрения: 1. Особенности социализации подростков. 2. Самосознание как важнейшее новообразование подросткового возраста. 3. Подростковая субкультура. Отношения со сверстниками, потребность в самоутверждении. 4. Психология трудного подростка. Девиантное поведение.
0
 
2.8
2.4. Виды деятельности подростка и их роль в психическом развитии

/Пр/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
Вопросы для рассмотрения: 1.  Интимно-личностное общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. 2. Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте. Мотивация учебной деятельности.
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.9
2.5. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте

/Пр/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
Вопросы для рассмотрения: 1. Зависимость межличностных отношений старшеклассников от отношения к учёбе. 2. Самоопределение старшеклассников. 3. Общение старшеклассников со сверстниками и взрослыми. 4. Развитие самосознания старшеклассников.
0
 
2.10
2.6. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

/Пр/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
Вопросы для рассмотрения: 1. Психологические особенности выбора профессии. 2. Профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. 3. Проектирование профессионального жизненного пути
0
 
2.11
2.7. Молодость как начальный этап взрослости

/Пр/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
3
Вопросы для рассмотрения: 1.Основные задачи развития в период молодости 2. Кризис молодости и его преодоление.
0
 
2.12
2.8. Психосоциальное развитие в поздней взрослости

/Пр/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
3
Вопросы для рассмотрения: 1.Психологический смысл кризиса середины жизни. 2. Особенности динамики познавательных процессов в зрелом возрасте. 3. Возраст и проблемы смысла жизни. 4. Изменение системы социальных связей и отношений в пожилом возрасте.
0
 
2.13
2.6. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте /Пр/
2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Психологические особенности выбора профессии. 2. Профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. 3. Проектирование профессионального жизненного пути
0
 
2.14
2.1. Особенности когнитивного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте (сравнительная таблица) /Ср/
6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
0
 
2.15
2.2 Проблема «кризиса  подросткового возраста» в отечественной и зарубежной психологии (тематический конспект). /Ср/
7
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
0
 
2.16
2.3. Первоначальный выбор жизненного пути как содержание социальной ситуации развития в юношеском возрасте (конспект и анализ научных статей). /Ср/
8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
0
 
2.17
2.4. Психосоциальное развитие в поздней взрослости (решение кейса). /Ср/
8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.18
2.5. Психологические аспекты старения (заполнение таблицы, решение проблемных задач). /Ср/
7
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
0
 
2.19
2.6. Подбор методов измерения психических состояний (заполнение таблицы, описание методов) /Ср/
10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-6.2 УК-3.3
2
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Теоретические аспекты педагогической  психологии
0
 
3.1
3.1. Теоретические аспекты педагогической  психологии

/Лек/

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-4.2 ОПК-3.2
3
Исторические аспекты развития педагогической психологии. Концепции педагогического процесса и его психологические основания. Образование как многоаспектный феномен. Основные направления обучения в современном образовании.
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Психология обучения
0
 
4.1
4.1. Общая характеристика процесса обучения.

/Лек/

2
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
Основные понятия психологии обучения: «научение», «учение», «обучение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность». Содержание и структура учебной деятельности. Мотивация учения. Управление учебной деятельностью. Обучающиеся как субъекты учебной деятельности.
0
 
4.2
4.2. Современные теории обучения.  /Лек/
2
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
Личностно деятельностный подход как основа организации образовательного процесса Обучение и развитие. Проблемное обучение, программированное обучение, контекстное обучение, обучение, основанное на теории формирования умственных действий П.Я. Гальперина, развивающее обучение в отечественной образовательной системе. 
0
 
4.3
4.1. Технологии развивающего обучения /Пр/
4
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
0
 
4.4
4.2. Обучающиеся как субъекты учебной деятельности /Пр/
2
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
0
 
4.5
4.1. Психология  воспитания в семье – конспект, рекомендации /Ср/
4
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
2
0
 
4.6
4.1. Психология  воспитания в семье – конспект, рекомендации /Ср/
2
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Психология воспитания
0
 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
5.1
5.1.Воспитание как фактор формирования личности.  /Лек/
2
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
Гуманизация воспитания – важная задача педагогической психологии. Субъекты воспитания. Проблема управления воспитанием. Психологические аспекты воспитательных технологий. Особенности воспитания на разных возрастных этапах. Влияние воспитания на развитие личности.  
0
 
5.2
5.2.Механизмы формирования личности.  /Лек/
2
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
Социализация. Социальные установки, нормы и ценности. Воспитательные технологии. Влияние воспитания в общеобразовательных учреждениях и семье. Самовоспитание. Формирование внутренней ответственности.
0
 
5.3
5.1. Особенности воспитания на разных возрастных этапах

/Пр/

4
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
Вопросы для рассмотрения 1. Роль семьи в воспитании ребенка в первые годы жизни. 2. Школа и семья как воспитательные  институты 3. Особенности воспитания подростков и старших школьников
0
 
5.4
5.1. Профессионально важные качества педагога – схема, тезисы /Ср/
6
ОПК-7.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Личность и деятельность педагога
0
 
6.1
6.1.Психологическая структура педагогической деятельности.  /Лек/
2
ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
Понятие педагогической деятельности в отечественной и зарубежной литературе. Формы, характеристика и содержание педагогической деятельности. Основные функции  педагогической деятельности, их характеристика. Понятие личности педагога. Субъективные свойства педагога. Психофизиологические предпосылки к педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Профессионально важные качества педагога. Стили педагогической деятельности. Общие и специальные способности педагога. Индивидуально-психологические особенности личности педагога.
0
 
6.2
6.2. Педагогическое общение.  /Лек/
2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
Понятие, функции, компоненты педагогического общения. Стили педагогического общения. Определение и характеристика затрудненного общения. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии. Понятие и методы педагогического воздействия. Психологические барьеры в педагогическом общении и их преодоление.
0
 
стр. 12
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
6.3
6.1. Педагогическое общение

/Пр/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
Вопросы для рассмотрения 1.Стили педагогического общения. 2. Модели общения педагога с учениками. 3. Типичные ошибки восприятия ученика учителем. 4. Конфликты в общеобразовательной школе
0
 
6.4
6.2. Психологический анализ урока

/Пр/

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.2 УК-3.3
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Психологический анализ урока как единство проективно-рефлексивных умений педагога. 2. Уровни педагогического анализа урока: предваряющий, текущий, ретроспективный.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студенту необходимо принять участие в устном опросе на семинарах, решить практические ситуации, пройти тестирование.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Вопросы к экзамену:

1.Возрастная психология как наука.

2.Методы возрастной психологии.

3.Проблема движущих сил, источников и условий психического развития.

4.Основные закономерности психического развития.

5.Психологическое понятие возраста и проблема периодизации возрастного развития.

6.Детство как предмет научного изучения.

7.Основные закономерности развития в первые годы жизни.

8.Особенности развития в раннем детстве.

9.Специфика развития в младенческом возрасте.

10.Игра как ведущая деятельность дошкольника.

11.Готовность к обучению в школе как основа перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

12.Младший школьный возраст: основные характеристики и закономерности развития.

13.Общая характеристика развития в подростковом возрасте.

14.Возникновение и развитие чувства взрослости в подростковом возрасте.

15.Особенности общения подростка.

16.Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста.

17.Взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и особенностей интеллектуального развития в юношеском возрасте.

18.Общие закономерности личностного развития в юности.

19.Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

20.Психосоциальное развитие в ранней взрослости.

21.Этапы взрослости, специфика проявления кризисов на этапе взрослости.

22.Содержание и структура возрастных кризисов.

23.Возраст и проблемы смысла жизни.

24.Биологические и социальные факторы старения.

25.Старость как социальная и психологическая проблема.

26.Теоретические аспекты педагогической психологии

27.Педагогическое общение.

28.Воспитание как фактор формирования личности.

29.Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

30.Общая характеристика процесса обучения.

31.Содержание и структура учебной деятельности.

32.Современные теории обучения.

33.Обучение и развитие. Концепция Л.С. Выготского

34.Проблемное и программированное обучение

35.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

36.Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

37.Психологическая структура педагогической деятельности.

38.Понятие личности педагога.

39.Стили педагогической деятельности.

40.Общие и специальные способности педагога.

ОЦЕНКА по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:

 
стр. 13
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
неудовлетворительно - 60 и менее баллов

удовлетворительно - 61-72 балла

хорошо - 73-86 баллов

отлично - 87-100 баллов

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Устный опрос 20 семинаров по 2 балла = 40 баллов

2. Решение практических ситуаций 5 ситуаций по 2 балла = 10 баллов

3. Тест 10 баллов

ИТОГО по текущему контролю 60 баллов

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):

Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета 20 баллов

Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета 20 баллов

ИТОГО по промежуточной аттестации 40 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В.
Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/81045
 
Л1.2
Есина Е. В.
Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/81039
 
Л1.3
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н.
Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Акад. Проект, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/110032
 
Л1.4
Исаев Е. И.
Педагогическая психология: учеб. для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Талызина Н. Ф.
Педагогическая психология. Практикум: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л2.2
Батюта М. Б., Князева Т. Н.
Возрастная психология. Практикум для студентов: учеб.-метод. пособие для вузов
Саратов: Вузов. образование, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/40436
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
 
Э3
Официальный сайт вуза : sibsport.ru
 
Э4
Электронный деканат СибГУФК : ies.sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 413, 414
 
стр. 14
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики