44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой _______________Кудря О.Н.
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой _______________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой _______________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой _______________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой _______________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
________
- методы врачебно-педагогического контроля;
- педагогические закономерности, принципы и методические особенности осуществления контроля и оценки;
- определять и реализовывать формы, методы и средства осуществления контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, выявления и психолого-педагогической коррекции групповых и индивидуальных трудностей в обучении в мониторинговом режиме;
- организовать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, результатов освоения ООП обучающихся;
- оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
- оценивать образовательные результаты, формируемые в преподаваемых предметах (ФК и БЖ) предметные и метапредметные компетенции;
- подобрать контрольные упражнения для оценки параметров физической, технической подготовленности занимающихся и обучающихся;
- планировать содержание и последовательность проведения педагогического контроля при осуществлении тренировочного процесса и освоении программ общего образования;
- оценивать результаты учебной деятельности обучающихся и реализации норм ВФСК ГТО на основе объективных методов контроля;
- использовать систему нормативов и методик контроля физической и технической
подготовленности занимающихся;
- использовать комплексное тестирование физического состояния и подготовленности занимающихся,
- интерпретировать результаты тестирования подготовленности занимающихся;
- роль педагогического контроля в целесообразной организации тренировочного и образовательного процесса, необходимость его взаимосвязи с медико-биологическим контролем;
- основные слагаемые педагогического контроля (контроль параметров движений, физических качеств, динамики функциональных сдвигов, эффекта текущих воздействий и общих результатов тренировочного и образовательного процессов);
- нормативные требования и показатели физической подготовленности, представленные в ВФСК «ГТО», программах по физической культуре, в том числе в программах дополнительного образования;
- систему оценивания обучающихся в процессе освоения образовательных программ по физической культуре;
ции
Устный опрос (0-2 балла)
2 балла - студент полно отвечает на поставленный вопрос, дает правильное определение основных понятий, использует специальную терминологию, показывает понимание материала, обосновывает свои суждения, приводит необходимые примеры из практики.
1 балл - студент показывает знание и понимание основных положений темы при ответе на поставленный вопрос, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести собственные примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0 баллов – студент показывает незнание большей части материала, допускает ошибки в формулировке определений и понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Практическая работа (1-3 балла)
3 балла - студент выполнил работу в соответствии с заданием, заключение и практические рекомендации соответствуют полученным результатам.
2 балла - студент выполнил работу в соответствии с заданием, заключение или практические рекомендации частично соответствуют полученным результатам.
1 балл - студент выполнил работу частично в соответствии с заданием, заключение или практические рекомендации не соответствуют полученным результатам.
Ситуационная задача (1-3 балла)
3 балла - студент дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности
2 балла - студент дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала
1 балл - студент допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения
Кейс-задание (1-8 баллов)
Степень полноты выполнения:
2 балл – выполнено полностью
1 балл – выполнено частично
Соответствие результатов исследования их оценке
2 балла - соответствует полностью
1 балл - соответствует частично
Анализ результатов исследования:
2 балла – полностью соответствуют результатам исследования
1 балл - частично соответствуют результатам исследования
Соответствие практических рекомендаций полученным данным
2 балла – полностью соответствуют полученным данным
1 балл - частично соответствуют полученным данным
Поощрительные баллы: преподаватель за посещение лекционных и практических занятий имеет право добавить к общей сумме баллов текущей успеваемости до 5 баллов.
Бонусные 5 баллов выставляются студентам, не имеющим пропусков занятий. В случае одного пропуска количество баллов уменьшается на один, двух – на два и т.д.
Шкалы оценки ответа на вопрос экзамена (1-20 баллов)
17-20 баллов студент - студент в полном объеме отвечает на поставленный вопрос, дает правильное определение основных понятий, использует специальную терминологию, показывает понимание материала, обосновывает свои суждения, приводит необходимые примеры из практики
9-16 баллов - студент показывает знание и понимание основных положений при ответе на поставленный вопрос, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести собственные примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
1-8 баллов - студент показывает незнание большей части материала, допускает ошибки в формулировке определений и понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Вопросы к экзамену
1. Цель, задачи, формы и организация врачебно-педагогического контроля в процессе занятий физической культурой и спортом.
2. Виды врачебного обследования лиц, занимающихся ФКиС.
3. Нормативно-правовое обеспечение врачебно-педагогического контроля при занятиях ФКиС.
4. Анамнез и его значение для врачебно-педагогического контроля.
5. Понятие о биологическом и паспортном возрасте. Методика определения биологического возраста у детей и подростков.
6. Методы исследования физического развития: соматоскопия и антропометрия.
7. Понятие об осанке. Виды нарушения осанки. Методика исследования осанки.
8. Типы телосложения во взаимосвязи с уровнем здоровья и физическими способностями детей и подростков.
9. Методы оценки физического развития.
10. Методы контроля функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
11. Методика проведения и оценки функциональных проб сердечно-сосудистой системы.
12. Методика проведения и оценка теста Руфье-Диксона.
13. Методика проведения и оценка Гарвардского степ-теста.
14. Методика проведения и оценка результатов теста PWC170.
15. Методика исследования и оценки ЖЕЛ.
16. Методика проведения и оценки функциональных проб дыхательной системы: пневмотахометрия, гипоксические пробы, Розенталя, Шафрановского.
17. Методика исследования и оценка статической и динамической координации.
18. Факторы риска возникновения патологических состояний при занятиях ФКиС.
19. Внешние признаки утомления. Оценка степени утомления.
20. Переутомление. Признаки, двигательный режим, меры профилактики.
21. Понятие о физическом перенапряжении. Причины возникновения. Клинические формы.
22. Острая сердечно-сосудистой недостаточность. Понятие. Причины и механизм развития, симптомы, меры профилактики.
23. Гравитационный шок. Причины и механизм развития, признаки, меры профилактики.
24. Ортостатический коллапс. Причины и механизм развития, симптомы, меры профилактики.
25. Внезапная смерть при занятиях физической культурой. Причины возникновения и меры профилактики.
26. Меры профилактики патологических состояний при занятиях ФКиС.
27. Особенности организации и содержание врачебно-педагогического контроля физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
28. Характеристика медицинских групп для занятий физической культурой.
29. Особенности организации и содержание врачебно-педагогического контроля физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
30. Диспансеризация детей и подростков, занимающихся спортом в оргпнизациях дополнительного образования
31. Цель и задачи врачебно-педагогических наблюдений на уроках физической культуры.
32. Исследование функционального состояния занимающегося в процессе урока физической культуры. Построение физиологической кривой урока.
33. Методика проведения и оценки врачебно-педагогических наблюдений с дополнительными нагрузками.
34. Методика исследования функционального состояния занимающегося в процессе урока физической культуры.
Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
Устный опрос 2 балла х 7 = 14 баллов
Практическая работа 3 балла х 8 = 24 балла
Ситуационная задача 3 балла х 3= 9 баллов
Кейс-задание 8 баллов х 1 = 8 баллов
Поощрительные баллы (за посещение занятий) = 5 баллов
Всего за текущий контроль 60 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен)
Теоретический вопрос №1- 20 баллов
Теоретический вопрос №2 - 20 баллов
Всего за промежуточную аттестацию 40 баллов
Оценка по дисциплине формируется из суммы баллов, полученных при текущем контроле и промежуточной аттестации:
60 и менее – неудовлетворительно
61-72 – удовлетворительно
73-86 – хорошо
87-100 - отлично