МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
История физической культуры
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
кандидат исторических наук, доцент, М.Д. Лагутина
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Ю.А.Мельникова _________________
История физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 11.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовка обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с приобщением обучающихся к идеалам и ценностям физической культуры, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические, духовно-нравственные ценности.
Сформировать мировоззренческие взгляды на становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества.
Первостепенную роль играет способность студентов понимать историческую логику взаимосвязи общественных процессов и этапов развития физической культуры и спорта.
Изучение предмета помогает осознать место и роль нашей страны во всемирно историческом процессе развития физической культуры и спорта, понимать историческую обусловленность процессов и явлений физической культуры в современном мире.
История физической культуры и спорта имеет большое образовательное и воспитательное значение. Приобщает будущих специалистов к ценностям физической, духовной и нравственной культуры, обогащает знаниями фактов прошлого, помогает адекватно оценивать сегодняшнее состояние общества и место физической культуры в нем, воспитывает чувства патриотизма, национальной гордости, стремление к честной бескомпромиссной борьбе.
Перед дисциплиной «История физической культуры» стоят следующие задачи:
- формировать осознание социальной значимости своей будущей профессии;
- показать этапы становления и развития физической культуры и спорта в различные исторические периоды;
- раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества;
- способствовать формированию научного мировоззрения, исследовательских навыков;
- прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физкультурного движения;
- способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора, обогащению знаний в области физической культуры и спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Физиология физической культуры
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Обеспечение безопасности образовательной организации
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.4: Знает:
- закономерности возникновения, становления и развития физической культуры;
ПК-1.9: Умеет:
- использовать достижения отечественной и зарубежной методической мысли, современных методических направлений и концепций для решения конкретных задач практического характера;
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.5: Знает:
- периодизацию истории физической культуры, социальную сущность, структуру и функции физической культуры;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Всеобщая история физической культуры и спорта
Происхождение физической культуры. Развитие физической культуры и спорта в Древнем мире. Развитие физической культуры и спорта в Новое время. /Лек/
Основные тенденции развития физкультурно-спортивного движения в современном мире. /Лек/
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Формирование систем физического воспитания и их модернизация. Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения. /Пр/
Развитие физической культуры в зарубежных странах в Новое время. Развитие идейно-теоретических основ физического воспитания в странах Западной Европы в начале Нового времени (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци). Формирование систем физического воспитания (немецкая, французская, шведская, английская, чешская). Модернизация национальных систем физического воспитания (Демени, Эбер).
Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения. Исторические предпосылки создания МСиОД. Жизнь и деятельность П. де Кубертена. Создание МОК. Особенности олимпийского движения от Афин до Стокгольма.
Основные тенденции развития физкультурно-спортивного движения в современном мире. /Пр/
Основные тенденции развития физкультурно-спортивного движения в современном мире. Организационные основы и соцальная сущность рекреационной физической культуры в современном мире (движения «Спорт для всех», «Бег ради жизни», «Новая аэробика, шейпинг и др.). Профессиональный и любительский спорт: история, социальная сущность и пробле-мы современного развития. Коммерциализация физической культуры и спорта в современном мире: проблемы и противо-речия. Научно-техническая революция (НТР) и её влияние на развитие физической культуры и спорта. Спорт и политика: историческая связь и взаимозависимость. История и проблемы современного развития инвалидного спорта. Паралимпийские игры и их гуманистическое значение. Гуманистические функции современного спорта. Движение «Фэйр Плэй» и его значение.
Работа с учебной литературой и лекционным материалом. /Ср/
Работа с учебной литературой и лекционным материалом. Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями.
Выполнение реферата по предложенной преподавателем теме. /Ср/
Проверка реферата или выступление на семинаре или конференции.
Раздел 2. История физической культуры и спорта России
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Развитие физической культуры и спорта в Российской империи. /Лек/
Развитие физической культуры и спорта в СССР (1917-1991) и России(1991-2022). /Лек/
Развитие физической культуры и спорта спорта в Российской империи. /Пр/
Система физического образования П.Ф. Лесгафта: история создания, содержание и значение. Развитие спорта в России. Вступление России в международное спортивное и олимпийское движение. Создание Российского Олимпийского комитета (РОК). Выступление российских спортсменов на олимпийских играх (1908, 1912 гг). Проведение Всероссийских Олимпиад (1913, 1914 гг.). Пионеры российского спорта (А.Д. Бутовский, В.И. Срезневский, В.Н. Воейков и др.). Российские скаутинг: история и содержание.
Развитие физической культуры и спорта в СССР (1917-1991) и России (1991- 2022). /Пр/
Формирование и развитие государственных основ управления физкультурно-спортивным движением до Великой Отечественной войны (Всевобуч, Высший СФК, Всесоюзный комитет ФК). Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) и их значение в формировании советской системы физического воспитания и становлении советского спорта. Советские спортсмены на Олимпийских зимних играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Политические и социально-экономические реформы 1991 – 2022 гг. и их влияние на развитие физической культуры и спорта в России. Результаты выступления российских спортсменов на международных спортивных и олимпийских играх (1992 - 2022).
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к семинарским занятиям. /Ср/
Выступление на семинарском занятии.
Выполнение реферата по предложенной преподавателем теме. /Ср/
Проверка реферата или выступление на семинаре или конференции.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля обучающийся заочной формы должен выполнить контрольную работу, пройти тестирование, выполнить реферат и защитить его на семинарском занятии, написать эссе, выступить с сообщением на семинарском занятии.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
семестра и набравший 61 балл и более, получает зачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Выступление на семинарах - 5 б х 2 сем. = 10 б
Контрольная работа - 40
Написание эссе - 10 б
Реферат и его защита на семинаре - 20 б
Тестирование - 5 б х 4 = 20 б
Итого - 100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теория и история физической культуры: учеб. и практикум для вузов
https://urait.ru/book/teoriya-i-istoriya-fizicheskoy-kultury-454169
Столбов В. В., Родиченко В. С., Контанистов А. Т., Столяров В. И.
Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимп. образования
https://www.iprbookshop.ru/88512
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
https://www.iprbookshop.ru/79433
6.1.2. Дополнительная литература
Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Комаров С. Н., Цатурова К. А., Курамшин Ю. В, Антонова Т. М., Василевская Н. Г.
История физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению подгот. "Физ. культура"
Всеобщая история физической культуры и спорта: пер. с венг.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru :
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru :
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- система тестирования Индиго;
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
- программа для проведения дистанционных занятий и экзаменов https://bigbluebutton.ru/.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru
Официальный сайт вуза: sibsport.ru
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 - ауд. 405, 407, 502, 602; корп. 4 - 102, 312; корп.5 - 222, 229, 422; л/а манеж - 21, 26.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx