МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы учебно-исследовательской деятельности
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд.пед.наук, доц., Бакурова Т.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доц., Мельникова Ю.А. _________________
Основы учебно-исследовательской деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формировать у студентов способности представления результатов научно-прикладной деятельности с учетом нормативных документов и стандартов, научных и специальных требований.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Электронная информационно-образовательная среда вуза
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Основы математической обработки информации
Научно-исследовательская работа
Естественнонаучная картина мира
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1: Знает:
- особенности системного подхода в научном познании;
- основные технологии поиска и сбора информации;
- технологию систематизации полученной информации;
- виды и формы работы с педагогической и научной литературой;
- требования к оформлению библиографии;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Особенности системного подхода в научном познании
Тема 1.1. Типы и формы научных исследований /Лек/
Тема 1.2. Технология и способы систематизации научной информации. /Лек/
Семинар 1. Место и роль научной работы в структуре учебного процесса
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1.Научное и обыденное познание.
2. Основные принципы научного познания.
3. Роль методологии в научном познании.
Семинар 2. Общие и специальные методы научного познания
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Эмпирический и теоретический уровни знания.
2. Взаимосвязь теории и метода.
Раздел 2. Раздел 2. Способы сбора научной информации
Тема 2.1. Библиографический поиск литературных источников. /Лек/
Тема 2.2. Систематизация и хранение приобретенной информации /Лек/
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Семинар 3. Работа с основными каталогами библиотеки
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Характеристика отдельных литературных источников.
2.Библиографические, реферативные и обзорные издания.
3.Автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных.
4. Ретроспективная библиография.
Семинар 4. Методы самостоятельной работы с информацией
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1.Методы самостоятельной работы с книгой.
2.Отбор, сортировка информации.
3. Работа с Интернетом, периодикой.
Семинар 5. Систематизация и хранение приобретенной информации
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Способы и виды систематизации
2. Хранение информации
Семинар 6. Виды работы с текстом
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1.Общие приемы конспектирования.
2.Принципы сокращенной записи.
3. Составление плана
4. Подготовка выписок, тезисов, составление аннотаций.
Семинар 7. Система стандартов, регулирующих правила составления библиографического описания
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Правила составления библиографического описания.
2. Примеры библиографических записей различных печатных и электронных ресурсов.
Работа с каталогами - поиск заданных источников с помощью Интернета и каталогов ОГОНБ им. А.С. Пушкина /Ср/
Раздел 3. Раздел 3. Методика выполнения основных разновидностей учебных и научно-исследовательских работ
Тема 3.1. Подготовка реферата, выпускной квалификационной (ВКР) работы, доклада, текста публичного выступления /Лек/
Семинар 8. Основные этапы работы над рефератом
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1 Структура реферата.
2. Оформление реферата (титульный лист, оглавление, рубрикация текста, цитирование, библиографические ссылки, таблицы и рисунки).
Семинар 9. Подготовка ВКР
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Цели и задачи и структура ВКР.
2. Квалификационные характеристики ВКР (актуальность и степень разработанности темы исследования, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования).
3. Основные этапы выполнения ВКР. Процедура защиты ВКР.
4. Оформление ВКР.
Семинар 10. Публичное выступление
/Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1.Этапы подготовки публичной речи (определение темы и цели выступления, оценка аудитории, подготовка текста выступления).
2.Структура научного доклада.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Виды работы с текстом - составление тезисов и аннотации заданного источника /Ср/
Правила библиографического описания - выполнение упражнений /Ср/
Основные этапы работы над рефератом - написание плана реферата на выбранную тему /Ср/
Формулировка квалификационных характеристик - рецензия предложенной статьи /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен:
- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 15 семинарских занятий),
- подготовить доклад и презентацию,
- оформить библиографический список.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Собеседование (устные ответы на семинарах, всего 15 занятий) - 15 × 5 б. = max - 75 баллов
2. Подготовка доклада и презентации - max - 15 баллов
3. Оформление библиографического списка - max 10 баллов
ИТОГО по текущему контролю max - 100 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Зиамбетов В. Ю., Матявина С. И., Холодова Г. Б.
Основы научно-исследовательской деятельности студентов в сфере физической культуры: учеб.-метод. пособие
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2015
https://www.iprbookshop.ru/54134
Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособие для студентов бакалавриата и магистратуры
Калининград: Изд-во БФУ, 2012
https://www.iprbookshop.ru/23768
6.1.2. Дополнительная литература
Научная работа. Новые правила оформления. Библиографический аппарат научных, исследовательских и творческих работ (ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 7.82-2001, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5-2008, ГОСТ Р 7.0.12-2011): практ. пособие
Основы научных исследований: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2013
Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работу: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2013
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Виноградова Н. А., Борикова Л. В.
Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ