2021-2022_44_03_05 ПО очно 2019_plx_Культурология
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Культурология
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2019.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.01.04
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
34
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
34
34
34
34
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Доктор культурологии, профессор, Берсенева Т.П.  
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Культурология
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
 
Протокол от 29.04.2022 г.  № 10

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой 

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Целью изучения дисциплины является овладение студентами вуза физической культуры основами социально-гуманитарного знания, осмысление феномена культуры как основы человеческого существования, ее роли в жизни общества и человека.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина относится к обязательной части учебного плана подготовки бакалавра в соответствие с направлением подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности.
2.1.2
Для освоения дисциплины «Культурология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в средней школе. Дисциплина «Культурология» взаимодействует с дисциплинами «Философия», «История». Изучается в первом семестре на очной форме обучения. Вид промежуточной аттестации – зачет.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
История
2.2.2
История образования и педагогической мысли
2.2.3
История физической культуры
2.2.4
Социология
2.2.5
История России
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.2: Знает:

- феномен культуры, закономерности становления и развития феномена культуры;

 
УК-5.7: Умеет:

- оценивать значение философии в науке и общественной жизни;

- анализировать социокультурные проблемы современности с позиций философии, рассматривать место человека в истории, обществе и культуре;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания. Происхождение, смысл, структура и функции культуры.
0
 
1.1
Культурология в системе научного знания. /Лек/
2
1
- Культурология как наука и учебная дисциплина. - Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе. - Научные методы культурологии. - Структура культурологического знания.
0
 
1.2
Культура в системе социально-гуманитарного знания. /Пр/
2
1
- Античные представления о культуре. - Понимание культуры в эпоху Средневековья. - Классические культурологические концепции Нового времени.
0
 
1.3
Происхождение, смысл, структура и функции культуры.

Культурологическая мысль XIX в.

/Пр/

2
1
- Эволюционистские культурологические концепции (Г. Спенсер, Э. Тайлор). - Проблема культуры в философии жизни Ф. Ницше. - Герменевтика и культура (В. Дильтей).
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.4
Культура в системе социально-гуманитарного знания. Происхождение, смысл, структура и функции культуры. /Ср/
6
1
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 2. Типология культуры.
0
 
2.1
Типология культуры. /Лек/
2
1
- Понятие типа и типологии культуры. - Критерии и основание для типологических классификаций культуры. - Историческая типология. - Восточные и западные типы культур.
0
 
2.2
Типология культуры. /Пр/
2
1
- Понятие культурного процесса и культурной динамики. - Социальная микродинамика, историческая макродинамика. - Проблема культурогенеза. - Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда. - Концепция коллективного бессознательного К. Юнга. - Функциональная теория культуры Б. Малиновского. - Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.
0
 
2.3
Типология культуры. /Пр/
2
1
- Морфологическая концепция истории О. Шпенглера. - Концепция цивилизаций А. Тойнби. - Концепция циклического развития культуры П. Сорокина.
0
 
2.4
Типология культуры. /Пр/
2
1
- Механизмы культурной динамики. - Культурные инновации и традиции. - Культурная диффузия и синтез.
0
 
2.5
Типология культуры. /Ср/
8
1
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 3. Морфология культуры: миф, искусство, религия, наука.
0
 
3.1
Морфология культуры: миф, искусство, религия, наука. /Лек/
2
1
- Духовная культура и ее особенности. - Миф как форма культуры. - Искусство как форма культуры. - Религия как форма культуры. - Наука как форма культуры.
0
 
3.2
Морфология культуры. Традиционная культура первобытности. /Пр/
2
1
- Периодизация и характерные черты первобытной культуры. - Мифологический характер первобытного сознания. - Ранние религиозные верования в первобытном обществе. - Художественная культура первобытного общества.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
3.3
Морфология культуры. Культура Востока. /Пр/
2
1
- Культура древних цивилизаций Двуречья. - Культура Древнего Египта. - Культура Древней Индии. - Культура Древнего Китая. - Традиционная культура Японии.
0
 
3.4
Морфология культуры. Основные этапы развития западноевропейской культуры. /Пр/
2
1
- Античная культура. - Европейская культура Средневековья. - Культура эпохи Возрождения. - Культура Нового времени. - Современная западная культура.
0
 
3.5
Морфология культуры. /Ср/
8
1
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 4. Россия и русская культура в мировой цивилизации.
0
 
4.1
Россия и русская культура в мировой цивилизации. /Лек/
2
1
- Понятие «культура» в учениях русских мыслителей. - Особенности и противоречия русской культуры в работах русских мыслителей. - Культурологический аспект «русской идеи». - Отечественная культура в сфере взаимодействия «Запад-Восток».
0
 
4.2
«Золотой век» русской культуры. /Пр/
2
1
- Общая характеристика русской культуры XIX в. - Просвещение и печать. - Литература первой половины XIX в. - Литература второй половины XIX в. - Русский национальный театр. - Архитектура, живопись, скульптура XIX в. - Расцвет российской науки.
0
 
4.3
«Серебряный век» русской культуры. Конец XIX–начало XX в. /Пр/
2
1
- Общая характеристика культуры Серебряного века. - Грамотность и просвещение начала века. - Наука. - Символизм в искусстве. - Акмеизм в литературе. - Творчество поэтов-футуристов. - Живопись Серебряного века. - Театр и музыка. - Кинематограф.
0
 
4.4
Россия и русская культура в мировой цивилизации. /Ср/
6
1
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 5. Культура в современном мире.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
5.1
Культура в современном мире. /Лек/
2
1
- Общая характеристика культуры ХХ в. - Культура и глобальные проблемы современности. - Культурная универсализация и глобализация. - Конфликт цивилизаций в современном мире.
0
 
5.2
Культура в современном мире. /Пр/
2
1
- Общая характеристика культуры ХХ в. - Культура и глобальные проблемы современности.
0
 
5.3
Культура в современном мире. /Пр/
2
1
- Культурная универсализация и глобализация. - Конфликт цивилизаций в современном мире.
0
 
5.4
Культура в современном мире. /Ср/
6
1
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Тест оценивается следующим образом:

а) 0-2 ошибки – 5 баллов;

б) 3-4 ошибки – 4 балла;

в) 5-6 ошибок – 3 балла;

г) 7-8 ошибок – 2 балла;

д) 9-10 ошибок - 1 балл;

е) свыше 10 ошибок – 0 баллов.

Контрольная работа

Контрольная работа оценивается по следующей схеме:

а) студент умеет самостоятельно работать с культурологическими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; корректно пользуется понятийно-категориальным аппаратом культурологии; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 10-8 баллов;

б) студент умеет самостоятельно работать с культурологическими источниками; корректно пользуется понятийно-категориальным аппаратом культурологии; может самостоятельно делать выводы, но допускает незначительные фактические и логические ошибки – 7-5 баллов (в  зависимости от количества и характера ошибок);

в) студент слабо владеет изучаемым материалом, допускает грубые ошибки (либо плагиат), самостоятельные выводы отсутствуют – 4-0 баллов.

Устный опрос на занятиях семинарского типа

Работа на семинаре оценивается по следующей схеме:

а) студент свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание обсуждаемых процессов и фактов; пользуется культурологической терминологией; участвует в дискуссии – 5-4 балла;

б) студент в целом владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание обсуждаемых процессов и фактов, мало пользуется культурологической терминологией – 3-2 балла;

в) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает обсуждаемые процессы и факты, практически не пользуется культурологической терминологией – 1 балл;

г) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов – 0 баллов.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым темам и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля. Личное присутствие обучающегося на зачете обязательно. Если обучающийся в процессе изучения дисциплины набрал менее 61 балла, для получения зачета он обязан ликвидировать текущую задолженность до установленной даты прохождения повторной промежуточной аттестации в первый раз (первой повторной промежуточной аттестации). В случае невыполнения этого требования текущая задолженность должна быть ликвидирована обучающимся при прохождении повторной промежуточной аттестации во второй раз (второй повторной промежуточной аттестации). Вторая повторная промежуточная аттестация может проводиться в форме устного опроса, или письменной работы, или тестирования.

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Устный опрос: 5 (максимальное количество баллов за семинар)*12 (количество семинаров)=60 баллов

2.Тест: 5*4=20 баллов

3. Письменная работа (контрольная) 10 баллов;

4. Бонусы: 10 баллов.

Итого: 100 баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Берсенева Т. П.
Русская культура 19-нач. 20 века. Культура России 20 века: учеб. пособие : в 2 ч.
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
80
 
Л1.2
Берсенева Т. П.
Культура Древней Руси. Культура Руси 12-17 вв. Русская культура 18 века: учеб. пособие : в 2 ч.
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
0
 
Л1.3
Кармин А. С., Новикова Е. С.
Культурология: учебник
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006
47
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Кармин А. С.
Основы культурологии: Морфология культуры: учеб. для студ. высш. учеб. заведений
Санкт-Петербург: Лань, 1997
2
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК; 2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения; 3. sibsport.ru – официальный сайт вуза. : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- система тестирования;
6.3.1.3
- браузер;
6.3.1.4
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная аудитория, учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики