2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни 
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.03.04
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
46
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
46
46
46
46
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Яковлева О.А. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни 
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
 
Протокол от 11.04.2023 г.  № 11

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н.

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой ___________________Кудря О. Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
сформировать теоретические знания, ценностные ориентации и компетенции в сфере педагогической деятельности в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни, необходимых для укрепления и сохранения здоровья, профилактики болезней и популяризации здорового образа жизни среди детей и взрослых
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная и педагогическая психология
2.1.2
Ознакомительная практика
2.1.3
Педагогика 
2.1.4
Возрастная анатомия и физиология 
2.1.5
Общая психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Психолого-педагогическая практика
2.2.2
Вожатская практика
2.2.3
История образования и педагогической мысли
2.2.4
Социальная педагогика  
2.2.5
Междисциплинарная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Знает:

- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Понятие здоровья. Понятие о первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
0
 
1.1
Здоровье и факторы его определяющие. Факторы, влияющие на здоровье. /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Определение понятия «здоровье», его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье. Этапы формирования здоровья. Здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие. Вклад генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни в формирование и сохранение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Индивидуальное здоровье, его показатели. Критерии здоровья. Группы здоровья. * (проблемная лекция) 
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.2
Первая доврачебная (медицинская) помощь. /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Первая доврачебная помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Принципы оказания первой доврачебная помощи. Организация первой доврачебной помощи при стихийных бедствиях
0
 
1.3
Этапы оказания первой медицинской помощи. /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Принцип этапности при оказания первой доврачебной помощи. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
0
 
1.4
Здоровье и факторы его определяющие /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Здоровье и факторы его определяющие. Определение понятия «здоровье», его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье. Вклад генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни в формирование и сохранение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Группы здоровья
0
 
1.5
Первая врачебная помощь при неотложных состояниях /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Первая доврачебная помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Принципы оказания первой доврачебная помощи. Организация первой доврачебной помощи при стихийных бедствиях. Принцип этапности. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.6
Этапы оказания первой доврачебной помощи /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Этапы оказания первой доврачебной помощи. Принцип этапности при оказания первой доврачебной помощи. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
0
 
1.7
Понятие

здоровья.

Понятие о

первой

медицинской

помощи при неотложных состояниях /Ср/

16
ОПК-8.2
4
Изучение теоретического материала, работа с пособиями, учебными и научными изданиями
0
 
 
Раздел 2. Характеристика травматизма и его профилактика.Первая доврачебная помощь. Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них.
0
 
2.1
Определение понятий "травма" , "травматизм". Классификация травм и травматизма. /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Классификация травм и травматизма.  Виды кровотечений. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Открытые и закрытие травмы. Виды кровотечения. Признаки, опасность кровопотери. Временная и окончательная остановка кровотечения. Само и взаимопомощь при кровотечениях
0
 
2.2
Травмы мягких тканей и переломы костей. Первая доврачебная помощь и меры профилактики. /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Первая доврачебная помощь и меры профилактики. Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей.
0
 
2.3
Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Меры профилактики травм и первая помощь при них. Характеристика детского травматизма. Классификация детского травматизма. Место травматизма среди других заболеваний. Классификация, распределение по возрастным группам. Меры профилактики.
0
 
2.4
Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие. /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.5
Неотложные состояния  и первая доврачебная помощь при них. /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них (продолжение). Понятие «острый живот» тактика и первая помощь. Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях, химических и термических ожогах, переохлаждении, отморожении, утоплении, электротравме, синдроме длительного сдавливания, тепловом и солнечном ударе.
0
 
2.6
Определение понятий "травма", "травматизм" /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Практическая работа 2. Определение понятий «травма», травматизм. Классификация травм и травматизма.  Открытие травмы и закрытые травмы. Основные виды кровотечений.  Меры профилактики травм и первая помощь при них *(решение ситуационных задач). Открытые и закрытие травмы. Виды кровотечения. Признаки, опасность кровопотери. Временная и окончательная остановка кровотечения. Само и взаимопомощь при кровотечениях. Техника остановки кровотечения и наложения жгута.
0
 
2.7
Десмургия /Пр/
4
ОПК-8.2
4
Практическая работа 3. Десмургия *(работа в малых группах). Основные виды повязок. Основные правила наложения повязок. Техника наложения повязок на голову, грудную клетку, брюшную полость, верхние и нижние конечности.
0
 
2.8
Травмы мягких тканей и переломы костей /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Семинарское занятие 3. Травмы мягких тканей и переломы костей. Первая доврачебная помощь и меры профилактики (решение ситуационных задач, работа в малых группах). Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей
0
 
2.9
Характеристика детского травматизма /Пр/
4
ОПК-8.2
4
Семинарское занятие 4. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Характеристика детского травматизма. Классификация детского травматизма. Место травматизма среди других заболеваний. Классификация, распределение по возрастным группам. Меры профилактики. Коллоквиум
0
 
2.10
Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.11
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них(продолжение) /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Первая доврачебная помощь при гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
0
 
2.12
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них(продолжение) /Пр/
4
ОПК-8.2
4
Понятие «острый живот» тактика и первая помощь. Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях, химических и термических ожогах, переохлаждении, отморожении
0
 
2.13
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них(продолжение) /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при утоплении, электротравме, синдроме длительного сдавливания, тепловом и солнечном ударе
0
 
2.14
Характеристика

травматизма и

его

профилактика.

Первая

доврачебная

помощь.

Неотложные

состояния и

первая

доврачебная

помощь при них /Ср/

16
ОПК-8.2
4
Изучение теоретического материала, работа с пособиями, учебными и научными изданиями
0
 
 
Раздел 3. Терминальные состояния и первая доврачебная помощь при них. Реанимация.
0
 
3.1
Терминальные состояния и первая помощь при них /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Терминальные состояния (предагония, терминальная пауза, агония и клиническая смерть). Биологическая смерть причины и признаки. Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ.
0
 
3.2
Реанимация. /Лек/
2
ОПК-8.2
4
Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Основные приемы сердечно - легочной реанимации.
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
3.3
Терминальные состояния и первая доврачебная помощь при них /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Терминальные состояния (предагония, терминальная пауза, агония и клиническая смерть). Биологическая смерть причины и признаки. Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ.
0
 
3.4
Реанимация /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Основные приемы сердечно- легочной реанимации
0
 
3.5
Итоговый коллоквиум "Оказание первой помощи при травмах, неотложных и терминальных состояниях" /Пр/
2
ОПК-8.2
4
Итоговый коллоквиум «Оказание первой помощи при травмах неотложных и терминальных состояниях». опрос студентов, решение ситуационных задач
0
 
3.6
Терминальные состояния и первая доврачебная помощь при них /Ср/
14
ОПК-8.2
4
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости проводится в форме: устного ответа на практических занятиях, коллоквиума по разделам дисциплины, выполнения ситуационных задач, реферата ,доклада с презентацией.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устный ответ -5 х5=25 баллов

Реферат 10бх1=10баллов

Доклад 10бх1= 10 баллов

Ситуационные задачи 5бх5=25 баллов

Коллоквиум 15х 2=30 баллов

Итого: 100 баллов

Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Мисюк М. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб.  и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2023
1
https://urait.ru/bcode/533120
 
Л1.2
Иванов А. В.
Действия в полевых условиях: конспект лекций
Йошкар-Ола: Изд-во ПГТУ, 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/23602
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.3
Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Пед. образование" (квалификация "бакалавр")
Москва: Академия, 2012
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.
Основы здорового образа жизни: учеб. для студентов вузов по направлению "Пед. образование" (профиль "безопасность жизнедеятельности")
Москва: Академия, 2013
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Аудитория 305, учебный
7.2
корпус 4
7.3
Количество компьютеров: для
7.4
студентов – 7; для преподавателя
7.5
– 0.
7.6
Количество посадочных мест: для
7.7
студентов – 24; для
7.8
преподавателя – 1.
7.9
8 учебных столов, 24 стула, 8
7.10
компьютерных столов, 1 стол для
7.11
преподавателя, 1 стул для
7.12
преподавателя, 1 огнетушитель, 2
7.13
жалюзи.
7.14
Аудитория 312, учебный
7.15
корпус 4
7.16
Количество компьютеров: для
7.17
студентов – 7, для преподавателя
7.18
– 0.
7.19
Количество посадочных мест: для
7.20
студентов – 19, для
7.21
преподавателя - 1
7.22
Учебная доска, 6 учебных столов,
7.23
19 стульев, 7 столов для
7.24
компьютеров, 1 стол для
7.25
преподавателя, 1 стул для
7.26
преподавателя, 1 огнетушитель, 2
7.27
жалюзи.
7.28
Аудитория 222, учебный
7.29
корпус 5
7.30
Количество компьютеров: для
7.31
студентов – 8, для преподавателя
7.32
– 0.
7.33
Количество посадочных мест: для
 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
7.34
студентов – 28, для
7.35
преподавателя – 1.
7.36
Учебная доска, 10 учебных
7.37
столов, 20 стульев, 8
7.38
компьютерных столов, 5
7.39
компьютерных кресел, 3 стула, 1
7.40
стол для преподавателя, 1 стул
7.41
для преподавателя, 2 жалюзи.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики