2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Спортивное ориентирование
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Спортивное ориентирование
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.ДВ.04.02.05
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
14
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
44
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
14
14
14
14
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
44
44
44
44
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доцент, Гинжлл Е.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, профессор, Кравчук Т.А. _________________
 
Спортивное ориентирование
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 26.04.2022 г.  № 12

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кравчук Т.А.

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель освоения дисциплины - поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Мини футбол
2.1.2
Футбол
2.1.3
Легкая атлетика
2.1.4
Прикладное многоборье
2.1.5
Подвижные игры
2.1.6
Стритбол
2.1.7
Оздоровительное плавание
2.1.8
Плавание
2.1.9
Физическая культура и спорт
2.1.10
Подвижные игры
2.1.11
Футбол
2.1.12
Легкая атлетика
2.1.13
Плавание
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Силовая гимнастика
2.2.3
Силовые виды спорта
2.2.4
Силовые виды спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Знает:

- значение физической культуры как фактора развития человеческого капитала, основной составляющей здорового образа жизни;

- основные показатели физического развития, функциональной подготовленности и работоспособности и влияние физических упражнений на данные показатели;

- правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту;

- основы планирования и проведения занятий по физической культуре;

- основы контроля и самооценки уровня физической подготовленности по результатам тестирования;

 
УК-7.3: Знает:

- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря;

 
УК-7.4: Умеет:

- самостоятельно оценивать уровень физической подготовленности

- проводить занятия по общей физической подготовке

- определять и учитывать величину нагрузки на занятиях

- соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений

- пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и контрольно-измерительными приборами и обнаруживать их неисправности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.1
Теория и методика  проведения занятий по спортивному ориентированию

/Пр/

2
УК-7.1
7
Понятие о спортивном ориентировании. Классификация соревнований по спортивному ориентированию. История развития спортивного ориентирования в России и в мире. Научно-методические и программно-нормативные основы спортивного ориентирования.

0
 
1.2
Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта.  /Ср/
2
УК-7.1
7
Написать реферат на тему «История развития спортивного ориентирования в  различных регионах РФ»
0
 
 
Раздел 2. Содержание видов подготовки в спортивном ориентировании
0
 
2.1
Проведение занятий по физической подготовке.

Физические качества в спортивном ориентировании. Методика развития физических качеств в спортивном ориентировании.

/Пр/

2
УК-7.3 УК-7.4
7
Разработать конспект
0
 
2.2
Проведение занятий по тактико-технической подготовке.

Понятие и классификация техники спортивного ориентирования. Технические приемы в спортивном ориентировании. Значение и составляющие тактики в спортивном ориентировании.

/Пр/

2
УК-7.3 УК-7.4
7
Провести занятие по конспекту
0
 
 
Раздел 3. Правила проведения и организация соревнований по спортивному ориентированию
0
 
3.1
Оформление документации для соревнований по спортивному ориентированию.

/Пр/

2
УК-7.1
7
Положение о соревнованиях и информационный бюллетень. Заявка на участие. Стартовый протокол и «шахматка». Протокол финиша. Протоколы. Итоговый протокол и отчет о соревнованиях.
0
 
3.2
Разработка положения о соревнованиях по спортивному ориентированию /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.4
7
Составить положение о соревнованиях 
0
 
3.3
Разработка  документации для соревнований по спортивному ориентированию /Ср/
2
УК-7.1 УК-7.4
7
Сформировать комплект документов для проведения соревнований
0
 
 
Раздел 4. Организация и проведение мероприятий по спортивному ориентированию в рекреационно-оздоровительных целях
0
 
4.1
Программы с использованием средств спортивного ориентирования.

Элементы спортивного ориентирования, использующиеся в рекреационных мероприятиях. Виды программ, с элементами ориентирования для раличного контингента.

/Пр/

4
УК-7.3
7
Рассмотреть мероприятия и проекты с использованием  элементов спортивного ориентирования в рекреационных целях
0
 
4.2
Организация и проведение мероприятий по спортивному ориентированию в рекреационно-оздоровительных целях /Ср/
2
УК-7.3
7
Разработать проект рекреационно-оздоровительного мероприятия по спортивному ориентированию. Подготовить презнтацию
0
 
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Раздел 5. Методическое обеспечение организации и проведения занятий по спортивному ориентированию.
0
 
5.1
Технология разработки программ.

Планирование многолетнего тренировочного процесса. Годичный тренировочный цикл. Мезоциклы и микроциклы: классификация и структура

/Пр/

4
УК-7.3
7
Тематический план
0
 
5.2
Технология разработки конспектов занятий.

Формы тренировочных занятий. Структура отдельного тренировочного занятия. Особенности проведения тренировочных занятий по спортивному ориентированию для различного контингента

/Пр/

6
УК-7.3 УК-7.4
7
Конспект
0
 
5.3
Методическое обеспечение организации и проведения занятий по спортивному ориентированию /Ср/
8
УК-7.3 УК-7.4
7
Разработать конспекты учебных занятий
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль

Шкала оценивания реферата

Уровни усвоения Показатели выполнения

Высокий 18-20 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования науч-но-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Средний 14-17 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования науч-но-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Ниже сред-него 9-13 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одно-го из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на дейсвтующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Низкий 0- 8 Оформление реферата не соответствует стандартам; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Шкала оценивания план-конспект или тренировочной программы

Каждая самостоятельная работа и выполнение практического задания оценивается по 20 бальной шкале, максимальный балл за одну самостоятельную работу равен 20, минимальный 0.

Каждое дополнительное задание (реферат, доклад, тестовое задание) оценивается по 10 бальной шкале, максимальный балл за одну самостоятельную работу равен 10, минимальный 0.

Уровни усвоения

Показатели выполнения

Высокий 18-20 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подготовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология спортивного туризма; методика подготовки органично сочетаются с методами спортивной тренировки во всех частях занятия.

 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Средний 14-17 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подгтовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтена специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).

Ниже среднего 9-13 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подготовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика вида спор-та, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).

Низкий 0- 8 Правильно сформулированы задачи тренировки; не все выбранные средства и методы туристской под-готовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).

Шкала оценивания  проведения части/полной тренировки по спортивному ориентированию

18-20 - Выполняет упражнения с правильной техникой,  использует различные методики проведения тренировки; активно пользуется всеми видами вербальных и невербальных (жесты) команд; следит за занимающимися, исправляет их ошибки; вносит коррективы в тренировочный процесс во время проведения занятия, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки

14-17 - Выполняет упражнения тренировки  с правильной техникой;  использует различные методики проведения тренировки; активно пользуется всеми видами вербальных и невербальных (жесты) коман следит за занимающимися, исправляет их ошибки, но не может своевременно внести изменения в тренировочный процесс, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки

9-13 -Выполняет упражнения тренировки с правильной техникой;  использует различные методики проведения тренировки; испытывает затруднения в управлении группой, некорректно или недостаточно использует вербальные и невербальные команды, не вносит изменения в тренировочный процесс, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки

0- 8 - Выполняет упражнения тренировки с правильной техникой;  использует только некоторые методики проведения тренировки; испытывает затруднения в управлении группой, некорректно или недостаточно использует вербальные и невербальные команды, не вносит изменения в тренировочный процесс,  если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки

Шкала оценивания  проекта рекреационно-оздоровительного мероприятия по спортивному ориентированию

Уровни усвоения

Показатели выполнения

Высокий 18-20 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Правильно определены цель и задачи мероприятия и оно соответствует реакционно-оздоровительной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний с использованием элементов ориентирования. Верно просчитано время на проведение частей мероприятия.

Средний 14-17 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Правильно определены цель и задачи мероприятия и оно соответствует реакционно-оздоровительной  направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний с использованием элементов ориентирования. Не просчитано время на проведение частей мероприятия.

Ниже сред-него 9-13 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Не верно определены цель и задачи мероприятия, либо оно соответствует реакционно-оздоровительной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний с использованием элементов ориентирования. Верно просчитано время на проведение частей мероприятия.

Низкий 0-8 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Не верно определены цель и задачи мероприятия, либо оно соответствует реакционно-оздоровительной направленности. Не продумана программа мероприятия, или не разработаны правила проведения состязаний с использованием элементов ориентирования. Неверно просчитано время на проведение частей мероприятия.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета, для которого студентам необходимо набрать от 61 до 100 баллов
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Выполнение самостоятельной работы 20*3=60 Выполнение практических заданий по проведению части/полной занятия по спортивному ориентированию 2*10=20 Дополнительные баллы за 100% посещаемость занятий 10 Дополнительные баллы за дополнительные виды заданий 10 Итого 100 баллов.
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Вострокнутов А. Л., Супрун В. Н., Шевченко Г. В.
Основы топографии: учеб. для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л1.2
Константинов Ю. С., Глаголева О. Л.
Методика обучения: уроки ориентирования: учеб. пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л1.3
Казанцев С. А.
Теория и методика спортивного ориентирования: учеб. для вузов по направлению 034300 - Физ. культура
Санкт-Петербург: [б. и.], 2013
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Фадина О. О., Мараховская О. В.
Спортивное ориентирование в физическом воспитании студентов: учеб. пособие
Москва: ТД "Сов. спорт", 2021
1
https://lib.rucont.ru/efd/744425
 
Л2.2
Штыкова Е. В., Агальцов В. Н.
Топография и ориентирование на местности: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
0
 
Л2.3
Хропов С. М.
Спортивный лабиринт : мини-ориентирование на уроках физической культуры
Москва: Чистые пруды, 2007
0
 
Л2.4
Куликов В. М., Константинов Ю. С.
Топография и ориентирование в туристском путешествии: учеб.пособие
Москва: [б. и.], 2004
0
 
Л2.5
Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В., Немытов Д. Н. .
Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студентов пед. вузов
Москва: Академия, 2001
0
 
Л2.6
сост. В. Н. Агальцов ; Омский ин-т физ. культуры
Ориентирование на местности: метод. рекомендации для преподавателей вузов, занимающихся подготовкой и проведением массовых соревнований по ориентированию на местности
Омск: [б. и.], 1986
2
 
Л2.7
Елаховский С. Б.
Спортивное ориентирование на лыжах
Москва: Физкультура и спорт, 1981
1
 
Л2.8
Изоп Э. В.
Оздоровительное ориентирование: учеб. пособие
Таллин: [б. и.], 1974
2
 
Л2.9
Богатов С. Ф., Крюков О. Г.
Спортивное ориентирование на местности: метод. пособие
Москва: Воениздат, 1971
1
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК; : 
 
Э2
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения; : 
 
Э3
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза. : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office
6.3.1.2
досту к информационной образовательной среде ФГБОУ ВО СибГУФК
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Зал туризма: компас - 25 шт. Карты местности  - 50 шт. Планшеты - 20 шт. Призмы  20 шт.
7.2
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
7.3
Количество посадочных мест: для студентов – 37;  для преподавателя – 1. 
7.4
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
7.5
Для самостоятельной работы обучающихся:
7.6
Зал туризма: компас - 25 шт. Карты местности  - 50 шт. Планшеты - 20 шт. Призмы  20 шт.
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
7.7
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
7.8
Количество посадочных мест: для студентов – 37;  для преподавателя – 1. 
7.9
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики