МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
старший преподаватель, Фадеева А.Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, профессор, Кравчук Т.А. _________________
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 26.04.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Кравчук Т.А.
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовка обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности по организации оздоровительной работы по месту жительства. Формирование у обучающихся достаточного объема методических знаний и умений по основным составляющим здорового образа жизни и современного подхода к проблемам здоровья детей и молодежи.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Теория и методика физической культуры
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Организация спортивно-массовых мероприятий
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Физиология физической культуры
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Правовые основы профессиональной деятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.11: Умеет:
- проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук;
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; требований дополнительного образования;
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся;
ПК-2: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности
ПК-2.2: Знает:
- организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательных организациях;
- организацию досуговой деятельности учащихся в образовательных организациях;
- способы повышения эффективности педагогического процесса на уроках физической культуры;
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.6: Умеет:
- осуществлять планирование физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учетом его целей и задач физкультурно-спортивной организации
- проводить оценку ресурсного обеспечения спортивного, физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. 1. Роль оздоровительной физической культуры в формировании личности человека
Тема 1. Культура здоровья личности и ее взаимосвязь с физической культурой.
/Лек/
1. Культура здоровья как часть общей культуры человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Культура здоровья с позиции системно-структурного подхода
Тема 2. Общая характеристика оздоровительной физической культуры.
/Пр/
2. Оздоровительная направленность как важный принцип системы физического воспитания. Понятие и виды
оздоровительной физической культуры. Основные двигательные режимы. Правила оздоровительной тренировки.
Раздел 2. 2. Содержание физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками по месту жительства
Тема 3. Проблемные вопросы теории и практики физического воспитания дошкольников.
/Лек/
3. Цель, задачи и средства физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Тема 4. Формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. /Пр/
4. Методические особенности физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста. Современные физкультурно-оздоровительные методики для дошкольников.
Тема 3. Проблемные вопросы теории и практики физического воспитания
дошкольников.
/Ср/
Проблемы, препятствующие развитию дошкольного физического воспитания, перечень
рекомендаций по их возможному решению (подготовить презентацию).
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Раздел 3. 3. Физкультурно- оздоровительная работа со школьниками по месту жительства
Тема 5. Состояние здоровья современных школьников и причины его ухудшения.
/Лек/
5. Образовательная среда как один из наиболее сильных (дидактогенных) факторов отклонений в здоровье и развитии детей.
Тема 6. Физическое воспитание школьников в контексте модернизации образования.
/Пр/
6. Сущность процесса модернизации физического воспитания в Российской Федерации. Основные направления модернизации физического воспитания школьников.
Инновационные подходы в системе физического воспитания школьников.
Тема 5. Состояние здоровья современных
школьников и причины его ухудшения
/Ср/
5. Основные направление работы с детьми школьного возраста (3 возрастные группы: младший, средний и старший). Цель, задачи и основные проблемы физического воспитания школьников, а так же возможные пути их решения.
Раздел 4. 4. Методика и организация физкультурно- оздоровительной работы с учащейся молодежью
Тема 7. Методика и организация физкультурно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи.
/Лек/
7. Пути повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с допризывной молодежью.
Тема 7. Методика и организация физкультурно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи.
/Пр/
7. Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах. Состояние здоровья допризывной молодежи и военнослужащих.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Устный опрос (0-5 баллов)
Опрос проводится по вопросам, выносимым на семинарское занятие. Работа на семинаре оценивается по следующей схеме:
а) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал по всем вопросам, рассматриваемым на занятии, демонстрирует его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 5 баллов;
б) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал по всем вопросам, рассматриваемым на занятии, демонстрирует его понимание (с незначительными ошибками); корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы – 4 балла;
в) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; может излагать изученный
материал по отдельным вопросам, рассматриваемым на занятии, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется научной терминологией – 3 балла;
г) студент в целом владеет материалом по отдельным вопросам, рассматриваемым на занятии, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется научной терминологией, допускает ошибки – 2 балла;
д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией – 1 балл;
е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов – 0 баллов.
Презентация (5-10 баллов)
а) лаконичность, логичность и последовательность представления информации; использование коротких слов и предложений; минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных; заголовки привлекают внимание; один слайд содержит не более трех фактов, выводов, определений; использование разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами; вся презентация оформлена в едином стиле; использование возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; презентация наглядна, отражает сущность проекта; выступление поддерживает презентацию; ответы на вопросы аргументированы - 7-10 баллов;
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
б) лаконичность, логичность и последовательность представления информации; использование коротких слов и предложений; минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных; заголовки привлекают внимание; один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений; использование одного вида слайдов (только текст); вся презентация оформлена в едином стиле; использование возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде - 4 балла;
в) нет лаконичности, логичности и последовательности представления информации; использование коротких слов и предложений; минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных; заголовки привлекают внимание; один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений; использование одного вида слайдов (только текст); вся презентация оформлена в едином стиле; использование возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; презентация не в полной мере отражает сущность продукта; ответы на вопросы даны неполно - 5-6 баллов;
Положение (7-10 баллов)
Шкала оценивания положения о соревновании оценивается в 7-10 баллов:
а) 7-8 баллов - описание разделов не подробное;
б) 9-10 баллов - подробное описание каждого раздела.
Подготовка отчёта (3-5 баллов):
Шкала оценивания отчёта о мероприятие и оценивается в 3-5 баллов:
а) 3 балла - описание разделов не подробное;
б) 4-5 баллов - подробное описание каждого раздела.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет проставляется обучающемуся при условии набора в текущем контроле от 61 до 100 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Устный опрос по пройденной теме - 5 баллов х 8 = 40;
Подготовка положения 10 баллов х 2 = 20;
Подготовка презентации - 10 баллов х 3 = 30;
Подготовка отчёта 5 баллов х 1 = 5 баллов;
Бонус за посещаемость - 5 баллов за посещаемость 100%, итого 1 х 5 = 5.
Итого за текущий контроль 100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Физкультурно-оздоровительная работа с разными возрастными группами населения: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н.
Оздоровительные технологии в системе физического воспитания: учеб. пособие для вузов
https://urait.ru/bcode/532213
Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н.
Оздоровительные технологии в системе физического воспитания: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран;
- для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 13 СОК "Зеленый остров").
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
- лекционная аудитория с презентационным оборудованием (стационарный компьютер или ноутбук, мультимедиа проектор, экран);
- лицензионное программное обеспечение (средство создания и демонстрации электронных презентаций, текстовый редактор, мультимедиа проигрыватель);
- для самостоятельной работы студентов: кабинет информационных технологий, оснащенный компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду вуза;
- книжный фонд библиотеки (в том числе в электронном виде) www.lib.sibsport.ru.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ