2021-2022_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Основы психодиагностики
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы психодиагностики 
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.04.04
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
4
4
6
6
10
10
Кoнтактная рабoта
4
4
6
6
10
10
Сам. работа
32
32
62
62
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Кривошеева О.Р. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол.наук, Кайгородцева О.В. _________________
 
Основы психодиагностики 
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 25.04.2023 г.  № 10

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формировать представление о психодиагностике и методах обследования детей и взрослых. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биохимия человека
2.1.2
Возрастная и педагогическая психология
2.1.3
Ознакомительная практика
2.1.4
Педагогика
2.1.5
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.6
Возрастная анатомия и физиология
2.1.7
Общая психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.2
Психология физической культуры
2.2.3
Психолого-педагогическая практика
2.2.4
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.5
Физиология физической культуры
2.2.6
Вожатская практика
2.2.7
Научно-исследовательская работа
2.2.8
Теория и методика физической культуры
2.2.9
Врачебно-педагогический контроль
2.2.10
История образования и педагогической мысли
2.2.11
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.12
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.13
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
2.2.14
Социальная педагогика  
2.2.15
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.2.16
Междисциплинарная практика
2.2.17
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
2.2.18
Мониторинг физического состояния человека
2.2.19
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
2.2.20
Преддипломная практика
2.2.21
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.3: Знает:

- стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;

- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;

- инструментарий и методы диагностики показателей уровня и динамики развития ребенка;

 
ОПК-6.6: Умеет:

- применить стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;

- применять инструментарий и методы диагностики показателей уровня и динамики развития ребенка;

 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.4: Знает:

- индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;

 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся 
 
ПК-3.12: Умеет:

- подбирать и применять базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом;

- проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой занимающихся;

- использовать методы оценки волевых качеств занимающихся;

 
ПК-3.6: Знает:

- базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом;

 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Знает:

- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, основы их психодиагностики;

 
УК-6.4: Умеет:

- определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику
0
 
1.1
Тема 1.1. Психолого-педагогическая диагностика как научная дисциплина.

/Лек/

2
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
2
Основные психодиагностические подходы Специфика использования методов психолого-педагогической диагностики в образовании. Профессионально-этические аспекты психодиагностики. Принцип научной обоснованности психодиагностических методик. Принцип ненанесения ущерба. Принцип открытости результатов психодиагностики. Принцип эффективности предлагаемых практических рекомендаций. Квалификационные требования к людям, использующим психологические тесты. Морально-этические нормы психодиагностики.
0
 
1.2
Тема 1.2. Специфика использования методов психодиагностики детей и взрослых.

/Лек/

2
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
2
Когнитивные особенности личности и особенности диагностики детей и взрослых. Методы диагностики интеллекта и умственного развития. Диагностика познавательных процессов Особенности психолого-педагогической диагностики личности и межличностных отношений. Основные блоки методик, предназначенных для педагогической психодиагностики личности. Методы изучения межличностных отношений. Опросники в диагностике межличностных отношений.
0
 
1.3
Основные психодиагностические подходы.

/Ср/

6
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
2
Характеристика психодиагностических подходов. Зарубежные теории. Отечественные теории – заполнение таблицы
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.4
Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования.  /Ср/
7
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
2
Программное обеспечение психолого-педагогической диагностики в образовании. Организация и процедура проведения психолого-педагогической диагностики. Виды и формы психолого-педагогической диагностики. – тематический конспект
0
 
1.5
Классификация психодиагностических методик.  /Ср/
10
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
2
Общие критерии классификации психодиагностических методик. Существующие классификации психодиагностических методик (по типу тестовых задач, по адресату, по форме представления тестового материла, по наличию тестовых норм, по внутреннему строению методик). Характеристика методик   каждой группы.- опорная схема
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Диагностика когнитивной сферы
0
 
2.1
Диагностика интеллекта и креативности

/Пр/

2
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
3
Методы диагностики умственного развития.  Методы диагностики интеллекта.  Методы изучения творческих способностей.

0
 
2.2
Диагностика познавательных процессов.  /Ср/
9
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
2
Методы диагностики познавательных способностей. Особенности психодиагностики памяти и мышления взрослых. Методика «Корректурная проба», оценка с ее помощью продуктивности и устойчивости, распределения и переключения внимания.  Психодиагностика динамики процесса заучивания – сбор и оформление  портфолио
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Диагностика личности
0
 
3.1
Диагностика личности

/Пр/

2
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
3
Вопросы для обсуждения:

1. Структура диагностики личности.

2. Методы диагностики личности.

3. Личностные опросники.

4.Диагностика самооценки личности.

5. Диагностика типа темперамента.

0
 
3.2
Психосемантические методы диагностики личности.  /Ср/
9
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
3
Представление о психосемантических методах. Классификация психосемантических методов. - сбор и оформление  портфолио
0
 
3.3
Проективные методики диагностики личности.  /Ср/
9
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
3
Представление о проективных методах. Виды проективных методик. Практическое применение проективных методик. - сбор и оформление  портфолио
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
3.4
Диагностика психических состояний личности.   /Ср/
9
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
3
Методы диагностики психических состояний личности. Диагностика агрессивности. Диагностика тревожности. Методика оценки самочувствия человека. Методика выяснения степени одиночества. Определение смысла существования человека. Методика оценки свободы выбора.- сбор и оформление  портфолио
0
 
3.5
Методы диагностики потребностно-мотивационной сферы личности.  /Ср/
9
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
3
Характеристика потребностно-мотивационной сферы личности. Методы изучения мотивации личности. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. - сбор и оформление  портфолио
0
 
3.6
Диагностика эмоциональной сферы личности.  /Ср/
9
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
3
Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы личности. Определение уровня депрессии. Диагностика цветопредпочтением. - сбор и оформление  портфолио
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Диагностика межличностных отношений
0
 
4.1
Диагностика межличностных отношений

/Пр/

2
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
3
Вопросы для обсуждения:

1. Методы изучения межличностных отношений.

2. Социометрический метод в диагностике малых групп.

3.Методика «Семантический дифференциал».

4.Методика диагностики социально-психологического климата коллектива.

0
 
4.2
Диагностика детско-родительских отношений.  /Ср/
7
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
3
Особенности изучения родительских отношений. Методы изучения межличностных отношений. Психодиагностика родительских установок (отношения взрослых к детям). Опросники в диагностике детско-родительских отношений. - сбор и оформление  портфолио
0
 
4.3
Контрольная работа  /Ср/
10
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
3
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент должен:

1. Ответить  на семинарском занятии ;

2. Разработать программу саморазвития;

3. Выполнить тест;

4. Подготовить доклад;

5. Решить ситуационные задачи;

6. Составить диагностическую карту;

7. Выполнить контрольную работу.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

1. Собеседование на семинарском занятии (3X3=9 баллов);

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2. Программа саморазвития (до 10 баллов);

3. Тест (до 10 баллов);

4. Доклад (до 10 баллов);

5. Ситуационные задачи ( 3x4=12 баллов);

6. Диагностическая карта (до 13 баллов);

7. Контрольная работа (до 36 баллов).

Итого 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Лучинин А. С.
Психодиагностика: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/81043
 
Л1.2
Семенова Л. Э.
Практикум по психодиагностике: учеб.-метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/76887
 
Л1.3
Перепелкина Н. О., Мутавчи Е. П., Ермакова Н. И.
Психодиагностика: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2017
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
под ред. М. К. Акимовой
Психодиагностика. Теория и практика: учеб. для бакалавров
Москва: Юрайт, 2016
0
 
Л2.2
под ред. : А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших
Психодиагностика: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
4
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики