МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы учебно-исследовательской деятельности
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
канд.пед.наук, доц., Бакурова Т.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол.наук, Кайгородцева О.В. _________________
Основы учебно-исследовательской деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 26.04.2022 г. № 16
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 3
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формировать у студентов способности представления результатов научно-прикладной деятельности с учетом нормативных документов и стандартов, научных и специальных требований.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Электронная информационно-образовательная среда вуза
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Основы математической обработки информации
Научно-исследовательская работа
Естественнонаучная картина мира
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1: Знает:
- особенности системного подхода в научном познании;
- основные технологии поиска и сбора информации;
- технологию систематизации полученной информации;
- виды и формы работы с педагогической и научной литературой;
- требования к оформлению библиографии;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Особенности системного подхода в научном познании
Тема 1.1. Особенности системного подхода в научном познании
/Лек/
Типы и формы научных исследований
Технология и способы систематизации научной информации.
Место и роль научной работы в структуре учебного процесса. Научное и обыденное познание. Основные принципы научного познания. Роль методологии в научном познании - конспект /Ср/
Общие и специальные методы научного познания
Эмпирический и теоретический уровни знания. Взаимосвязь теории и метода - схема
/Ср/
Раздел 2. Раздел 2. Способы сбора научной информации
Тема 2.1. Способы сбора научной информации
/Лек/
Библиографический поиск литературных источников.
Систематизация и хранение приобретенной информации
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Семинар 1. Система стандартов, регулирующих правила составления библиографического описания
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Правила составления библиографического описания.
2. Примеры библиографических записей различных печатных и электронных ресурсов.
Работа с основными каталогами библиотеки. Характеристика отдельных литературных источников.
Библиографические, реферативные и обзорные издания.
Автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Ретроспективная библиография - поиск заданных источников с помощью Интернета и каталогов ОГОНБ им. А.С. Пушкина
/Ср/
Методы самостоятельной работы с информацией.
Методы самостоятельной работы с книгой. Отбор, сортировка информации. Работа с Интернетом, периодикой.
Систематизация и хранение приобретенной информации
Способы и виды систематизации. Хранение информации - разработка системы хранения
/Ср/
Виды работы с текстом. Общие приемы конспектирования.
Принципы сокращенной записи. Составление плана. Подготовка выписок, тезисов, составление аннотаций.
/Ср/
Раздел 3. Раздел 3. Методика выполнения основных разновидностей учебных и научно-исследовательских работ
Тема 3.1. Методика выполнения основных разновидностей учебных и научно-исследовательских работ
/Лек/
Подготовка реферата, выпускной квалификационной (ВКР) работы, доклада, текста публичного выступления
Семинар 2. Основные этапы работы над рефератом и ВКР
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1 Структура реферата.
2. Оформление реферата (титульный лист, оглавление, рубрикация текста, цитирование, библиографические ссылки, таблицы и рисунки).
3. Цели и задачи и структура ВКР.
4. Основные этапы выполнения ВКР. Процедура защиты ВКР.
5. Оформление ВКР.
Публичное выступление. Этапы подготовки публичной речи (определение темы и цели выступления, оценка аудитории, подготовка текста выступления). Структура научного доклада. Публичное выступление - подготовка текста выступления и презентации на публичной защите реферата /Ср/
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Правила библиографического описания - выполнение упражнений /Ср/
Основные этапы работы над рефератом - написание плана реферата на выбранную тему /Ср/
Формулировка квалификационных характеристик - рецензия предложенной статьи /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
Виды работ
1. Собеседование (устные ответы на семинарах) min - 10 б, max - 20 б
Шкала оценки за ответы на одном семинарском занятии:
20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
15баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
10 баллов - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
2. Тест - min - 10 б, max - 20 б
Шкала оценки за один тест:
20 баллов - дано более 85% правильных понятий и терминов.
19-15 баллов - дано 66% - 84% правильных понятий и терминов.
14-10 баллов - дано 50% - 65% правильных понятий и терминов.
3. Контрольная работа - min - 20 б, max - 30 б
Шкала оценки:
30 баллов - умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; демонстрирует умение подбирать методы исследования, умеет подбирать и описывать диагностический материал; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать;
25 баллов - умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; демонстрирует умение подбирать методы исследования, умеет подбирать и описывать диагностический материал (с незначительными ошибками); корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы;
20 баллов – в целом владеет материалом, но не достаточно полно демонстрирует умение подбирать методы контроля и оценки, умеет подбирать и описывать диагностический материал, мало пользуется научной терминологией, затрудняется в решении психологических задач и ситуаций; допускает ошибки в подборе диагностических методов;
4. Практическая работа - min - 20 б, max - 30 б
Шкала оценки:
30 баллов - знает требования к оформлению библиографии. Список литературы оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1.– 2003. Не допускает ошибок.
20 баллов - знает требования к оформлению библиографии. Допускает незначительное число ошибок.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется, при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max -
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
100 б.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Собеседование - min - 10 б, max - 20 б
2. Тест - min - 10 б, max - 20 б
5. Контрольная работа - min - 20 б, max - 30 б
6. Практическая работа - min - 20 б, max - 3,0 б
ИТОГО по текущему контролю - min - 61 б.; max - 100 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Зиамбетов В. Ю., Матявина С. И., Холодова Г. Б.
Основы научно-исследовательской деятельности студентов в сфере физической культуры: учеб.-метод. пособие
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2015
https://www.iprbookshop.ru/54134
Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособие для студентов бакалавриата и магистратуры
Калининград: Изд-во БФУ, 2012
https://www.iprbookshop.ru/23768
6.1.2. Дополнительная литература
Научная работа. Новые правила оформления. Библиографический аппарат научных, исследовательских и творческих работ (ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 7.82-2001, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5-2008, ГОСТ Р 7.0.12-2011): практ. пособие
Основы научных исследований: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2013
Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работу: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2013
Виноградова Н. А., Борикова Л. В.
Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx