МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Кравчук Т.А. _________________
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
Протокол от 11.04.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н.
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н. ______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н. ______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н. _______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н. _______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
сформировать теоретические знания, ценностные ориентации и компетенции в сфере педагогической деятельности в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни, необходимых для укрепления и сохранения здоровья, профилактики болезней и популяризации здорового образа жизни среди детей и взрослых
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная и педагогическая психология
Возрастная анатомия и физиология
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Психолого-педагогическая практика
История образования и педагогической мысли
Междисциплинарная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2: Знает:
- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Понятие здоровья. Понятие о первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Здоровье и факторы его определяющие. Факторы, влияющие на здоровье. /Лек/
Определение понятия «здоровье», его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье. Этапы формирования здоровья. Здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие. Вклад генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни в формирование и сохранение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Индивидуальное здоровье, его показатели. Критерии здоровья. Группы здоровья. * (проблемная лекция)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Первая доврачебная (медицинская) помощь. /Лек/
Первая доврачебная помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Принципы оказания первой доврачебная помощи. Организация первой доврачебной помощи при стихийных бедствиях
Этапы оказания первой медицинской помощи. /Лек/
Принцип этапности при оказания первой доврачебной помощи. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
Здоровье и факторы его определяющие /Пр/
Здоровье и факторы его определяющие.
Определение понятия «здоровье», его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье. Вклад генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни в формирование и сохранение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Группы здоровья
Первая врачебная помощь при неотложных состояниях /Пр/
Первая доврачебная помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации.
Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства.
Принципы оказания первой доврачебная помощи. Организация первой доврачебной помощи при стихийных бедствиях.
Принцип этапности. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Этапы оказания первой доврачебной помощи /Пр/
Этапы оказания первой доврачебной помощи.
Принцип этапности при оказания первой доврачебной помощи. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
Понятие
здоровья.
Понятие о
первой
медицинской
помощи при неотложных состояниях /Ср/
Изучение теоретического материала, работа с пособиями, учебными и
научными изданиями
Раздел 2. Характеристика травматизма и его профилактика.Первая доврачебная помощь. Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них.
Определение понятий "травма" , "травматизм". Классификация травм и травматизма. /Лек/
Классификация травм и травматизма. Виды кровотечений. Меры профилактики травм и первая помощь при них.
Открытые и закрытие травмы. Виды кровотечения. Признаки, опасность кровопотери. Временная и окончательная остановка кровотечения. Само и взаимопомощь при кровотечениях
Травмы мягких тканей и переломы костей. Первая доврачебная помощь и меры профилактики. /Лек/
Первая доврачебная помощь и меры профилактики.
Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей.
Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. /Лек/
Меры профилактики травм и первая помощь при них.
Характеристика детского травматизма. Классификация детского травматизма. Место травматизма среди других заболеваний. Классификация, распределение по возрастным группам. Меры профилактики.
Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие. /Лек/
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них. /Лек/
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них (продолжение).
Понятие «острый живот» тактика и первая помощь. Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях, химических и термических ожогах, переохлаждении, отморожении, утоплении, электротравме, синдроме длительного сдавливания, тепловом и солнечном ударе.
Определение понятий "травма", "травматизм" /Пр/
Практическая работа 2. Определение понятий «травма», травматизм. Классификация травм и травматизма. Открытие травмы и закрытые травмы. Основные виды кровотечений. Меры профилактики травм и первая помощь при них *(решение ситуационных задач).
Открытые и закрытие травмы. Виды кровотечения. Признаки, опасность кровопотери. Временная и окончательная остановка кровотечения. Само и взаимопомощь при кровотечениях. Техника остановки кровотечения и наложения жгута.
Практическая работа 3. Десмургия
*(работа в малых группах).
Основные виды повязок. Основные правила наложения повязок. Техника наложения повязок на голову, грудную клетку, брюшную полость, верхние и нижние конечности.
Травмы мягких тканей и переломы костей /Пр/
Семинарское занятие 3. Травмы мягких тканей и переломы костей. Первая доврачебная помощь и меры профилактики (решение ситуационных задач, работа в малых группах).
Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей
Характеристика детского травматизма /Пр/
Семинарское занятие 4. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.
Характеристика детского травматизма. Классификация детского травматизма. Место травматизма среди других заболеваний. Классификация, распределение по возрастным группам. Меры профилактики. Коллоквиум
Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие /Пр/
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них(продолжение) /Пр/
Первая доврачебная помощь при гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них(продолжение) /Пр/
Понятие «острый живот» тактика и первая помощь. Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях, химических и термических ожогах, переохлаждении, отморожении
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них(продолжение) /Пр/
Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при утоплении, электротравме, синдроме длительного сдавливания, тепловом и солнечном ударе
Характеристика
травматизма и
его
профилактика.
Первая
доврачебная
помощь.
Неотложные
состояния и
первая
доврачебная
помощь при них /Ср/
Изучение теоретического материала, работа с пособиями, учебными и
научными изданиями
Раздел 3. Терминальные состояния и первая доврачебная помощь при них. Реанимация.
Терминальные состояния и первая помощь при них /Лек/
Терминальные состояния (предагония, терминальная пауза, агония и клиническая смерть). Биологическая смерть причины и признаки.
Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ.
Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Основные приемы сердечно - легочной реанимации.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Терминальные состояния и первая доврачебная помощь при них /Пр/
Терминальные состояния (предагония, терминальная пауза, агония и клиническая смерть). Биологическая смерть причины и признаки.
Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ.
Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Основные приемы сердечно- легочной реанимации
Итоговый коллоквиум "Оказание первой помощи при травмах, неотложных и терминальных состояниях" /Пр/
Итоговый коллоквиум «Оказание первой помощи при травмах неотложных и терминальных состояниях».
опрос студентов, решение ситуационных задач
Терминальные состояния и первая доврачебная помощь при них /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль успеваемости проводится в форме: устного ответа на практических занятиях, коллоквиума по разделам дисциплины, выполнения ситуационных задач, реферата ,доклада с презентацией.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устный ответ -5 х5=25 баллов
Реферат 10бх1=10баллов
Доклад 10бх1= 10 баллов
Ситуационные задачи 5бх5=25 баллов
Коллоквиум 15х 2=30 баллов
Итого: 100 баллов
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. и практикум для вузов
https://urait.ru/bcode/533120
Действия в полевых условиях: конспект лекций
Йошкар-Ола: Изд-во ПГТУ, 2014
https://www.iprbookshop.ru/23602
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Пед. образование" (квалификация "бакалавр")
6.1.2. Дополнительная литература
Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.
Основы здорового образа жизни: учеб. для студентов вузов по направлению "Пед. образование" (профиль "безопасность жизнедеятельности")
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Количество компьютеров: для
студентов – 7; для преподавателя
Количество посадочных мест: для
8 учебных столов, 24 стула, 8
компьютерных столов, 1 стол для
преподавателя, 1 стул для
преподавателя, 1 огнетушитель, 2
Количество компьютеров: для
студентов – 7, для преподавателя
Количество посадочных мест: для
Учебная доска, 6 учебных столов,
преподавателя, 1 стул для
преподавателя, 1 огнетушитель, 2
Количество компьютеров: для
студентов – 8, для преподавателя
Количество посадочных мест: для
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Учебная доска, 10 учебных
компьютерных кресел, 3 стула, 1
стол для преподавателя, 1 стул
для преподавателя, 2 жалюзи.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ