2021-2022_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Становление российской государственности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Становление российской государственности
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
ФТД.05
 
зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
26
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
26
26
26
26
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд., ист. наук, доц., Волхонская Г.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд., пед. наук, доц., Кайгородцева О.В. _________________
 
Становление российской государственности
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 29.04.2022 г.  № 10

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов научных представлений об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, этапах в истории России, ее социокультурном своеобразии, месте и роли в мировой цивилизации; навыков получения, анализа и обобщения исторической информации; высоких нравственных и гражданских качеств, толерантности в восприятии культурного многообразия мира, активной жизненной позиции в личностном и социальном планах. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
История
2.2.2
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
История России
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.4: Знает:

- закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем;

- основные этапы и важнейшие события истории России;

- роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе;

 
УК-5.8: Умеет:

- анализировать социокультурные проблемы современности с исторических позиций, рассматривать место человека в истории, обществе и культуре;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

 
УК-5.9: Имеет опыт:

- анализа исторических источников;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Формирование Древнерусской государственности
0
 
1.1
Формирование Древнерусской государственности /Лек/
2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
1.   Этногенез славян 2.   Предпосылки образования Древнерусского государства. 3.   Первые киевские князья (1Х – сер. Х в.). 4.   Расцвет Древнерусского государства (П пол. Х – сер. Х1 вв.) 5.   Древнерусское государство в период феодальной раздробленности
0
 
1.2
Формирование Древнерусской государственности /Ср/
5
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Этногенез славян Предпосылки образования Древнерусского государства. Первые киевские князья (1Х – сер. Х в.). Расцвет Древнерусского государства (П пол. Х – сер. Х1 вв.) Древнерусское государство в период феодальной раздробленности
0
 
 
Раздел 2. Образование Российского централизованного государства
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.1
Русь в период формирование российского централизованного государства /Пр/
2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
1. Ордынское нашествие: иго и дискуссия о его роли в становлении Российского государства. 2. Причины и особенности образования единого российского государства. 3. Политическая централизация Руси (XIII в. -  начало XVI в.)
0
 
2.2
Образование Российского централизованного государства /Ср/
5
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Ордынское нашествие: иго и дискуссия о его роли в становлении Российского государства. Причины и особенности образования единого российского государства. Политическая централизация Руси (XIII в. -  начало XVI в.)
0
 
 
Раздел 3. Образование Российской империи (XVIII- начало XX вв.)
0
 
3.1
Россия в XVIII-XIX вв. /Ср/
6
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Пётр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм» Александр I и его попытки реформирования политической системы в России; проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева. Реформы Александра II.
0
 
 
Раздел 4. Становление и развитие  Советского государства.
0
 
4.1
СССР в послевоенный период (1945-1991) /Пр/
2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
1. Развитие СССР в период "хрущевской оттепели". 2. Развитие СССР в застойный период. 3. Политика перестройки: сущность, осуществление, итоги.
0
 
4.2
Становление и развитие  Советского государства /Ср/
6
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Утверждение тоталитарного режима в СССР. Политика большого скачка: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Вторая мировая война.
0
 
 
Раздел 5. Формирование и развитие новой российской государственности (1992-2020 гг.).
0
 
5.1
Формирование и развитие новой российской государственности (1992-2020 гг.). /Ср/
4
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Внутриполитическое развитие России в начале XXI веке Социально-экономическое развитие России в начале XXI веке Россия в системе современных международных отношений
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль

Текущий контроль (для студентов очной формы обучения)

Тест (0-5 баллов)

а) верно выполнено 92-100 % тестовых заданий – 5 баллов;

б) верно выполнено 84-91 % тестовых заданий – 4 балла;

 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
в) верно выполнено 76-83 % тестовых заданий – 3 балла;

г) верно выполнено 68-75 % тестовых заданий – 2 балла;

д) верно выполнено 60-67 % тестовых заданий – 1 балл;

е) верно выполнено 0-59 % тестовых заданий – 0 баллов.

Эссе (0-10 баллов) оценивается по следующей схеме:

а) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события, соотносит его с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 9/10 баллов;

б) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 7/8 баллов

в) студент умеет работать с историческими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется исторической терминологией – 5/6 баллов

г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется исторической терминологией, допускает ошибки – 3/4 балла;

д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает исторические процессы и факты, практически не пользуется исторической терминологией – 1/2 балла;

е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.

Собеседование (устный ответ) (0-5 баллов за одно семинарское занятие)

Работа на семинаре оценивается по следующей схеме:

а) студент свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов; пользуется исторической терминологией; участвует в дискуссии; умеет аргументированно отстаивать свою позицию – 5 баллов;

б) студент достаточно подробно излагает изученный материал; с некоторыми ошибками характеризует исторические процессы и факты; пользуется исторической терминологией; участвует в дискуссии – 4 балла;

в) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание исторических процессов и фактов, мало пользуется исторической терминологией – 3 балла;

в) студент может излагать изученный материал, но допускает значительные ошибки, плохо понимает исторические процессы и факты, практически не пользуется исторической терминологией – 2 балла;

г) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией  - 1 балл;

д) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов

Контрольная работа (итоговая) (до 20 баллов)

Контрольная работа оценивается по следующей схеме (до 5 баллов за каждый вопрос, всего 4 вопроса):

а) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и философскими текстами; демонстрирует понимание изученного материала; корректно пользуется философской терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 16/20 баллов;

б) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и философскими текстами; демонстрирует понимание изученного материала (с незначительными ошибками); корректно пользуется философской терминологией; может самостоятельно делать выводы – 10/15 баллов (в зависимости от количества и характера допущенных ошибок);

в) студент в целом владеет материалом, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется философской терминологией, допускает ошибки – 5/9 баллов;

г) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов либо содержащий плагиат – 0/4 балла.

Посещаемость лекционных и семинарских занятий 100 % - 11 баллов

 
5.2. Промежуточная аттестация
Аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля. «Зачтено» - студент получает при наличии от 61 до 100 баллов без дополнительного собеседования. «Не зачтено» – в процессе изучения дисциплины студент набрал менее 61 баллов. 
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки

Текущий контроль

      Виды работ                                      

Собеседование (устный ответ)                              5                                        30

Тест                                                                      5                                        30

Эссе                                                                      10                                10

Контрольная работа                                              20                                 20

Итоговый тест                                                      10                                 10

        Посещаемость                                                       11

 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Итого                                                                    61                                 100

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
под ред. : Е. П. Супруновой, Г. А. Трифоновой
История Отечества: учебник
Саратов: Вузов. образование, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/88497
 
Л1.2
под ред. И. И. Широкорад
История России: учеб. пособие для студентов вузов
Москва [и др.]: ПЕР СЭ [и др.], 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/88166
 
Л1.3
Бабаев Г. А., Иванушкина В. В., Трифонова Н. О.
История России: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/80987
 
Л1.4
авт.-сост. Г. П. Волхонская ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта, Колледж физ. культуры
История: электрон. учеб.-метод. пособие для внеаудитор. самост. работы студентов по специальности сред. проф. образования 49.02.01 "Физ. культура"
Омск: [б. и.], 2019
0
 
Л1.5
Пыж В. В., Кислицына И. Л.
История (История России с древнейших времен до распада Древнерусского государства): учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
0
 
Л1.6
Фортунатов В. В.
История: учеб. пособие для бакалавров и специалистов
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2018
1
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Максименко Е. П.
История. История России XX - начала XXI века: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: ИД МИСиС, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/78567
 
Л2.2
Волков В. А.
История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение): учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Изд-во МПГУ, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/79050
 
Л2.3
Сушко А. В., Глазунова Т. В., Гермизеева В. В., Петин Д. И., Машкарин М. И., Рыбаков Р. В.
История России: учеб. пособие для студентов вузов
Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/78435
 
Л2.4
Бакирова А. М., Томина Е. Ф.
История: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/71280
 
Л2.5
Чанышев А. Н.
История философии древнего мира: учеб. для студентов вузов философ. специальностей
Москва: Акад. проект, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/110076
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
6.3.1.3
- программа для просмотра видео и набор соответствующих кодеков;
6.3.1.4
- браузер.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК
6.3.2.2
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения
6.3.2.3
sibsport.ru – официальный сайт вуза
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5, 13 ДЗ, 21 л/а манеж, 26 л/а манеж).
7.3
7.4
7.5
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики