2021-2022_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни 
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.03.04
 
зачеты 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
4
4
6
6
10
10
Кoнтактная рабoта
4
4
6
6
10
10
Сам. работа
32
32
62
62
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Яковлева О.А. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол.наук, доц., Кайгородцева О.В. _________________
 
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни 
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 12
 
Протокол от 11.04.2023 г.  № 11

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой ____________ Кудря О.Н.

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой ____________ Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой ____________ Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой ____________ Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой ____________ Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель дисциплины сформировать теоретические знания , ценностные ориентации и компетенции в сфере педагогической деятельности в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни, необходимых для укрепления и сохранения здоровья, профилактики болезней и популяризации здорового образа жизни среди детей и взрослых
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная и педагогическая психология
2.1.2
Ознакомительная практика
2.1.3
Педагогика
2.1.4
Возрастная анатомия и физиология
2.1.5
Общая психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы медицинских знаний и спортивная медицина
2.2.2
Педагогическая практика
2.2.3
Теория и методика детско-юношеского спорта
2.2.4
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Знает:

- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Понятие здоровья.  Понятие о первой медицинской помощи при неотложных состояниях
0
 
1.1
Здоровье и факторы его определяющие /Ср/
10
ОПК-8.2
3
Определение понятия «здоровье», его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье. Вклад генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни в формирование и сохранение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Группы здоровья.
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.2
Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях  /Ср/
10
ОПК-8.2
3
Первая доврачебной помощи при неотложных состояниях. Первая доврачебная помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Принципы оказания первой доврачебная помощи. Организация первой доврачебной помощи при стихийных бедствиях. Принцип этапности. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
0
 
1.3
Этапы оказания первой доврачебной помощи помощи  /Ср/
12
ОПК-8.2
3
Самостоятельная подготовка вопросов контрольной работы, решение ситуационных задач, кейсов. 
0
 
1.4
Первая доврачебная медицинская помощь /Лек/
1
ОПК-8.2
3
Первая доврачебная помощь в порядке само и взаимопомощи.  Медицинская аптечка. Принципы оказания первой доврачебной помощи. Организация первой доврачебной помощи при стихийных бедствиях.
0
 
 
Раздел 2. Характеристика травматизма и его профилактика. Первая доврачебная помощь при травмах
0
 
2.1
Определение понятий "травма", "травматизм". Классификация травм и травматизма. /Лек/
2
ОПК-8.2
3
Определение понятий "травма",  "травматизм".  Классификация травм и  травматизма.  Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей. Виды кровотечения. Признаки, опасность кровопотери. Временная и окончательная остановка кровотечения. Само и взаимопомощь при кровотечениях. 
0
 
2.2
Травмы мягких тканей, ожоги, обморожения.  /Ср/
8
ОПК-8.2
4
Первая доврачебная помощь и меры профилактики (решение ситуационных задач, работа в малых группах).  Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь .  Основные правила наложения повязок. Техника наложения повязок на голову, грудную клетку, брюшную полость, верхние и нижние конечности.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.3
Вывихи и переломы костей.  Кровотечения.  /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Первая доврачебная помощь и меры профилактики (решение ситуационных задач).  Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей. Кровотечения, виды. Способы остановки кровотечений.
0
 
2.4
Травмы мягких тканей, ожоги, отморожения /Ср/
8
ОПК-8.2
4
Самостоятельное изучение материалов по теме занятия. 
0
 
2.5
Десмургия /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Основные виды повязок. Основные правила наложения повязок. Техника наложения повязок на голову, грудную клетку, брюшную полость, верхние и нижние конечности. Самостоятельная подготовка к занятию, изучение теоретических материалов, освоение навыков наложения повязок.
0
 
2.6
Вывихи и переломы костей. Кровотечения. /Ср/
10
ОПК-8.2
4
Самостоятельная подготовка к занятию, изучение теоретических материалов. освоение навыков наложения шин, кровоостанавливающего жгута, способов остановки кровотечений. 
0
 
 
Раздел 3. Терминальные  состояния и первая доврачебная помощь пи них. Реанимация.
0
 
3.1
Терминальные  состояниях и первая доврачебная помощь при них /Лек/
1
ОПК-8.2
3
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме. Понятие «острый живот» тактика и первая помощь. Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях, химических и термических ожогах, переохлаждении, отморожении, утоплении.
0
 
3.2
Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие. /Ср/
10
ОПК-8.2
4
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке. Первая доврачебная помощь при гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
3.3
Терминальные состояния. Реанимация. /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Терминальные состояния (предагония, терминальная пауза, агония и клиническая смерть). Биологическая смерть причины и признаки. Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ. Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Основные приемы сердечно- легочной реанимации.
0
 
3.4
Понятие о неотложных состояниях. /Ср/
10
ОПК-8.2
4
Самостоятельное изучение материала по теме. Подготовка к проведению мероприятий первой помощи. 
0
 
3.5
Неотложные состояния. Приемы первой помощи. /Ср/
8
ОПК-8.2
4
Самостоятельная подготовка к занятию, изучение теоретического материала. Подготовка к проведению приемов первой помощи при отравлениях.    
0
 
3.6
Терминальные состояния. Сердечно-легочная реанимация.  /Ср/
8
ОПК-8.2
4
Самостоятельная подготовка к занятию, изучение теоретического материала, приемов сердечно-легочной реанимации.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости проводится в виде устного опроса на семинарах,  выполнения ситуационных задач, выполнения контрольной работы, подготовки доклада. Дополнительные виды работ: подготовка доклада и выступление на научной конференции.

 

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки

Устный ответ -5 х3=15 баллов

Доклад 10бх1= 10 баллов

Ситуационные задачи 5бх3=15 баллов

Контрольная работа 40х 1=40 баллов

Дополнительные виды работ: подготовка доклада и выступление на научной конференции- 20 баллов

Итого: 100 баллов

Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов
Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/65284
 
Л1.2
Мисюк М. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб.  и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2023
1
https://urait.ru/bcode/533120
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Орехова И. Л., Романова Е. А., Щелчкова Н. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. практ. пособие
Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/83862
 
Л2.2
Вайнер Э. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для студентов вузов по дисциплине "Основы мед. знаний и здорового образа жизни"
Москва: КНОРУС, 2016
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт библиотеки СибГУФК :   : :  lib.sibsport.ru
 
Э2
образовательный портал и система дистанционного обучения: :    : : moodle.sibgufk.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.1.2
браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Аудитория №303 УК №4 Количество компьютеров:для студентов - 3; для преподавателя- 1.Количество посадочных мест: для студентов -2 1 ; для преподавателя - 1. Учебная доска, 9 учебных столов, 18 стульев, 3 стола для компьютеров, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для  преподавателя Доска магнитная -1, компьютер в комплекте с монитором - 4 шт., видеотека, колонки -1 степ-платформа-2, Механический прибор для
7.2
измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая - 1, калипер механический - 2 шт.
7.3
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405,407,502,602, учебный корпус №4 - ауд. 102,305,312, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229,422, дворец здоровья - ауд. 13, легкоатлетический манеж - 21,26.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики