МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доц., Мельникова Ю.А. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 17.05.2023 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у бакалавров основ социальной психологии при подготовке к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, безопасности жизнедеятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная и педагогическая психология
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Организация деятельности детского общественного объединения
Психолого-педагогическая практика
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
Технологии досуговой деятельности
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Технологии внеклассной работы
Коммуникативная компетентность педагога
Междисциплинарная практика
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.3: Знает:
- способы предупреждения и продуктивного разрешения межличностных конфликтов;
ОПК-7.4: Умеет:
- обоснованно выбирать и реализовывать формы, методы и средства взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;
- предупреждать и продуктивно разрешать межличностные конфликты;
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1: Знает:
- функции и средства общения;
- источники, причины и способы управления конфликтами;
- сущностные характеристики и типологию лидерства;
- факторы эффективного лидерства;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Введение
Лекция 1. Место социальной психологии в системе научного знания
/Лек/
Предмет изучения социальной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества. Структура социальной психологии. Связь с другими науками. Методы социальной психологии.
Семинарское занятие 1. Социальная психология как наука
/Пр/
Предмет изучения социальной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества. Структура социальной психологии. Связь с другими науками. Методы социальной психологии.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Семинарское занятие 2. История формирования социально-психологических идей
/Пр/
Предпосылки возникновения социальной психологии. Первые исторические формы социально-психологического знания. Основные теоретические подходы в западной социальной психологии: социокультурный, эволюционный, теория социального научения, феноменологический, социально-когнитивный подходы. Развитие отечественной социальной психологии.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 2. Раздел 2. Закономерности общения и взаимодействия
Лекция 2. Общественные отношения и межличностные отношения. Понятие общения.
/Лек/
Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Общение и социальное поведение личности. Специфика развития общения в онтогенезе. Единство общения и деятельности. Структура и функции общения.
Семинарское занятие 3. Общественные отношения и межличностные отношения
/Пр/
Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений. Место и природа межличностных отношений. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Единство общения и деятельности. Структура общения. Функции общения.
Семинарское занятие 4. Общение как обмен информацией
(коммуникативная сторона общения)
/Пр/
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Средства коммуникации. Речь. Невербальная коммуникация.
Семинарское занятие 5. Общение как взаимодействие
(интерактивная сторона общения)
/Пр/
Место взаимодействия в структуре общения. Типы взаимодействий. Структура взаимодействия. Конфликт. Виды конфликтов. Подходы к изучению проблематики конфликта. Технологии предотвращения и разрешения конфликтов. Техники медиации.
Семинарское занятие 6. Общение как восприятие людьми друг друга
(перцептивная сторона общения)
/Пр/
Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Формирование первого впечатления о человеке. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Решение конфликтных ситуаций по алгоритму /Ср/
Раздел 3. Раздел 3. Социальная психология групп
Лекция 3. Проблема группы в социальной психологии.
/Лек/
Группа как объект социально-психологического анализа. Функции и структура группы. Классификация групп. Конфликты в образовательной среде. Способы профилактики конфликтов. Основное содержание медиативного подхода в образовании.
Лекция 4. Групповая динамика и групповая эффективность
/Лек/
Понятие о групповой динамике. Психологическая совместимость членов группы. Принятие групповых решений. Плюсы и минусы группового принятия решений. Лидерство и руководство в группах и организациях. Социально-психологический климат группы.
Семинарское занятие 7. Проблема группы в социальной психологии.
/Пр/
Группа как объект социально-психологического анализа. Функции и структура группы. Классификация групп. Внутригрупповые коммуникации. Социометрия.
Семинарское занятие 8. Принципы исследования психологии больших социальных групп.
/Пр/
Стихийные группы и массовые движения
Содержание и структура психологии большой социальной группы. Виды больших социальных групп. Стихийные группы и массовые движения. Общая характеристика и типы стихийных групп. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах: внушение, заражение, подражание.
Семинарское занятие 9. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
/Пр/
Специфика социально-психологического подхода. Теоретические подходы к исследованию малых групп. Сущность и содержание понятия «малая группа». Классификация малых групп. Психологические характеристики малой группы.
Семинарское занятие 10. Групповая динамика и групповая эффективность
/Пр/
Понятие о групповой динамике. Психологическая совместимость членов группы. Принятие групповых решений. Плюсы и минусы группового принятия решений. Лидерство и руководство в группах и организациях. Социально-психологический климат группы.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 4. Раздел 4. Социально-психологические проблемы исследования личности
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии
/Лек/
Понятие о личности. Я-концепция и самооценка личности. Концепция социальной роли. Выполнение социальных ролей. Взаимовлияние личности и социальной роли.
Семинарское занятие 11. Проблема личности в социальной психологии
/Пр/
Понятие о личности. Я-концепция и самооценка личности. Концепция социальной роли. Выполнение социальных ролей. Взаимовлияние личности и социальной роли.
Семинарское занятие 12. Социализация
/Пр/
Понятие социализации. Содержание процесса социализации. Теории социализации. Агенты социализации.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Обучающийся должен принять участие в 12 семинарских занятиях (собеседование), подготовить доклад с презентацией, выполнить практические работы (решение задач), пройти тестирование.
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации является экзамен.
Для допуска к промежуточной аттестации студент в течение семестра должен набрать от 40 до 60 баллов в рамках текущего контроля.
Промежуточная аттестация проводится в устной форме (в форме собеседования). В билете 2 вопроса.
Вопросы для собеседования на экзамене
1. Место социальной психологии в системе научного знания.
2. История формирования социально-психологических идей.
3. Методологические проблемы социально-психологического исследования.
4. Методы социальной психологии.
5. Общественные отношения и межличностные отношения.
6. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
7. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
8. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
9. Проблема группы в социальной психологии.
10. Принципы исследования психологии больших социальных групп.
11. Стихийные группы и массовые движения.
12. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.
13. Динамические процессы в малой группе.
14. Социально-психологические аспекты развития группы.
15. Психология межгрупповых отношений.
16. Конфликт. Виды конфликтов.
17. Подходы к изучению проблематики конфликта.
18. Технологии предотвращения и разрешения конфликтов.
19. Техники медиации.
20. Проблема личности в социальной психологии.
21. Социализация. Понятие социализации.
22. Содержание процесса социализации.
23. Теории социализации.
24. Агенты социализации.
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации. Оценка "неудовлетворительно" - 60 и менее баллов, "удовлетворительно" - 61-72 балла, "хорошо" - 73-86 баллов, "отлично" - 87-100 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Собеседование на семинарском занятии - 12семинаров*2б= 24 б.
2. Тест - 20 вопросов*1б.= 20б
3. Доклад с презентацией= 10б
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
4. Решение ситуаций - 2 ситуации*3б.=6б
ИТОГО по текущему контролю - 60 б.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
1. Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
2. Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 11 б.; max - 20 б.
ИТОГО по промежуточной аттестации - 100б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/71051
Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А.
Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2015
https://www.iprbookshop.ru/52332
6.1.2. Дополнительная литература
Социальная психология: учеб. пособие для вузов
Москва [и др.]: ПЕР СЭ [и др.], 2019
https://www.iprbookshop.ru/88227
Социальная психология: учеб.-метод. пособие для высш. учеб. заведений
Саратов: Вузов. образование, 2015
https://www.iprbookshop.ru/40187
Социальная психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений
Саратов: Вузов. образование, 2014
https://www.iprbookshop.ru/19279
Столяренко Л. Д., Самыгин С. И.
Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ