МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Баймакова Л.Г. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 10.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 18.05.2022 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формирование системы знаний, навыков и умений в области измерений и контроля состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Биомеханика двигательной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Теория и методика детско-юношеского спорта
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.2: Знает:
- способы статистической обработки данных, представленных в различных измерительных шкалах и анализ полученных результатов;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Метрология. Основы теории измерений.
Л.№1.1. Метрология как наука. /Лек/
Связь метрологии с другими научными дисциплинами. Метрологическое обеспечение ФК. Величина как количественная оценка качества. Понятие об измерении. Единицы измерения. Меры. Требования к единицам измерения Международная система единиц (СИ). Основные, производные и внесистемные единицы измерения
ЛР №1 Статистические методы обработки результатов измерений /Пр/
Метрология как наука. Связь метрологии с другими научными дисциплинами. Научные, технические и правовые основы метрологического обеспечения. Величина как количественная оценка качества. Понятие об измерении. Единицы измерения. Меры. Требования к единицам измерения (определённость, воспроизводимость, стабильность, локальная независимость, практичность, системность, международная универсальность). Международная система единиц (СИ).
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Метрология. Основы теории измерений /Ср/
Качественное и количественное описание свойств объектов.
Природа устойчивости и изменчивости количественных характеристик свойств человека. Задачи метрологии в области ФК. Понятие об измерении. Классификации измерений. Шкалы измерений. Единицы измерения и способы их получения. Требования к единицам измерения. Международная система единиц измерения (СИ). Основные и дополнительные единицы системы СИ.
Раздел 2. Погрешности измерений.
Л.№2.1. Погрешности измерений. /Лек/
Природа погрешностей измерений. Классификация погрешностей измерений. Пути повышения точности измерений. Ознакомление с измерительными приборами различного класса точности. Поверка измерительного прибора. Расчёт систематической, случайной и общей погрешности прибора. Оценка реального класса прибора.
ЛР №2 Точность измерений /Пр/
Природа погрешностей измерений. Классификация погрешностей измерений. Абсолютная и относительная погрешности. Основная и дополнительная погрешности. Промахи. Систематические и случайные погрешности. Оценка величин погрешностей
ЛР №3 Оценка класса точности измерительного прибора /Пр/
Ознакомление с измерительными приборами различного класса точности. Поверка измерительного прибора. Расчёт систематической, случайной и общей погрешности прибора. Оценка реального класса прибора.
Погрешности измерений
/Ср/
Понятие о погрешностях измерений. Причины погрешностей измерений. Классификации погрешностей измерений. Абсолютная и относительная погрешности измерений. Основные и дополнительные погрешности измерений. Систематические погрешности измерений и их классификация. Случайные погрешности. Способы обнаружения систематических и случайных погрешностей. Способы описания погрешностей измерений. Промахи и способы их обнаружения. Класс точности измерительного устройства, как он определяется. Закон сложения погрешностей измерения. Способы борьбы с систематическими погрешностями. Способ уменьшения влияния случайной погрешности. Нормальный закон распределения случайных погрешностей.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
ЛР № 12 Контроль за тренировочными и соревновательными нагрузками /Пр/
Контроль за тренировочными и соревновательными нагрузками
Раздел 3. Основы теории тестов.
Л.№3.1. Основы теории тестов. /Лек/
Понятие о тестах и тестировании. Основные требования к организации тестирования. Основные требования к тестам. Надёжность тестов, её разновидности и методы оценки. Информативность тестов, её разновидности и способы оценки.
Комплексы (батареи) тестов. Гомогенные и гетерогенные комплексы.
ЛР №4 Основы теории тестов /Пр/
Основы теории тестов. Понятие о тестах и тестировании.
ЛР№5 Оценка воспроизводимости теста. /Пр/
Основные требования к тестам. Надёжность тестов, её разновидности и методы оценки. Информативность тестов, её разновидности и способы оценки. Комплексы (батареи) тестов. Гомогенные и гетерогенные комплексы.
ЛР №6 Методы количественной оценки качественных показателей /Пр/
Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Международные квалификационные системы.
Основы теории тестов /Ср/
Понятие «тест». Основные требования к тестам. Надёжность теста и её разновидности. Способы оценки воспроизводимости теста. Способ оценки стабильности теста. Способы оценки согласованность результатов тестирования. Информативность тестов и её разновидности. Способы оценки информативности тестов. Тесты для оценки силы и скоростно-силовых качеств. Тесты для оценки различных видов быстроты. Тесты для оценки выносливости. Тесты для оценки гибкости и ловкости.
ЛР № 11 Корреляционный анализ /Пр/
Раздел 4. Основы теории оценивания.
Л.№4.1. Основы теории оценивания. /Лек/
Понятие об оценке и оценивании. Задачи оценивания. Шкалы оценок. Типы шкал оценок (пропорциональная, прогрессирующая, регрессирующая, S-образная). Стандартные шкалы. Персентильные шкалы. Шкалы выбранных точек. Критерии пригодности шкал. Оценка результатов комплексного тестирования.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
ЛР №7 Основы теории оценок /Пр/
Понятие об оценке и оценивании. Задачи оценивания. Шкалы оценок. Типы шкал оценок (пропорциональные, прогрессирующие, регрессирующие, S-образные). Стандартные шкалы. Персентильные шкалы. Шкалы выбранных точек. Критерии пригодности шкал.
ЛР №8 Нормы в спорте /Пр/
Понятие «норма». Разновидности норм. Критерии пригодности норм. Оценка результатов комплексного тестирования.
Основы теории оценивания. Нормы и квалификационные системы /Ср/
Разновидности состояний человека. Комплексный контроль и его содержание. Понятие об оценках. Разновидности оценок.
Задачи и процедура оценивания. Шкалы оценок. Основные типы шкал оценок. Пропорциональные шкалы и их особенности. Прогрессирующие шкалы и их особенности. Регрессирующие шкалы и их особенности. S-образные шкалы и их особенности. Персентильные шкалы. Способ их построения. Стандартные шкалы и их разновидности. Шкалы выбранных точек. Способы оценки результата комплекса тестов. Нормы и их разновидности. Требования к нормам. Способ построения популяционных норм. Способ построения индивидуальной нормы. Должные нормы и способ их построения. Понятие «норма». Разновидности норм. Критерии пригодности норм. Квалификационные системы в физическом воспитании и спорте. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Международные квалификационные системы.
Раздел 5. Комплексный контроль в спорте.
Л.№5.1. Комплексный контроль в спорте. /Лек/
Спортивная тренировка как управляемый процесс. Понятие об управлении. Человек как объект измерения. Разновидности состояния спортсмена и разновидности контроля. Содержание и организация этапного, текущего и оперативного контроля. Контроль физических качеств. Контроль соревновательных нагрузок. Комплексный контроль в спорте. Унификация параметров, методов и средств комплексного контроля.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
ЛР № 9 Типы состояний спортсменов
/Пр/
Спортивная тренировка, как управляемый процесс.
Понятие об управлении. Человек как объект измерения. Разновидности состояния спортсмена
и разновидности контроля.
Содержание и организация этапного, текущего и оперативного контроля.
Контроль физических качеств. Контроль соревновательных нагрузок.
Комплексный контроль в спорте. Унификация параметров, методов и средств комплексного
контроля.
Комплексный контроль
в спорте
/Ср/
Комплексный контроль и его содержание. Комплексы тестов и их разновидности. Способы сравнения результатов разнородных тестов. Способы обобщенной оценки по комплексу тестов.
ЛР № 10 Прогнозирование и отбор в спорте /Пр/
Прогнозирование и отбор в спорте
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Лабораторная работа.
Оценивается (до 10 баллов) Работа выполнена полностью. Нет ошибок в логических рассуждениях. Возможно наличие одной неточности или описки, не являющихся следствием незнания или непонимания учебного материала. Студент показал полный объем знаний, умений в освоении пройденных тем и применение их на практике. 8-10 б.
Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны. Допущена одна ошибка или два-три недочета. 5-8 б.
Допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов. Работа не полностью соответствует образцу. 3-5 б.
Работа выполнена не полностью. Допущены грубые ошибки. Работа выполнена не самостоятельно. 1-3 б.
Работа не сдана 0 б.
Тест.
Оценивается (до 5 баллов).Уровень знаний и умений обучающегося оценивается индивидуально в зависимости от количества вопросов в тесте:
10 правильных ответов из 10 б.
9 правильных ответов из 10 и т. д. 1,8 и.т.д б.
Устный опрос.
Оценивается (до 2 баллов) Выполнение дополнительных заданий на занятиях
Интерактивное взаимодействие (вопросы-ответы, работа в мини- группе и т.п.) 0-2 б.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется с использованием накопительного рейтингового оценивания на образовательном портале в соответствии с бально-рейтиновой оценкой, определяющей объем заданий, которые студент должен выполнить в течение семестра в установленные сроки и служит своеобразным ориентиром для планирования деятельности. В соответствии бально-рейтиноговой оценкой по дисциплине посещение занятий и выполнение заданий в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы оценивается исходя из максимальной отметки – 100 баллов.
Все полученные обучающимся баллы суммируются и итоги размещаются в журнале на Образовательном портале СибГУФК. Обучающийся может в любой момент ознакомиться с результатами обучения.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устный опрос по темам лекции 1-5 5*5= 25 баллов
Лабораторная работа 10*6= 60 баллов
Тест 3*5=15 баллов
Итого 100 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Афанасьев В. В., Осетров И. А., Муравьев А. В., Михайлов П. В.
Спортивная метрология: учеб. для вузов
https://urait.ru/bcode/513404
Трифонова Н. Н., Еркомайшвили И. В.
Спортивная метрология: учеб. пособие для сред. проф. образования
Саратов [и др.]: Профобразование [и др.], 2019
http://www.iprbookshop.ru/87872
Афанасьев В. В., Осетров И. А., Муравьев А. В., Михайлов П. В.
Спортивная метрология: учеб. для сред. проф. образования
6.1.2. Дополнительная литература
Темерева В. Е., Шульгин Г. Е.
Измерения и контроль в спортивной метрологии: учеб. -метод. пособие для студентов вузов физ. культуры
https://lib.rucont.ru/efd/772186
Спортивная метрология (основы статистики, измерений, комплексного контроля в тренировочном процессе спортсменов): учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
Великие Луки: [б. и.], 2014
https://lib.rucont.ru/efd/279257
Трифонова Н. Н., Еркомайшвили И. В.
Спортивная метрология: учеб. для студентов по программе бакалавриата по направлению подгот. 49.03.01 "Физ. культура"
Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/66597
Спортивная метрология: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 033100 - Физ. культура
Спортивная метрология: курс лекций
Омск: Изд-во СибГУФК, 2004
сост. В. Н. Езерский ; Сибирская гос. акад. физ. культуры
Спортивная метрология: метод. указания для самост. выполнения контрол. заданий по теме "Оценка результатов количественного тестирования методами математ. статистики"
Омск: Изд-во СибГАФК, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал и система дистанционного обучения : : https://www.moodle.sibgufk.ru/
Официальный сайт вуза : : https://sibsport.ru/
Сайт библиотеки СибГУФК : : http://lib.sibsport.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, компьютеры для обучающихся, стол и стулья (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной группе), компьютер, стол, стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для проведения аудиторных занятий и осуществления самостоятельной работы необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет"и возможностью доступа к электронной информационно-образовательной среде СибГУФК (аудитория 405, учебный корпус 2; аудитория 407, учебный корпус 2; аудитория 502, учебный корпус 2; аудитория 602, учебный корпус 2; аудитория 102, учебный корпус 4; аудитория 305, учебный корпус 4; аудитория 312, учебный корпус 4; аудитория 222, учебный корпус 5; аудитория 229, учебный корпус 5; аудитория 422, учебный корпус 5; аудитория 13, дворец здоровья; аудитория 21, легкоатлетический манеж; аудитория 26, легкоатлетический манеж).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx