44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Юрий Викторович
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой Ворожко Юрий Викторович ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Ворожко Юрий Викторович ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Ворожко Юрий Викторович _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Ворожко Юрий Викторович _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем;
- основные этапы и важнейшие события истории России;
- роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе;
- анализировать социокультурные проблемы современности с исторических позиций, рассматривать место человека в истории, обществе и культуре;
- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
- анализа исторических источников;
ции
а) верно выполнено 92-100 % тестовых заданий – 5 баллов;
б) верно выполнено 84-91 % тестовых заданий – 4 балла;
в) верно выполнено 76-83 % тестовых заданий – 3 балла;
г) верно выполнено 68-75 % тестовых заданий – 2 балла;
д) верно выполнено 60-67 % тестовых заданий – 1 балл;
е) верно выполнено 0-59 % тестовых заданий – 0 баллов.
Собеседование (устный ответ) (0-5 балла за одно семинарское занятие)
Работа на семинаре оценивается по следующей схеме:
а) студент умеет самостоятельно работать с научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал, демонстрирует его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать - 5 баллов;
б) студент умеет самостоятельно работать с научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал, демонстрирует (с незначительными ошибками) его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы - 4 балла;
в) студент умеет работать с научными источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется научной терминологией - 3 балла;
г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется научной терминологией, допускает ошибки - 2 балла;
д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией - 1 балл;
е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов
Эссе (0-10 баллов) оценивается по следующей схеме:
а) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события, соотносит его с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 9/10 баллов;
б) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 7/8 баллов
в) студент умеет работать с историческими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется исторической терминологией – 5/6 баллов
г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется исторической терминологией, допускает ошибки – 3/4 балла;
д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает исторические процессы и факты, практически не пользуется исторической терминологией – 1/2 балла;
е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.
Контрольная работа (0-10 баллов)
Контрольная работа оценивается по следующей схеме:
а) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события, соотносит его с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 9/10 баллов;
б) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 7/8 баллов;
в) студент умеет работать с историческими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется исторической терминологией –
г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется исторической терминологией, допускает ошибки – 3/4 балла;
д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает исторические процессы и факты, практически не пользуется исторической терминологией – 1/2 балла;
е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.
Посещаемость лекционных и семинарских занятий 100% - 10 баллов
1. Предмет и задачи изучения дисциплины «История». Сущность, формы, функции исторического развития. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического развития.
2. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян. Общественное устройство и хозяйственная жизнь восточных славян в догосударственный период.
3. Пути политогенеза и этапы образования государств.
4. Средневековье как стадия исторического процесса в Европе.
5. Эволюция восточнославянской государственности в период феодальной раздробленности в XII-XII вв.
6. Татаро-монгольское нашествие. Русь и Орда – проблемы взаимовлияния. Роль Александра Невского в борьбе с немецко-шведской агрессией.
7. Социально-политические изменения в русских землях в XIV-XV вв. Возвышение Москвы. Специфика формирования единого российского государства.
8. Формирование сословно-представительной монархии. Структура феодального землевладения. Реформы Ивана Грозного: и период опричнины. Внешнеполитические достижения и поражения. Последствия правления Ивана IV.
9. «Смута» - кризис русской государственности в начале XVII в. Социальные движения в России XVII в.
10. Формирование всероссийского рынка и особенности мануфактурного производства в России. Соборное уложение 1649 г. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
11. Оформление абсолютизма в первой четверти XVII в. Реформы Петра I и их роль в истории России.
12. Реформы Екатерины II. Просвещенный абсолютизм, особенности российского просвещенного абсолютизма. Пугачевщина.
13. Изменение территории и геополитического положения Российского государства в XVIII в.
14. Россия в эпоху Александра I. Попытки реформ (проект Сперанского) и Аракчеевщина.
15. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Венский конгресс. Деятельность России в рамках «Священного Союза».
16. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное движение в России. Восстание декабристов.
17. Политика Николая I. Нарастание политического кризиса и рост общественных оппозиционных движений во второй четверти XIX в.
18. Великие реформы Александра II и их социально-экономические последствия.
19. Промышленная революция в России второй половины XIX в. Особенности становления индустриального общества в России.
20. Общественная мысль и особенности общественного движения России второй половины XIX в.
21. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
22. Россия на рубеже XIX-XX вв. Промышленная модернизация России. Реформы С.Ю. Витте. Обострение аграрного вопроса. Особенности развития Российского капитализма.
23. Политические партии России начала ХХ в.: генезис, классификация, программы, тактика.
24. Первая русская революция 1905-1907 гг. Попытка модернизации монархии и деятельность Государственной Думы.
25. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.
26. Россия в условиях I Мировой войны и общенационального кризиса.
27. Февральская революция. Феномен двоевластия. Курс на вооруженное восстание большевиков и корниловский мятеж.
28. Октябрьская революция 1917 г. Первые преобразования Советской власти и разгон Учредительного Собрания.
29. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Политика «Военного коммунизма».
30. Социально-экономическое развитие и культурная жизнь страны в 1920-е гг. НЭП.
31. Формирование однопартийного политического режима в советском государстве в 1920-1930 гг. ХХ в.
32. Образование союзного государства – СССР. Внешняя политика в 1920-1930 гг.
33. Политическая эволюция большевистского режима в 1930-е гг. Политические репрессии.
34. Социально-экономические преобразования в 1930-е гг. в СССР: коллективизация и индустриализация.
35. Великая Отечественная война. Роль союзников СССР во Второй мировой войне.
36. Социально-экономическое развитие Советского Союза в 1950 – середине 1960-х гг., общественно-политическая жизнь, оттепель, НТР, внешняя политика СССР.
37. Период «Застоя» СССР в середине 1960-1980-х гг.: нарастание кризисных явлений.
38. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка и гласность. Попытка государственного переворота 1991 г. и его провал. Распад СССР. Роль Беловежских соглашений.
39. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Октябрьские события 1993 г. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
40. Глобализирующееся мировое сообщество и место России в мире в 2000-2021 гг.
Виды работ
Собеседование (устный ответ) 5 5х3=15
Тестирование 5 5х3=15
Эссе 10 10
Контрольная работа 10 10
Посещаемость 10
Итого за текущий контроль 60
Промежуточная аттестация (экзамен):
Теоретический вопрос 1 - 20 баллов
Теоретический вопрос 2 - 20 баллов
Итого за промежуточную аттестацию 40
Всего 100