2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Философия
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Философия
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.01.02
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
15
самостоятельная работа
39
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
39
39
39
39
Часы на контроль
15
15
15
15
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Доктор культурологии, проф., Берсенева Т.П.;Кандидат философских наук, доцент, Константинов Д.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Мельникова Ю.А. _________________
 
Философия
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 24.01.2023 г.  № 5

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование представления о специфике философии как сфере знания, основных разделах современной философии, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина относится к обязательной части учебного плана подготовки бакалавра в соответствие с направлением подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» профиль «Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности». Для освоения дисциплины «Философия» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в средней школе. Дисциплина «Философия» взаимодействует с дисциплиной «История». Изучается на первом курсе очной формы обучения. Вид промежуточной аттестации – экзамен.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
История
2.2.2
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
История России
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Знает:

- сущностные характеристики основных периодов в развитии философской мысли;

- особенности философского мировоззрения, предметное поле применения философских знаний;

- основы философского учения о бытии, познании, человеке, обществе, культуре;

 
УК-5.10: Имеет опыт:

- чтения и понимания философских текстов;

 
УК-5.7: Умеет:

- оценивать значение философии в науке и общественной жизни;

- анализировать социокультурные проблемы современности с позиций философии, рассматривать место человека в истории, обществе и культуре;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы и формы философии.
0
 
1.1
Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. /Лек/
2
УК-5.1
1
-Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания. -Основные течения в онтологии. -Мировоззрение и философия. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения. -Основные функции философии и ее роль в жизни общества.
0
 
1.2
История западной философии. /Лек/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
-Периодизация и основные проблемы Античной философии. -Периодизация и основные проблемы философии Средневековья. -Философия эпохи Возрождения. -Периодизация и основные проблемы философии Нового времени.
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.3
История русской философии. /Лек/
2
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
-Хронологические и географически-этнические рамки русской философии. -Начальный период развития русской философии. -Русская философия первой половины XIX века. -Русская философия второй половины XIX века. -Русская философия XX века.
0
 
1.4
Философия, ее смысл и значение. /Пр/
2
УК-5.1
1
- Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания. - Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. - Основные направления и виды философского мировоззрения. Причины возникновения и основания материализма и идеализма. Объективный и субъективный идеализм. Атеизм. Монизм, дуализм, плюрализм. - Основные функции философии и ее роль в жизни общества. Философия и наука. Философия и искусство.
0
 
1.5
Философия Древнего Востока. /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
- Философия Древнего Востока, ее культурно-исторические предпосылки. - Возникновение и особенности Древнеиндийской философии. Веды. Понятия индуизма: карма, сансара, нирвана, реинкарнация. Роль мистики и аскетики в индуизме. - Буддизм как первая мировая религия. История возникновения и основы вероучения. - Китайская философия. Конфуцианство о гармонии человека с обществом. - Даосизм. Учение о Дао и его сущностном единстве с вечным миром.
0
 
1.6
Античная философия (I). /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
- Общая характеристика Античной философии. Периодизация. Космоцентризм античной философии. - Философия досократиков. Проблема первоначала у философов Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). - Философия Гераклита. - Философия Пифагора. - Элейская философская школа. Учение Парменида о Бытии. Учение Эмпедокла о четырех стихиях. - Атомистическое учение Левкиппа-Демокрита. - Софисты: радикальное изменение основного философского вопроса. «Человек есть мера всех вещей». - Жизнь и философия Сократа. Антропология Сократа. Метод майевтики. Этический рационализм Сократа.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.7
Античная философия (II). /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
- Философия Платона. Мир идей Платона. Платон – родоначальник объективного идеализма. Учение о душе. Познание как «припоминание». Миф о «пещере». Учение Платона об идеальном устройстве государства. - Философия Аристотеля. Аристотель – собиратель и систематизатор знаний. Метафизика Аристотеля. Критика учения Платона об «идеях». Аристотель о материи и форме, о четырех видах «причин». Социальная философия Аристотеля. Этическое учение. Космология Аристотеля. -  Философия поздней античности: кинизм, скептицизм, эпикуреизм,  стоицизм.
0
 
1.8
Философия Средневековья. /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
- Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Периодизация. Главные представители, основные труды. - Монотеизм средневековой философии. Теоцентризм – основной принцип средневековой философии. Идея творения в онтологии, идея откровения в гносеологии, антропология  и аксиология средневековой философии. - Патристика на Востоке и на Западе. Августин Блаженный – представитель западной патристики. Философия Августина. Учение о свободе воле и Божественном предопределении в католицизме и православии (Августин Блаженный и Григорий Палама). Православное учение о синергии. - Схоластика в западном христианстве. Фома Аквинский как систематизатор схоластики. Пять доказательств бытия Бога. 
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.9
Философская мысль эпохи Возрождения и Нового времени (XIV–XVII вв.). /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
- Характерные черты эпохи Возрождения, их отражение в философии. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Человек как творец собственной природы и судьбы. - Культурно-исторические предпосылки становления философии Нового времени. Основные черты философии Нового времени. Научная революция XVII в. и проблема метода познания в философии - Эмпиризм Ф. Бэкона. «Новая Атлантида». Учение о «призраках» или «идолах». Учение об истинной индукции. - Рационализм Р. Декарта. Проблема метода. Методологическое сомнение. Метод дедукции. Деизм. Теория познания. Учение о врожденных идеях. Дуализм. Проблема души и тела. Учение о страстях. Этические воззрения. - Философия французского Просвещения: трактовка человека, природы и общества.
0
 
1.10
Немецкая классическая философия. /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
- Немецкая классическая философия и ее исторические особенности. - «Критическое» учение И. Канта: агностицизм теории познания. - Этика долга И. Канта. Категорический императив. - Философская концепция Г. Гегеля: диалектический метод и система. - Принцип тождества бытия и мышления Гегеля. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля. - Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии как формы отчуждения.
0
 
1.11
Новейшая философия (XIX-XX вв.). /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
- Неклассическая философия, ее становление и основные черты. Философия жизни и иррационализм. - «Воля к жизни» А. Шопенгауэра. - «Воля к власти» Ф. Ницше. - Фрейдизм и неофрейдизм. З. Фрейд. К.Г. Юнг. - Философия экзистенциализма. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю. - Философия марксизма как рационалистическая философия. Эволюция марксизма в XX веке. Вклад Г.В. Плеханова и В.И. Ленина в развитие философии марксизма. - Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и его эволюция. 
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.12
Традиции и особенности русской философии XIX-XX вв. /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
- Общая характеристика и исторические особенности русской философии. Периодизация. Особенности философской мысли. - Россия между Востоком и Западом. Русская философия XIX в. П.Я. Чаадаев. - Западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и другие мыслители) и славянофилы (А.С. Хомяков, И. Киреевский), их роль в развитии русской философии. - Материализм и позитивизм в русской философии XIX в. - Религиозная философия классиков русской литературы (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). - Русская философия конца XIX – начала XX века. Религиозно-философские учения (В.Соловьев, Н.Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов). - Русский космизм.
0
 
1.13
Философия, ее смысл и значение. /Ср/
2
УК-5.1
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.14
Философия Древнего Востока. /Ср/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.15
Античная Философия (1,2). /Ср/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.16
Философия Средневековья, философская мысль Возрождения и Нового времени. /Ср/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.17
Немецкая классическая философия. /Ср/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.18
Новейшая философия XIX-XX  веков. /Ср/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.19
Традиции и особенности русской философии XIX- XX веков. /Ср/
3
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 2. Онтология и гносеология.
0
 
2.1
Бытие и материя. /Лек/
2
УК-5.1
1
- Истоки и развитие проблемы бытия. - Философский смысл понятия «бытие». - Основные формы бытия. - Понятие материи. - Атрибуты материи.
0
 
2.2
Диалектика. /Лек/
2
УК-5.1
1
- Понятие диалектики. - Законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; 3) закон отрицания отрицания. - Направленность развития всего сущего. - Основные принципы диалектики. - Альтернативы диалектики.
0
 
2.3
Проблема сознания в философии. /Лек/
2
УК-5.1
1
- Понимание сознания в различных областях знания. - Понимание сознания в философии. - Отличие психики от сознания. - Функции сознания. - Три точки зрения на сознание. - Диалектико-материалистическая концепция сознания. - Самосознание. - Язык и сознание. - Бессознательное. - Сознание и мозг.
0
 
2.4
Познание. /Лек/
2
УК-5.1
1
- Познание как предмет философии. - Основные принципы гносеологии. - Определение познания. Субъект и объект познания. - единство чувственного и рационального познания. - Чувственное познание и его формы. - Рациональное познание и его формы. - Проблема истины в познании.
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.5
Онтология - философское учение о бытии. /Пр/
2
УК-5.1
1
- Проблема бытия в философии и ее истории. - Основные формы бытия: бытие материального мира, бытие духовного мира, бытие человека в мире. - Понятие субстанции. Монизм и его разновидности – материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм. Дуализм. Плюрализм. - Понятие материи. Основные подходы к пониманию материи. Структура материи и ее уровни. - Движение как способ существования материи. Движение и покой. Классификация форм движения в свете современной науки. - Пространство и время как основные атрибуты материи. - Детерминизм, системность и самоорганизация как основные свойства материального мира.
0
 
2.6
Развитие и универсальные связи бытия. /Пр/
2
УК-5.1
1
- Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи. Исторические формы диалектики. Софистика, эклектика и метафизика как альтернативы диалектики. Понятие закона. - Основные законы диалектики: а) Закон противоречия (единства и борьбы противоположностей). Понятия тождества, различия, противоположности, противоречия. единство и борьба противоположностей как источник и движущая сила развития. б) Закон меры (взаимного перехода количественных и качественных изменений). Понятия качества (свойства), количества, меры. Скачок как форма перехода к новому качеству. Революция и эволюция. в) Закон диалектического отрицания (отрицания отрицания). Диалектическое и метафизическое отрицание. Преемственный, поступательный и циклический характер развития. - Категории материалистической диалектики: единичное (особенное) и общее,  явление и сущность, форма и содержание, часть и целое, элементы и структура, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
0
 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.7
Гносеология – философское учение о познании. /Пр/
2
УК-5.1
1
- Предмет гносеологии. Социально-историческая природа познания. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Диалектика субъекта и объекта познания. - Виды познания: обыденное, научное, философское, религиозное, художественное, их особенности. - Диалектика чувственного и рационального познания. Чувственное познание и его формы. - Рациональное познание и его формы. Логическое мышление и язык. - Проблема истины в философии: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина, ложь и заблуждение. - Научная истина и ее критерии. Научная картина мира.  Понятие парадигмы. - Научное познание, его формы и уровни. Методы научного познания. Специфика естественнонаучного и гуманитарного знания. 
0
 
2.8
Сознание как философский феномен. /Пр/
2
УК-5.1
1
- Проблема сущности и происхождения сознания. - Диалектико-материалистическая концепция сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения в неживой и живой природе. Теория отражения и ее критика. - Психика и сознание. - Функции сознания. - Сознание и самосознание. - Язык и сознание. - Бессознательное, его специфика и роль. - Сознание и мозг.
0
 
2.9
Онтология - философское учение о бытии. /Ср/
2
УК-5.1
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
2.10
Развитие и универсальные связи бытия. /Ср/
2
УК-5.1
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
2.11
Гносеология - философское учение о познании. /Ср/
2
УК-5.1
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
стр. 12
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.12
Сознание как философский феномен. /Ср/
2
УК-5.1
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 3. Философское учение о человеке.
0
 
3.1
Философская антропология и аксиология. /Лек/
2
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
- Человек как объект философского осмысления. - Представления о человеке в истории философии. - Проблема ценностей. - Проблема смысла жизни человека. - Проблема смерти и бессмертия человека.
0
 
3.2
Проблема человека в философии. /Пр/
4
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
- Проблема сущности (природы) человека. Биологическое и социальное в человеке. Человек. Индивид. Личность. Изменение представлений о сущности человека в истории философии. - Основные философско-антропологические концепции. Фрейдизм и неофрейдизм о психике человека и соотношении в нем сознательного и бессознательного. К.Г. Юнг о «коллективном бессознательном» в культуре и человеке. Идеи Э. Фромма об анатомии человеческой деструктивности и путях преодоления агрессии. Идеи Й. Хейзинги о сущности человека. - Проблема антропосоциогенеза. Основные теории происхождения человека. - Жизнь и смерть в философской антропологии. Проблема смысла жизни человека. - Философия и будущее. Формы предсказания будущего. Утопия. Футурология. Прогностика.
0
 
3.3
Проблема человека в философии. /Ср/
4
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 4. Человек в истории, обществе и культуре.
0
 
4.1
Социальная философия. /Лек/
2
УК-5.1 УК-5.7
1
- Общество: сущность и структура. - Экономическая сфера общества. - Социальная сфера общества. - Политическая сфера общества. - Духовная сфера общества.
0
 
стр. 13
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
4.2
Человек, общество, культура. /Лек/
2
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
- Основные подходы к изучению культуры. - Понятие культуры. - Культура и цивилизация. - Глобальные проблемы современности.
0
 
4.3
Философский анализ общества. /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
- Общество как предмет философского анализа. Понятие общества. - Различная интерпретация общества в социально-философской мысли. - Взаимодействие природы и общества. Историческая эволюция характера социоприродных отношений. - Общество как целостная саморазвивающаяся система. Экономическая сфера общества. - Социальная структура как многоуровневое образование. -Политическая структура и ее основные элементы. - Духовная сфера общества. - Глобальные проблемы современности и их классификация.
0
 
4.4
Культура и цивилизация. /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
- Культура и цивилизация как проявление деятельности людей. Понятия культуры и цивилизации. - Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в различных философских концепциях. Теории циклического и линейного развития цивилизаций. а) Теория развития культуры и цивилизации, принадлежащая Н. Данилевскому. б) Теория развития культуры и цивилизации, принадлежащая А. Тойнби. в) Теория развития культуры и цивилизации, принадлежащая О. Шпенглеру. г) Теория развития культуры и цивилизации, принадлежащая П. Сорокину. - Понятие техники. Роль техники в истории человека. Техника и технология. - Техногенная цивилизация и традиционное общество. Характеристики доиндустриального, индустриального, постиндустриального,  информационного обществ
0
 
4.5
Философский анализ общества. /Ср/
6
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре). Самостоятельная подготовка к тестированию по всем разделам дисциплины.
0
 
стр. 14
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
4.6
Культура и цивилизация. /Ср/
2
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре). Самостоятельная подготовка к тестированию по всем разделам дисциплины.
0
 
4.7
Культура и цивилизация. /Ср/
2
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре). Самостоятельная подготовка к тестированию по всем разделам дисциплины.
0
 
4.8
Культура и цивилизация. /Ср/
2
УК-5.1 УК-5.7 УК-5.10
1
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случает невозможности очного присутствия на семинаре). Самостоятельная подготовка к тестированию по всем разделам дисциплины.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль студентов очной формы обучения включает в себя следующие виды работ: устный опрос на занятиях семинарского типа (всего 17 занятий),  прохождение тестирования, ответы на вопросы письменной контрольной работы.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация представлена устным собеседованием (экзаменом) по билетам, включающим два вопроса, один из которых по истории философии, второй - по теории философии.

Вопросы для собеседования:

1. Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания.

2. Мировоззрение и философия. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения.

3. Основные направления и виды философского мировоззрения. Причины и основания материализма и идеализма. Монизм, дуализм, плюрализм.

4. Основные функции философии и ее роль в жизни общества.

5. Милетская школа в Древней Греции. Философия Гераклита и Демокрита.

6. Философия Сократа.

7. Философия Платона и Аристотеля.

8. Философия Средних веков: основные школы и виднейшие представители.

9. Эмпирическая философия Нового Времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс).

10. Рационалистическая философия Нового Времени (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза).

11. Философия эпохи Просвещения (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

12. Философия И. Канта. Этика И. Канта.

13. Философия Г. Гегеля. Основные законы диалектики и основные требования к диалектической логике.

14. Философские воззрения К. Маркса и Ф.Энгельса.

15. Русская философия XIX-XX вв. Предпосылки, идейные источники, течения и виднейшие представители.

16. Рационалистическая философия XX века, ее основные особенности и виднейшие представители.

17. Философский иррационализм и его основные разновидности.

18. Религиозная, научная, философская и обыденные картины мира, их особенности и взаимосвязь.

19. Проблема бытия в философии. Основные формы бытия: бытие материального мира, бытие духовного мира, бытие человека в мире.

20. Материя. Детерминизм, системность и самоорганизация как основные свойства материального мира.

 
стр. 15
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
21. Движение, пространство и время как основные атрибуты материи.

22. Религиозная, идеалистическая и материалистическая концепции сознания.

23. Сознание и бессознательное. Сознание и мозг.

24. Сознание и язык. Сознание и самосознание.

25. Проблема человека в истории философии. Научная, религиозная и философская антропологии.

26. Проблема сущности (природы) человека. Соотношение биологического, социального и духовного в человеке.

27. Жизнь и смерть в философской антропологии. Проблема смысла жизни человека.

28. Основные цели и ценности человеческого существования.

29. Познание как предмет философского исследования. Субъект и объект познания.

30. Чувственное познание и его формы.

31. Рациональное познание и его формы.

32. Проблема истины в науке, религии и философии.

33. Общество как предмет философии. Общество и природа. Идеалистический и материалистический взгляды на развитие общества.

34. Экономическая жизнь общества. Теория общественно-экономических формаций.

35. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности.

36. Философия и история. Философские концепции исторического развития.

37. Наука и ее роль в жизни общества. Особенности научного познания.

38. Научно-технический прогресс: социальные и этические проблемы. Современная философия о гуманизации научно-технического знания.

39. Культура и цивилизация как проявление деятельности людей. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в различных философских концепциях.

40. Техногенная цивилизация и традиционное общество.

41. Эстетическое сознание и эстетические ценности, их значение в жизни человека и общества.

42. Нравственность и мораль. Значение нравственности в жизни человека и общества.

43. Религия как ценностное отношение человека к миру. Особенности религиозного сознания.

44. Глобальные проблемы современности. Причины появления и пути решения глобальных проблем.

Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль.

1. Устный опрос. Мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание - 3 балла. Итого: 3*17=51

2. Тест. Мaкс. возможное кол-во баллов - 4.

3. Письменная работа (контрольная). Мaкс. возможное кол-во баллов - 5.

Итого: 60 баллов.

Промежуточная аттестация.

Теоретический вопрос 1 - мaкс. возможное кол-во баллов - 20.

теоретический вопрос 2 - мaкс. возможное кол-во баллов - 20.

Итого: 100 баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н.
Философия
Москва [и др.]: ПЕР СЭ [и др.], 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/88238
 
Л1.2
под ред. В. П. Ратникова
Философия: учеб. для студентов вузов
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
1
http://www.iprbookshop.ru/66306
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Шалашников Г. В.
Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений
Тула: Изд-во ИЗУ ВПА, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/80638
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru  : 
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru  : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Офисный пакет MS office или аналог (например, libreoffice)
6.3.1.2
Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека: https://elibrary.ru
 
стр. 16
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде ФГБО ВО СибГУФК (Аадитория 405, учебный корпус 2, аудитория 229, учебный корпус 5, аудитория 407, учебный корпус 2, аудитория 502, учебный корпус 2, аудитория 602, учебный корпус 2, аудитория 102, учебный корпус 4, аудитория 305, учебный корпус 4, аудитория 312, учебный корпус 4, аудитория 222, учебный корпус 5, аудитория 422, учебный корпус 5, аудитория 13, Дворец здоровья, аудитория 21, легкоатлетический манеж, аудитория 26, легкоатлетический манеж.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики