МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы математической обработки информации
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Кравчук Т.А. _________________
Основы математической обработки информации
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 10.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 18.05.2022 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Создание теоретической базы, обеспечивающей высокий уровень знаний о методах компьютерной обработки данных, получаемых при исследовании педагогических процессов или явлений; овладение методами количественного анализа и моделирования теоретического и экспериментального исследования. Формирование теоретического типа мышления и навыков продуктивной деятельности при решении профессионально-значимых проблем. Стимулирование познавательной активности и самоопределение субъекта в системе профессиональных отношений.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Основы учебно-исследовательской деятельности
Электронная информационно-образовательная среда вуза
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Научно-исследовательская работа
Естественнонаучная картина мира
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.2: Знает:
- способы статистической обработки данных, представленных в различных измерительных шкалах и анализ полученных результатов;
УК-1.4: Умеет:
- применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации средствами ИКТ для решения профессиональных задач;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Основы измерения и количественного описания данных
Л.1.1 Основы измерения и количественного описания данных /Лек/
Генеральная совокупность и выборка. Измерения и шкалы. Таблицы и графики. Первичные описательные статистики. Нормальный закон распределения и его применение. Коэффициенты корреляции.
Основные понятия описательной статистики /Пр/
Генеральная совокупность и выборка. Измерения и шкалы. Таблицы и графики. Первичные описательные статистики. Решение задач на определение центральных и вариационных статистических характеристик выборочной совокупности.
Законы распределения исследуемых признаков. Связь между исследуемыми признаками. /Ср/
Нормальный закон распределения и его применение. Коэффициенты корреляции. Решение задач по проверке статистических гипотез о виде закона распределения случайной величины.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Самостоятельная работа № 1 /Ср/
Подготовка к практическим занятиям. Изучение научно-методической литературы по теме «Основы измерения и количественного описания данных». Рассмотрение алгоритма составления дискретного и интервального вариационного ряда, вычисления значений его количественных характеристик и их интерпретирования.
Раздел 2. Методы статистического вывода
Л.2.1 Методы статистического вывода /Лек/
Выбор метода статистического вывода. Анализ номинативных данных. Корреляционный анализ.
Выбор метода статистического вывода. Анализ номинативных данных. /Пр/
Понятие статистического вывода. Методы статистического вывода. Корректность статистического вывода. Классификация данных. Методы представления и обработки номинативных данных.
Решение задач выбора параметрического (непараметрического) критерия. /Ср/
Рассмотрение примеров использования различных критериев для проверки статистических гипотез.
Корреляционный анализ. /Ср/
Сущность корреляционного анализа. Основные понятия корреляционного анализа. Алгоритм корреляционного анализа. Решение задач определения вида, направления и тесноты связи между двумя исследуемыми признаками.
Самостоятельная работа № 2 /Ср/
Подготовка к практическим занятиям. Изучение научно-методической литературы по теме «Методы статистического вывода». Рассмотрение алгоритма выбора параметрического (непараметрического) критерия проверки статистических гипотез.
Самостоятельная работа № 3 /Ср/
Подготовка к практическим занятиям. Изучение научно-методической литературы по теме «Методы статистического вывода». Рассмотрение алгоритма выбора параметрического (параметрического) критерия проверки статистических гипотез.
Раздел 3. Многомерные модели и методы
Л.3.1 Многомерные модели и методы /Ср/
Назначение и классификация многомерных методов. Множественный регрессионный анализ. Факторный анализ. Дискриминантный анализ.
Многомерные модели и методы. /Ср/
Параметрические методы сравнения двух выборок. Непараметрические методы сравнения двух выборок. Дисперсионный анализ.
Решение задач проверки статистических гипотез о равенстве генеральных средних и равенстве генеральных дисперсий. /Ср/
Решение задач проверки статистических гипотез о равенстве генеральных средних и равенстве генеральных дисперсий.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Самостоятельная работа № 4 /Ср/
Подготовка к практическим занятиям. Изучение научно-методической литературы и составление конспекта по теме «Многомерные модели и методы».
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Практическая работа
(до 4 баллов) Работа выполнена полностью. Нет ошибок в логических рассуждениях. Возможно наличие одной неточности или описки, не являющихся следствием незнания или непонимания учебного материала. Студент показал полный объем знаний, умений в освоении тем и применение их на практике 4 балла
Работа выполнена полностью, но обоснований шагов решения недостаточно. Допущена одна ошибка или два-три недочета. 1-3 б.
Работа не сдана 0 баллов
2. Самостоятельная работа
(до 10 баллов) Работа выполнена полностью. Нет ошибок в логических рассуждениях. Возможно наличие одной неточности или описки, не являющихся следствием незнания или непонимания учебного материала. Студент показал полный объем знаний, умений в освоении тем и применение их на практике 8-10 б.
Работа выполнена полностью, но обоснований шагов решения недостаточно. Допущена одна ошибка или два-три недочета. 1-8 б.
Работа не сдана 0
3. Тест (до 20 баллов) в тесте 100-91% правильно выполненных заданий 20 б.
в работе90-71% правильно выполненных заданий 19-15
ставится, если: 70-51 %правильно выполненных заданий 14-1
меньше 51% правильно выполненных заданий; допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере 0 б.
4. Контрольная работа (до 20 баллов) в контрольной работе 100-91% правильно выполненных заданий; студент приступил к решению заданий всех уровней сложности, грамотно изложил решение, привел необходимые пояснения и обоснования; учащийся продемонстрировал владение всеми контролируемыми элементами содержания по данной теме (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Оценка не снижается за нерациональное решение, за небрежное выполнение записей 20 б.
в работе90-71% правильно выполненных заданий при этом имеются задания выполненные неправильно или задания к которым обучающийся не приступал, возможно допущены одна-две ошибки вычислительного характера, с их учетом дальнейшие шаги выполнены верно или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). 19-15 б.
ставится, если: 70-51%правильно выполненных заданий; правильно решены задания базового уровня или, при наличии ошибок в заданиях базового уровня, правильно выполнены некоторые задания повышенного уровня сложности; допущено более двух ошибок или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; 14-1 б.
меньше 51%правильно выполненных заданий; допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере 0 б.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется с использованием накопительного рейтингового оценивания на образовательном портале в соответствии с бально-рейтиновой оценкой, определяющей объем заданий, которые студент должен выполнить в течение семестра в установленные сроки и служит своеобразным ориентиром для планирования деятельности. В соответствии бально-рейтиноговой оценкой по дисциплине посещение занятий и выполнение заданий в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы оценивается исходя из максимальной отметки –100 баллов.
Все полученные обучающимся баллы суммируются и итоги размещаются в журнале на Образовательном портале СибГУФК. Обучающийся может в любой момент ознакомиться с результатами обучения.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Распределение баллов по видам работ:
Практическая работа 4*20= 80 б.
Контрольная работа 1*10= 10 б.
Тест 1*10=10 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Васильева Э. К., Лялин В. С.
Статистика: учеб. для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/71058
Высшая математика и математическая статистика: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 032101 - Физ. культура и спорт
Москва: Физическая культура, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Гореева Н. М., Демидова Л. Н.
Статистика: учеб. для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/94539
Губа В. П., Пресняков В. В.
Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учеб.-метод. пособие для студентов вузов по направлению 034300.62 "Физ. культура" профиль "Спорт. подготовка"
https://www.iprbookshop.ru/28321
Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В.
Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов
Москва: Акад. Проект, 2010
Статистика: обработка спортивных данных на компьютере: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Москва: ТВТ Дивизион, 2009
Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н.
Общая теория статистики: учеб. для студентов вузов
Губа В. П., Шестаков М. П., Бубнов Н. Б., Борисенков М. П.
Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 022300 -Физ. культура и спорт
Москва: Физкультура и спорт, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал и система дистанционного обучения : https://www.moodle.sibgufk.ru/
Официальный сайт вуза : https://sibsport.ru/
Сайт библиотеки СибГУФК : http://lib.sibsport.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, компьютеры для обучающихся, стол и стулья (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной группе), компьютер, стол, стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для проведения аудиторных занятий и осуществления самостоятельной работы необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет"и возможностью доступа к электронной информационно-образовательной среде СибГУФК (аудитория 405, учебный корпус 2; аудитория 407, учебный корпус 2; аудитория 502, учебный корпус 2; аудитория 602, учебный корпус 2; аудитория 102, учебный корпус 4; аудитория 305, учебный корпус 4; аудитория 312, учебный корпус 4; аудитория 222, учебный корпус 5; аудитория 229, учебный корпус 5; аудитория 422, учебный корпус 5; аудитория 13, дворец здоровья; аудитория 21, легкоатлетический манеж; аудитория 26, легкоатлетический манеж).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx