44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой док.биол.наук Кудря О.Н.
Протокол от 16.05.2022 г. № 10
Зав. кафедрой док.биол.наук Кудря О.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой док.биол.наук Кудря О.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой док.биол.наук Кудря О.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой док.биол.наук Кудря О.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;
- использовать достижения в области возрастной физиологии и школьной гигиены, психологии, а также современных информационных технологий и методик обучения в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся физической культурой;
- достижения в области возрастной физиологии, школьной гигиены, физиологии ФК, гигиены ФКиС;
ции
Шкала оценки устного ответа (0-5 баллов)
а. ответ студента полный, грамотный, с использованием специфической терминологии - 4- 5б.
б. ответ студента содержит неточности в использованием специфической терминологии - 2-3б
в. ответ неполный, студент не владеет специфической терминологией, односложно отвечает на наводящие вопросы - 1б.
г. ответ, не соответствующий требованиями пунктов а, б, в или отказ от ответа - 0 б
Шкала оценивания ситуационной задачи (0-5 баллов)
А. задача решена полностью без ошибок - 4-5б.
Б. задача решена с ошибками – 2-3б.
В. задача не решена - 0б.
Шкала оценки контрольной работы (0-25 баллов)
Студент не может ответить на поставленные вопросы - 0б
Студент дает краткий ответ на поставленные вопросы и допуская 1-2 ошибочных утверждения-10-15б
Студент дает краткий ответ на поставленные вопросы-15-20б
Студент дает полный аргументированный ответ на поставленный вопрос, используя дополнительную информацию и знания, полученный ранее на других дисциплинах- 20-25б
Экзамен проводится в форме собеседования по двум теоретическим вопросам.
Шкала оценивания собеседования:
18 -20 баллов: Полно раскрыто содержание материала билета: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопросы в билете. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений, точно используется терминология. Демонстрируются глубокие знания дисциплин специальности. Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы.
14 -17 баллов: Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении
допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия. При ответе на дополнительные вопросы полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов.
9-13 балла: Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов. Демонстрируются поверхностные знания дисциплин специальности; имеются затруднения с выводами. При ответе на дополнительные вопросы ответы даются только при помощи наводящих вопросов.
0 -8 балла: Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационных вопросов. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы.
Вопросы для собеседования
1. Гигиена физических упражнений и спорта, её задачи в практике физического воспитания. Основоположники гигиены и физического воспитания.
2. Профилактика инфекционных заболеваний.
3. Источники и пути распространения инфекционных заболеваний.
4. Понятие о погоде, климате, акклиматизации.
5. Гигиеническое значение воздуха высокой температуры. Профилактика неблагоприятного влияния.
6. Гигиеническое значение воздуха низкой температуры. Профилактика неблагоприятного влияния.
7. Гигиеническое значение атмосферного давления. Профилактика неблагоприятного влияния.
8. Гигиеническое значение движения воздуха. Профилактика неблагоприятного влияния.
9. Гигиеническое значение различной влажности. Профилактика неблагоприятного влияния.
10. Приборы, применяемые для измерения температуры. Устройство и правила пользования.
11. Приборы, применяемые для измерения влажности. Устройство и правила пользования.
12. Приборы, применяемые для измерения атмосферного давления. Устройство и правила пользования.
13. Приборы, применяемые для измерения направления и скорости воздуха. Устройство и правила пользования.
14. Приборы, применяемые для измерения запыленности и микробной обсемененности воздуха. Устройство и правила пользования.
15. Использование воздуха различной температуры и влажности в спортивной практике.
16. Использование атмосферного давления в спорте.
17. Понятие о нормальном атмосферном давлении.
18. Состав солнечной радиации, её гигиеническое значение. Использование в спортивной практике ультрафиолетовой радиации.
19. Гигиеническое значение ионизации воздуха и составных частей его. Использование их в спортивной практике.
20. Гигиеническое значение механических примесей. Мероприятия по снижению запыленности воздуха крытых спортивных сооружений.
21. Гигиеническое значение микроорганизмов воздуха. Мероприятия по снижению микробной обсемененности воздуха крытых спортивных сооружений.
22. Гигиенические требования к воде, поступающей в ванну бассейна.
23. Гигиенические требования к воде, находящейся в ванне бассейна.
24. Гигиеническое значение воды и нормы потребления. Использование гидропроцедур в спорте.
25. Гигиеническая характеристика методов осветления воды плавательных бассейнов.
26. Гигиеническая характеристика методов обесцвечивания воды плавательных бассейнов.
27. Гигиеническая характеристика методов обеззараживания воды плавательных бассейнов.
28. Гигиеническая характеристика методов осветления и обеззараживания воды в условиях турпохода.
29. Гигиенические требования к качеству воды бассейнов на естественных водоёмах.
30. Гигиенические требования к построению рационального режима дня спортсменов.
31. Гигиенические требования к уходу за кожей и полостью рта. Профилактика гнойничковых заболеваний.
32. Гигиенические требования к спортивной одежде. Уход за одеждой.
33. Гигиенические требования к спортивной обуви. Уход за обувью.
35. Гигиенические требования к закаливанию водой.
36. Гигиенические требования к закаливанию воздухом.
37. Гигиенические требования к закаливанию солнечными лучами.
38. Гигиенические требования к организации рационального питания.
39. Гигиенические требования к калорийности пищевых рационов.
40. Гигиенические требования к содержанию в рационе регулирующих и энергосодержащих веществ.
41. Гигиенические требования к питанию спортсменов накануне и в дни соревнований, на дистанции и в периоде восстановления.
42. Дополнительное питание и его содержание.
43. Гигиенические требования к питанию спортсменов во время регулировки и сгонки веса в различных климатических условиях.
44. Биологическая роль, содержание в продуктах и нормы потребления белков.
45. Биологическая роль, содержание в продуктах и нормы потребления жиров.
46. Биологическая роль, содержание в продуктах и нормы потребления углеводов.
47. Биологическая роль, содержание в продуктах и нормы потребления витаминов.
48. Биологическая роль, содержание в продуктах и нормы потребления минеральных веществ.
49. Пищевые продукты и их классификация. Методы оценки доброкачественности пищевых продуктов.
50. Гигиеническая характеристика молока и молочных продуктов.
51. Гигиеническая характеристика мяса и мясопродуктов.
52. Гигиеническая характеристика хлеба и хлебобулочных изделий.
53. Гигиеническая характеристика овощей и фруктов.
54. Пищевые отравления и их профилактика.
55. Пищевые бактериальные токсикозы и их профилактика.
56. Пищевые отравления немикробного происхождения и их профилактик
57. Гигиенические требования к спортинвентарю, оборудованию и напольным покрытиям.
58. Гигиенические требования к естественному освещению.
59. Гигиенические требования к искусственному освещению.
60. Гигиенические требования к естественной вентиляции.
61. Гигиенические требования к искусственной вентиляции.
62. Определение объема вентиляции и кратности воздухообмена в крытых спортсооружениях.
63. Гигиенические требования к отопительным системам.
64. Характеристика лучистого и конвекционного отопления.
65. Гигиенические требования к выбору мест для строительства строительных сооружений.
66. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой.
67. Гигиенические требования к учебному процессу общеобразовательных учреждений.
68. Гигиеническая характеристика форм физического воспитания школьников.
69. Гигиеническая характеристика физической культуры в среднем и пожилом возрасте.
70. Система гигиенических факторов в подготовке спортсменов: структура, задачи и условия функционирования.
71. Гигиеническая характеристика оптимальных социально-гигиенических факторов микросреды, условий быта и трудовой деятельности как элемента системы гигиенических факторов в подготовке спортсменов.
72. Гигиенические требования к тренировочному процессу и соревнованиям как элемента системы гигиенических факторов в подготовке спортсменов.
73. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в условиях высокой температуры.
74. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в условиях низкой температуры.
75. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в горных условиях.
76. Гигиенические требования к условиям проведения тренировок и соревнований в избранном виде спорта.
77. Гигиенические требования к экипировке спортсменов в избранном виде спорта.
78. Режим дня, личная гигиена.
79. Рациональное и дополнительное питание.
80. Регулирование и сгонка веса в избранном виде спорта.
81. Гигиенические мероприятия, направленные на повышение работоспособности и эффективности процессов восстановления.
82. Профилактика травматизма в избранном виде спорта.
83. Гигиенические требования к основным помещениям общеобразовательных учреждений.
84. Гигиенические требования к ученической мебели.
Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
Текущий контроль
устный ответ 5бх4=20б
Ситуационная задача 5бх3=15б
Контрольная работа - 25б
Промежуточная аттестация
Собеседование -20бх2=40 б
Итого промежуточная аттестация: 40баллов
Оценка по дисциплине формируется как сумма текущего контроля и промежуточной аттестации.
60 и менее - неудовлетворительно
61-72 - удовлетворительно
73-86 – хорошо